Принципы социального страхования, его организация в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

Одним из главных направлений социальных реформ в России является переход от государственного социального обеспечения к смешанной системе страхования от социальных рисков. Формирование рыночной экономики в условиях кризиса госбюджетной системы социального обеспечения и здравоохранения в России потребовало, во-первых, сохранения пенсий, пособий и других гарантий социального обеспечения населения в условиях рынка и высокой инфляции. Во-вторых, возникновение рынка труда и безработицы является основанием для создания системы социальной защиты от безработицы. Поскольку данные потребности граждан обусловлены наличием социальных рисков, оптимальной формой их удовлетворения является механизм социального страхования.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИК.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Уполномоченные банки открывают  и ведут счета своих клиентов – юридических и физических лиц – в иностранной валюте. Резиденты имеют право иметь счета также в банках за пределами Российской Федерации.

 

Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета  в уполномоченных банках.

При осуществлении валютных операций юридические и физические лица-резиденты  представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который  проводится соответствующая операция, документы, подтверждающие наличие  оснований для осуществления  валютных операций. Подтверждающими документами являются договоры (соглашения, контракты), заключенные путем составления одного документа, подписанного сторонами, либо путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также документы, подтверждающие факт передачи товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, претензии, рекламации, акты судебных и других уполномоченных административных органов, а также иные подтверждающие документы. Подтверждающие документы могут быть предоставлены юридическими и физическими лицами-резидентами в уполномоченный банк путем электронного обмена документами. В этом случае между юридическим или физическим лицом-резидентом, с одной стороны, и уполномоченным банком, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также заключается договор о порядке и условиях его использования.

В случае перевода иностранной валюты со счета подтверждающие документы  представляются до проведения валютной операции, а в случае поступления иностранной валюты на счет в течение семи календарных дней со дня зачисления иностранной валюты на счет.

Осуществление уполномоченными банками  расчетов по валютным операциям на сумму, не превышающую в эквиваленте 2 000 долларов США по одной валютной операции, допускается без представления подтверждающих документов. Физические лица-резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности (за исключением наличной иностранной валюты) в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию. Физические лица-резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. При этом не требуется представление таможенным органам Российской Федерации документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее переведена, ввезена или переслана в Российскую Федерацию или приобретена в Российской Федерации. Помимо этого физические лица-резиденты имеют право вывозить из Российской федерации ранее ввезенную в Российскую Федерацию наличную иностранную валюту в пределах суммы, указанной в таможенной декларации, подтверждающей ее ввоз в Российскую Федерацию. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами-резидентами наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 3 000 (три тысячи) долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу Российской Федерации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами-резидентами  наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 (три тысячи) долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу Российской Федерации путем подачи письменной таможенной декларации.

Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Нерезиденты имеют те же ограничения на перевод, ввоз и пересылку валютных ценностей в Российскую Федерацию, что и резиденты при соблюдении таможенных правил и в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Для осуществления международных расчетов уполномоченные банки открывают в иностранных банках и у себя корреспондентские счета «Ностро» и «Лоро».

Счет «Ностро» – это текущий  счет банка, открытый им в банке-корреспонденте; Счет «Лоро» – это текущий счет, открытый в коммерческом банке на имя банка-корреспондента. Открытие корсчетов обусловлено потребностью клиентов банка в осуществлении экспортно-импортных операций.

Структура денежной массы

 

Денежная масса – это сумма  платежных средств в экономике  страны, совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота. Денежная масса характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, обслуживающие экономические связи страны и принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также всему государству в целом.

Регулирование денежной массы в стране является задачей центральных банков. Оно осуществляется путем денежной эмиссии, проведения операций на открытом рынке (купля и продажа государственных ценных бумаг), регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков и определения размера ставки рефинансирования.

Для оценки и анализа изменений  объема денежной массы используются различные показатели, или денежные агрегаты. Агрегаты ранжируются по мере уменьшения ликвидности включенных в них разновидностей денежных средств. Степень ликвидности определяется тем, насколько быстро данное денежное средство можно использовать для покупки товаров и услуг. Наибольшей ликвидностью обладают наличные деньги, находящиеся у покупателя, или депозиты до востребования. Деньги, лежащие в банке на срочном вкладе, уже имеют в этом отношении ряд ограничений: во-первых, надо дождаться оговоренного срока снятия денег со счета, а во-вторых, коммерческий банк должен быть надежным. Присоединяя постепенно к наиболее ликвидным средствам менее ликвидные, мы получаем набор основных денежный агрегатов М0, М1,…, Мn. Для определения денежной массы каждой конкретной страны используется различное количество агрегатов: во Франции – 2, в США – 4[2]. В России используются 4 агрегата – М0, М1, М2, М3. Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой. Рассмотрим более подробно их экономическое содержание.

Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении (монеты и бумажные деньги) плюс остатки наличных денег в  кассах предприятий и организаций. Этот агрегат обслуживает наличный оборот.

Следует отметить, что металлические  деньги составляют незначительную долю наличности (2 – 3% от наличных денег), они  оплачивают мелкие сделки по приобретению товаров или получению услуг. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной. Изготавливается она из сплавов дешевых металлов. Это делается для того, чтобы удешевить денежный оборот, не допустить аккумуляции денег в одних руках в качестве сокровища, а также, чтобы избежать переплавки их в слитки, что предпринималось бы, если бы металл представлял техническую ценность. Таким образом в агрегате М0 преобладают банкноты.

