Проблемы совершенствования налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Одним из актуальных и значимых для развития политики налогообложения представляется изучение проблем налоговой системы, а именно следующих проблем: нестабильность налоговой политики, чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика, уклонение от уплаты налогов, чрезмерное распространение налоговых льгот, отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики, эффект инфляционного налогообложения, а также проблемы обеспечения стабильности налоговой системы и её максимального упрощения, изъятия из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
1.Налоговая система понятие, цели, содержание, роль………………3
1.1 Принципы построения налоговой системы……………….7
2. Структура налоговой системы РФ……………………………….11
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ…………..15
3.1 Недостатки налоговой системы России…………………...15
Заключение ……………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

5) принцип определённости  правил налогообложения – при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в  ином порядке, чем это определено  НК РФ.

6) принцип истолкования  всех неясностей в налоговом  законодательстве в пользу налогоплательщика  – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:

1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в  том, что налоговая нагрузка может  быть оперативно изменена в  соответствии с объективными  потребностями государства;

2) принцип стабильности  – этот принцип предполагает  постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых  отношений (для государства при  формировании доходной части  бюджета, а для плательщиков –  при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов – суть его заключается  в исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов  субъектами РФ и органами местного  самоуправления.

В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.

 

        2.    Структура налоговой системы РФ

Налоговая система РФ как важная составляющая государственной системы в целом представляет собой совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля.

Понимание структуры налоговой системы основывается на определении понятия «система». Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.

Для каждого государства общее содержание и характер его налоговой системы определяется налоговым законодательством, а также нормами, регулирующими её отношения с другими государствами. При этом важно иметь такую налоговую систему, которая, с одной стороны, обеспечивает стабильное и достаточное поступление средств в бюджет, а с другой стороны, не лишает предпринимателей и население в целом стимулов к высокоэффективному труду.

В настоящее время налоговая система РФ состоит из следующих взаимосвязанных элементов – подсистем, формирующих её структуру.

1. Правовая (законодательная) подсистема. Фундаментом налоговой  системы является законодательство  РФ о налогах и сборах, о  полномочиях государственных структур, обеспечивающих функционирование  налоговой системы, о правах и  обязанностях налогоплательщиков, законодательство субъектов РФ  о налогах и сборах, нормативные  правовые акты представительных  органов местного самоуправления. Федеральные законы принимаются  двухпалатным парламентом и утверждаются  Президентом РФ.

2. Подсистема налогов  и сборов представляет собой  совокупность федеральных, региональных, местных налогов и  условий  их установления и взимания, а также сборов и пошлин, утвержденных в законодательном порядке.

3. Подсистема контроля соблюдения налогового законодательства включает налоговые органы РФ, внебюджетные фонды, таможенные органы. Единая централизованная система налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и её территориальных органов.

Основными задачами налоговых органов являются контроль соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами о налогах и сборах. В рамках данной подсистемы таможенные органы выполняют в том числе следующие функции:

  • участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют её;
  • взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  • осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции.

 

4.Правоохранительная подсистема  обеспечивает экономическую безопасность  государства и включает федеральные  органы внутренних дел и таможенные органы.

 

Задачами федеральных органов внутренних дел в лице Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям являются:

  • выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
  • обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их работников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей.

Таможенные органы в рамках правоохранительной подсистемы также выполняют следующие функции:

  • защищают экономические интересы РФ;
  • обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ;
  • ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещенным через таможенную границу РФ;
  • осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление.

5. Подсистема судопроизводства  обеспечивает рассмотрение в  арбитражных судах и судах  общей юрисдикции налоговых споров  между государственными органами  и налогоплательщиками – организациями  и физическими лицами. Решения  Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Конституционного  Суда РФ в отношении дел, связанных  с рассмотрением налоговых споров, являются обязательными к исполнению на всей территории РФ.

6. Банковская подсистема  обеспечивает через кредитные  организации и территориальные  органы Федерального казначейства  Министерства финансов РФ перечисление  и зачисление налогов и сборов, поступающих от  налогоплательщиков, на счета бюджетов разных уровней:  федерального, территориальных и местных. Важная роль в обеспечении бесперебойной работы этой подсистемы отводится банкам. Открытие банком счета налогоплательщику производится только при предъявлении последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, налогового агента или иного обязанного лица на перечисление налога в соответствующие бюджеты, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено НК РФ.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или иного обязанного лица банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей банки несут ответственность, установленную главой 18 НК РФ.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течении одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Все подсистемы налоговой системы взаимодействуют между собой, а налоговая система в целом взаимодействует с субъектами налогообложения в лице налогоплательщиков. Таким образом, без налогоплательщиков невозможно существование налоговой системы, иначе не с кого было бы взимать налоги и сборы. Однако налогоплательщики, являясь элементов внешней среды по отношению к налоговой системе, активно воздействуют на налоговую систему в своих интересах, как и последняя на них. Следовательно, связь между внешней средой и налоговой системой является, по сути, двусторонней.  

   3. Проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

      3.1 Недостатки налоговой системы России

Исторический опыт стран рыночной демократии подтверждает, что даже такой противоречивый процесс, как согласование налоговых интересов разных собственников, можно осуществлять на демократической основе. Но для создания эластичной налоговой системы требуются постепенные и длительные преобразования, и прежде всего институтов собственности и власти.

На Руси и позже в Российской империи податная (налоговая) политика не основывалась на принципах экономической теории. Никогда за всю историю налогообложения в нашей стране величина обобществляемых через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили ярко выраженный фискальный характер.

 В РФ сохранены традиции  и методология формирования бюджета  государства по принципу «главенство  директивы центра». Это, естественно, проецируется и на налоговую  политику государства. Более того, в настоящее время само понятие  «государственно-властный аппарат». До сих пор утверждается, что  налоги в пользу государства  должны обеспечивать потребности  верховной власти, а социальное  содержание налогов крайне ограничено.

К основным недостаткам отечественной налоговой системы можно отнести следующие:

1. нестабильность налоговой  политики;

2. чрезмерное налоговое  бремя, возложенное на налогоплательщика.

3. уклонение от уплаты  налогов юридическими лицами, вызванное в том числе отменой инвестиционной льготы.

4. чрезмерное распространение  налоговых льгот, что приводит  к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из  них были отменены). Опыт развитых  стран свидетельствует о целесообразности  зачисления льгот в налоговые  расходы государства и включения  их в расчеты эффективности  государственного сектора экономики;

5. отсутствие стимулов  для развития реального сектора экономики;

6. эффект инфляционного  налогообложения. В условиях инфляции  капитал с длительным циклом  оборота (фермерский, промышленный) несет  дополнительную налоговую нагрузку;

7. чрезмерный объем начислений  на заработную плату;

8.  единая ставка налога  на доходы физических лиц. Во  всем мире лица с более высокими  доходами платят в бюджет более  весомые налоги, а малообеспеченные  слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы  подоходного налога оказался  нарушен один из важнейших  принципов налогообложения –  его справедливость. Кроме того, при установлении предела для  стандартных вычетов по налогу  на доходы физических лиц этот  общий для всех налогоплательщиков  элемент обложения «дискриминируется»  по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.

К числу других недостатков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся:

  • ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);
  • перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
  • тенденция к расширению доли прямых налогов;
  • исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов.

Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось:

Информация о работе Проблемы совершенствования налоговой системы РФ