Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:28, доклад
В настоящее время в мире насчитывается около миллиарда банковских пластиковых карточек. Внедрение банковских карточек является важнейшей тенденцией развития технологии безналичных расчетов в банковской деятельности. Это средство расчетов предоставляет всем использующим ее лицам и организациям множество преимуществ. Для клиентов - удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег. Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда. Карточки как финансовый инструмент постоянно совершенствуются, растет сфера их применения, расширяется комплекс оказываемых услуг с их использованием. Это лишь неполный перечень качеств пластиковых денег, обусловивших их признание на мировом рынке.
Автор: Жукова Наталья Юрьевна
Риски банков при работе с пластиковыми картами и их минимизация
В настоящее время в мире насчитывается около миллиарда банковских пластиковых карточек. Внедрение банковских карточек является важнейшей тенденцией развития технологии безналичных расчетов в банковской деятельности. Это средство расчетов предоставляет всем использующим ее лицам и организациям множество преимуществ. Для клиентов - удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег. Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда. Карточки как финансовый инструмент постоянно совершенствуются, растет сфера их применения, расширяется комплекс оказываемых услуг с их использованием. Это лишь неполный перечень качеств пластиковых денег, обусловивших их признание на мировом рынке.
Но, как и всякий высокодоходный бизнес, а в особенности в сфере денежного оборота, банковские пластиковые карточки имеют свои риски, как для клиентов банка, так и для самого банка.
В настоящей статье мы рассмотрим риски, возникающие именно в работе операционных подразделений банков по работе с пластиковыми картами и направления их минимизации.
Именно поэтому целью данной работы являются риски, которые возникают у банков при работе с пластиковыми картами. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Первый блок вопросов по банковским рискам, возникающим при совершении операций с пластиковыми картами, является общим как для дебетовых, так и для кредитных карт и связан с эмиссией. Под операциями эмиссии в рамках настоящей статьи мы будем понимать комплекс процедур, выполняемых банком, от момента оформления клиентом заявления на выпуск карты до момента ее получения. Эти процедуры, в свою очередь, следует классифицировать по технологическим стадиям:
— оформление заявления операционным работником и передача заявления на обработку;
— собственно процесс выпуска карты (ее эмбоссирование и получение конверта с пин-кодом);
—
приходование эмбоссированной карты
в кассовое хранилище, а конвертов
с пин-кодами — под отчет ответственным
сотрудникам с последующей
На первой из перечисленных стадий следует учесть, что существуют обязательные требования платежных систем к оформлению заявлений на выпуск карт, и эти требования должны исполняться неукоснительно, особенно в части заполнения предусмотренных граф; вместе с тем на практике при проверках выявляются многочисленные неточности и ошибки при оформлении заявлений, что связано как с человеческим фактором, так и с особенностями клиентского обслуживания. В связи с этим банку следует предусмотреть следующие процедуры, минимизирующие ошибки и неточности при оформлении заявлений.
Собственно процесс персонализации карты включает в себя ряд рискоообразующих процедур, проводить которые следует с учетом того, что:
— заготовки (бланки) пластиковых карт до их эмбоссирования должны храниться с обеспечением правил ответственного хранения;
— оборудование для эмбоссирования должно соответствовать требованиям, установленным платежными системами;
— генерация паролей, пин-кодов и эмбоссирование карт должны выполняться на компьютере, изолированном от основной банковской сети с целью исключения несанкционированного доступа, с применением автоматических комплексов и программных средств, соответствующих требованиям платежной системы;
— эмбоссирование карт должно осуществляться по разработанному для данного вида карт логотипу;
— после персонализации карта должна быть в тот же день оприходована в кассовое хранилище, соответствующее установленным к кассовым хранилищам требованиям по обеспечению сохранности находящихся в нем ценностей, по установленной внутренними нормативными документами процедуре; конверт с пин-кодом должен храниться в соответствии с рекомендациями платежных систем и внутренними правилами, например в сейфе у ответственных сотрудников под запись в журнале учета пин-кодов, и выдаваться клиенту также под роспись его в получении одновременно с получением им карты через кассу банка. Данный порядок раздельного хранения пин-кода и банковской карты является одним из требований платежных систем, но на практике не всегда выполняется, поэтому на него следует обратить особое внимание.
В
настоящей статье мы сознательно
не детализируем вопросы, связанные
с процессами хранения, учета и
выдачи персонализированных карт в
хранилище ценностей. Как правило,
они лежат в компетенции
Во второй крупный блок вопросов следует включить вопросы, связанные с обслуживанием банковских карт. Управление рисками обслуживания банковских карт можно подразделить по видам выполняемых операций, так как каждый вид деятельности имеет свои особенности и зачастую выполняется различными структурными подразделениями. В настоящей статье мы рассмотрим:
— операции с кредитными картами;
— операции с дебетовыми картами физических лиц;
— операции по эквайрингу (включая эквайринг в банкоматах и торгово-сервисных предприятиях (далее — ТСП));
— зарплатные проекты;
— корпоративные карты.
По операциям с кредитными картами базовым банковским риском является кредитный риск, и процедуры по его минимизации, так же как и по кассовым операциям, детально регламентируются Положением ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», а потому мы на них также останавливаться не будем. Однако ряд моментов все же отметим, поскольку они лежат вне круга вопросов, регламентированных указанным Положением.