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 плюс средства на расчетных счетах юридических  лиц плюс средства страховых компаний плюс депозиты до востребования населения в коммерческих банках.

Расчетный счет – это счет, открываемый  банками юридическими лицами для  хранения денежных средств и осуществления  расчетов.

Депозит до востребования - это денежный вклад, который должен быть выдан  банком клиенту по его первому требованию. Поэтому можно говорить о доступность этих сбережений для вкладчика в любой момент времени. Однако, как мы видим, этот вид безналичных денег не включен в агрегат М0. Это связано именно с оценкой возможность этих денежных средств максимально оперативно превращаться в товары и услуги. Банк может быть закрыт на обеденный перерыв, в связи с окончанием рабочего дня, может разориться и оказаться неспособным выполнить свои обязательства переда клиентом. В связи с этим, как уже было отмечено, составляющие компоненты агрегата М1 не могут по оперативной доступности для клиента быть приравнены к наличным деньгам.

 

Агрегат М1 обслуживает операции по реализации ВВП, по распределению и  перераспределению национального  дохода, накоплению и потреблению.

Большинство экономистов склонны  рассматривать денежную массу в  узком смысле, то есть состоящую  из агрегата М1.

Другие агрегаты – М2 и М3 –  называют “почти деньгами”. Это высоколиквидные  финансовые активы, которые не функционируют  непосредственно в качестве средства обращения, но могут легко, без риска финансовых потерь, переводиться в наличность или счета.

Агрегат М3 содержит агрегат М1 плюс срочные депозиты населения в  коммерческих банках плюс краткосрочные  государственные ценные бумаги.

В отличие от вкладов до востребования, срочные депозиты являются денежными  средствами, размещенными клиентами  банка на определенный, указанный  в документах срок. Клиент может  получить вложенные денежные средства с процентами только по истечении  этого срока. Очевидно, что оперативная доступность этих безналичных денег ниже, чем у составляющих компонент агрегата М1.

Что касается государственных краткосрочных  ценных бумаг, то объективно они являются самыми надежными и ликвидными из всех видом ценных бумаг. Их гарантом выступает государство. Кроме того, данные краткосрочные бумаги являются бумагами с быстрым сроком погашения. Высокая надежность обеспечивает быструю продажу их на фондовых биржах.

Многие государства с развитой экономикой при расчете агрегата М2 учитывают денежные средства, вложенные в государственные краткосрочные бумаги. Однако сегодняшнюю ситуацию на российском рынке ценных бумаг, связанную с невозможностью государства рассчитаться по своим долговым обязательствам, можно считать форс-мажорной также по отношению к принятой схеме денежных агрегатов.

Следует отметить, что сложившаяся  в России ситуация иллюстрирует причины, по которым эти ценные бумаги не могут по своей ликвидность быть отнесенными к агрегатам М0 и  М1, так как их обладатели не могут реализовать их по указанному номиналу, не говоря уже о прибыли.

Агрегат М3 содержит агрегат М2 плюс депозитные сертификаты плюс ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке.

Депозитный сертификат – это  письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право юридического лица на получение по истечении установленного срока депозита и процентов по нему. В число ценных бумаг входят также коммерческие векселя, выписанные предприятиями. Так как эта часть денежных средств, вложенных в ценные бумаги, создается не банковской системой, то она находиться под контролем не только предприятий – участников вексельной сделки, но и банка, так как превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка. Акцептуя вексель, банк выступает гарантом его оплаты в случае неплатежеспособности предприятия-плательщика.

В ситуации здоровой экономики, нормального  денежного оборота между агрегатами существует равновесие, определенные пропорции, подразумевающие, что объем безналичных денег должен превосходить объем денежной наличность. В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении этого равновесия в денежном обращении образуется нехватка наличных денег, рост цен и другие негативные явления.

Около трети денежной массы составляют наличные деньги. Рост доли наличных денег, оплата юридическими лицами произведенной  сделки не безналичным путем, а нелегальной  “черной наличностью” ведет к  созданию “теневой” экономики, уклонению от уплаты налогов, отсутствию прозрачной финансовой системы государства.

М2 + депозитные сертификаты + государственные  ценные бумаги

 

М1 + срочные депозиты населения  в сберегательных банках   

 

М0 + средства на расчетных счетах юридических  лиц + средства госстраха + депозиты до востребования в сберегательных банках + депозиты в коммерческих банках    

 

Банкноты в обращении  

Монеты в обращении  

Остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций   

 

В России используется такой показатель, как денежная база, который включает наличные деньги (агрегат М0) и обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке РФ.

Выбор денежного агрегата, через  который будет выражен спрос  на деньги, имеет высокую практическую значимость[4]. Так, в России денежный агрегат М2 является одним из устоявшихся количественных ориентиров денежно-кредитной политики Банка России. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, динамика данного показателя является определяющей для развития экономики в целом, а с другой – что, в отличие от более широких агрегатов, в большей степени подается регулированию со стороны денежных властей.

Практика свидетельствует о  сложившейся ситуации: повышение  уровня наличных денег Мо в денежной массе М2 способствует уменьшению коэффициента монетизации экономики[5]. Монетизация – это средство обеспечения и удовлетворения платежеспособного спроса на деньги, в том числе на денежный капитал, всей экономики страны как единого целого.


Информация о работе Принципы социального страхования, его организация в РФ