Во-первых, следует обратить внимание на взимание комиссии за выпуск карты. Существует практика взимания этих комиссий автоматически при открытии карточного счета, в счет образующейся задолженности. Такая практика приводит к тому, что, если клиент по каким-либо причинам не воспользуется кредитной картой, эта задолженность будет классифицироваться и обрабатываться в автоматическом режиме как кредитная (с начислением процентов, пеней и т.п.), при этом клиент будет полагать, что не обязан уплачивать проценты и пени за нее. Суммы задолженности, как правило, настолько незначительны, что предъявление к каждому клиенту исковых требований представляется нецелесообразным, однако трудозатраты на классификацию, ведение досье, создание резерва и учет этой задолженности при наличии массовой практики достаточно велики, что приводит к повышению уровня операционных и надзорных рисков по ней. Кроме того, общая сумма такой задолженности может оказаться весомой. В данном случае способствовать минимизации этого риска может уплата комиссии клиентом отдельно.
Следующий вопрос касается мелких сумм непогашенных овердрафтов и связан с теми же самыми рисками. В данном случае в рамках системы управления рисками банку следует определить как предельно допустимую величину общей задолженности по кредитным картам, так и предельно допустимый размер непогашенной задолженности по каждому клиенту, затраты по которой банк готов понести без обращения в судебные инстанции ввиду их нерентабельности. В целях минимизации рисков банку следует предусмотреть разработку ступенчатой системы мер воздействия (рассылка писем, вызов в банк, лишение льгот по прочим услугам банка и т.п.) и действий самого банка (усиление контроля, ограничение операций и т.п.) по предотвращению указанных рисков.
Общими для дебетовых и кредитных карт являются и спорные вопросы, связанные с отказами от совершенных операций (проведением по картам не санкционированных клиентом операций). Во всех случаях отказа клиента от операций банку следует проводить служебное расследование с целью установления его причин. Минимизировать данный риск возможно с помощью:
— четкого определения порядка рассмотрения данных споров в договоре;
— процедуры инструктажа клиента по вопросам пользования картой и пин-кодом и порядку блокировки карт в случае утери, кражи карты или сомнения в характере проводимых по ней операций.
В последнее время участились случаи мошенничества по картам с использованием банкоматов, в том числе с наложением на панель банкомата специальных «считывающих» устройств. Оптимальным способом минимизации рисков является установка видеонаблюдения. Немаловажен также выбор места для установки банкомата в непосредственной близости от пунктов охраны, однако это не всегда возможно. Во всех случаях, когда установка видеонаблюдения невозможна, следует ввести процедуру обязательного ежедневного контроля лицевой панели банкомата силами инкассаторов, осуществляющих загрузку, и/или силами сотрудников торговых залов и иных помещений, в которых установлен банкомат.
С целью минимизации рисков мошенничества при работе с банкоматами и ТСП в число подозрительных должны попадать все операции, по которым пин-код вводится более чем два раза. Сведения об указанных операциях должны передаваться ответственному сотруднику, который в течение установленного времени (чаще всего 2–3-х дней) осуществляет дальнейший контроль за операциями, проходящими по подозрительной карте.
Операции по эквайрингу в ТСП, помимо рисков, в целом присущих картам физических лиц, несут дополнительные риски, которые можно подразделить:
—
на технические (неисправное или
неверно эксплуатируемое
— недобросовестного партнерства (мошенничества, халатности и/или недостаточной квалификации со стороны персонала эквайринговой точки).
Первый
из перечисленных рисков минимизируется
установлением правомочных
Второй вид рисков можно минимизировать, во-первых, соблюдением принципа «Знай своего клиента», а во-вторых, обязательным контролем за совершением операций в ТСП. Очень частыми являются такие нарушения, как проведение операторами операций по картам без предъявления документов, удостоверяющих личность клиента, и недостаточная внимательность при сличении подписей клиента на банковской карте и на слипе ПОС-терминала. Это же является одним из самых распространенных способов «обналичить» утерянную или украденную карту, поэтому данному риску должно уделяться достаточное внимание. Оптимальным является установление видеонаблюдения за операторами ТСП, однако это довольно дорого, особенно при наличии обширной эквайринговой сети. В таком случае необходимо предусмотреть в соглашениях обмен информацией с камер, устанавливаемых в торговых залах; возможно также проведение сотрудниками банка контрольных закупок.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Нет никаких сомнений, что по мере дальнейшего распространения в России пластиковых карточек объемы убытков по ним также будут расти — это объективный процесс. Одновременно будут совершенствоваться и механизмы защиты. Уже сейчас управление карточными рисками — это достаточно сложная и многогранная область. Но при должном внимании к анализу и контролю этих рисков они не представляют катастрофической угрозы для финансовой стабильности банка. Однако если ими пренебрегать, они рано или поздно обязательно напомнят о себе довольно серьезными потерями.
Конечно,
проведенный анализ рисков, возникающих
при работе с пластиковыми картами,
не является исчерпывающим. Однако изложенные
в статье основные процедуры по минимизации
рисков в целом могут с успехом применяться
и к иным возникающим в процессе работы
банковским рискам. В заключение стоит
отметить, что построение системы управления
рисками в операционных подразделениях
банка в первую очередь зависит от принципов,
закрепленных в соответствующих политиках
по управлению рисками, и может в значительной
степени различаться в зависимости от
масштабов деятельности конкретного банка,
его стратегических задач и его структуры.
Информация о работе Риски банков при работе с пластиковыми картами