Роль банков в условиях экономической безопаснеости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:03, реферат

Краткое описание

В процессе становления и развития российская кредитно-банковская сис¬тема не удовлетворяла предъявляемым к ней мировым сообществом требова¬ния. Процессы ее реформирования не были подкреплены институциональны¬ми нормами, что вызвало следующие существенные деформации в ее функ¬ционировании.

Вложенные файлы: 1 файл

роль банков.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

2. Для ориентации кредитной политики банков на реальный сектор экономики установление дифференцированного применения регулирующих механизмов денежно-кредитной политики (резервные требования, ставки рефинансирования и др.) к кредитным учреждениям в зависимости от приоритетных направлений деятельности, причем не только при оперативных антикризисных мерах, но и при реализации долгосрочной стратегии. Кроме того, необходимо ограничить деятельность банков в качестве финансовых спекулянтов. Для достижения поставленной цели на первом этапе это следует сделать в законодательном порядке с одновременным введением ограничений на операции с государственными бумагами небанковских организаций и нерезидентов, в дальнейшем - использовать методы экономического стимулирования; в качестве временной, рассчитанной на два года, меры кредитную деятельность банков следует ограничить исключительно операциями с национальной валютой, что будет означать прекращение выдачи ссуд в иностранной валюте; депозитную деятельность банков с иностранной валютой нужно свести к расчетной функции, исключив функцию сбережения; создать условия для снижения риска вложений в реальный сектор на основе повышения кредитоспособности заемщиков, системы гарантий возвращения этих кредитов, увеличения привлекательности вложений для банков.

3. Деятельность ЦБ РФ должна быть реорганизована на следующих принципах:

  • жесткая регламентация границ деятельности ЦБ РФ и прежде всего безусловное исключение его коммерческой деятельности;
  • независимый статус ЦБ РФ в системе государственного управления должен из декларативного превратиться в реально обеспечивающий выполнение им его консолидирующей роли в защите интересов всех кредитных структур (а не только крупных), в обеспечении устойчивости банковской системы в целом;

• укрепление системообразующих элементов банковской системы и оптимизация ее структуры для устранения существенной несогласованности и автономного функционирования двух уровней банковской системы – верхнего (ЦБ РФ) и нижнего (сеть коммерческих банков), определяющего нестабильность отношений между ними.

  1. Повышение доверия к банковской системе России прежде всего необходимо связывать с системой гарантий как государства, так и самого банковского сообщества. При этом следует учитывать, что расширение привлечения иностранного капитала в банковский сектор России не может дать эффективного решения этой проблемы, а лишь усложнит ситуацию в денежно-кредитной сфере.
  2. Совершенствование законодательной базы банковской деятельности для обеспечения не только правового регулирования государственного управления кредитно-банковской системой, но и регулирования взаимодействия и взаимной ответственности на различных ее уровнях.

С учетом обстоятельств, характерных для банковской сферы к 2009 г., в комплексе направлений банковской стратегии одно из первоочередных - активизация банковского кредитования предприятий реального сектора взамен практики вынужденного заимствования средств бюджетов всех уровней, различных фондов (в части сумм временного удержания или постоянного использования их в обороте).

Реальная возможность  для предприятия в рамках государственной  кредитной политики использовать банковский кредит (высвободить заимствованные бюджетные средства из оборота) связана с практикой предоставления кредита на конкурсной основе согласно представленным проектам и их экспертной оценке банком или специальными инвестиционными компаниями. Это позволит снизить отрицательный временный эффект локального решения проблемы долгов для очень узкого круга предприятий. Так, нельзя признать эффективными с позиции устойчивости финансового состояния экономики взаимозачеты долгов с включением в цепочку Минфина России и банка вместе со связанными с ним предприятиями (со стороны как должников, так и получателей бюджетных средств). Очевидно, высокая степень произвола в подборе участников этих взаимозачетов и отсутствие правовых норм вносят в долговые отношения элемент неустойчивости и рост потерь не только доходов бюджета, но и отдельных участников схем взаимных расчетов5.

Вместо того чтобы снижать участие государства (в лице соответствующих структур управления и регулирования в рамках законодательно-правовой базы) в предоставлении гарантий под банковские кредиты, необходимо не только восстановить действовавший ранее режим, но и усилить институт гарантий государства по предоставляемым банками кредитам предприятиям реального сектора в рамках целевых федеральных программ и действия специальных государственных инвестиционных фондов. Отказ от государственных гарантий из-за неспособности соответствующих структур осуществлять эту деятельность не может являться причиной отказа от этого института.

В повышении кредитоспособности потенциальных заемщиков важно  развитие интеграционных процессов на основе формирования, к примеру, расчетных и сбытовых объединений, страховых фондов и других создающих реальную базу кредитных отношений с банками. Интересен в этом отношении мировой опыт, в частности японская модель, основанная на перекрестном владении акциями предприятий - членов финансово-промышленной группы (ФПГ). Образование ФПГ наряду с повышением гарантии возврата кредита влечет за собой сокращение базы налогообложения вследствие превращения части межхозяйственных товарных потоков во внутрихозяйственные.

Для повышения эффективности  управления активами и пассивами банков необходимо создать системы страхования рисков по всем направлениям их деятельности. Значимость этой проблемы требует ее разрешения на государственном уровне и включения ее в круг стратегических направлений общеэкономической политики.

Формирование законодательно-правовой базы кредитной деятельности банков в качестве ее основы должно определить регламентации ответственности по обязательствам банка перед всем кругом физических и юридических лиц, задействованных во взаимоотношениях с банком. В рамках этого направления целесообразны разработка и принятие банковского кодекса.

Подводя итоги, можно  констатировать, что стратегия активизации  банковского кредитования должна стать государственной программой, обрести необходимую законодательно-правовую базу. Ключевым направлением этой стратегии должно стать согласование материально-вещественной структуры и финансовых аспектов развития российской экономики, для чего прежде всего необходимо создание условий для повышения кредитоспособности предприятий реального сектора экономики независимо от форм собственности.

1 Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. - 2001. - N 2. - С.42-45

2 Загашвили В. Национальная экономическая безопасность // Обществ. науки и современность. - 2009. - N 2. - С.19.

3 Иванов Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2010. - N 11. - С.49-50

4 Киселев Д. Энергетическая безопасность России / Киселев Д., Киселева Г. // Наука в Сибири. - 2010. - N 1. - С.3

5 Красноперова Т.Я. Экономическая безопасность банка как логической системы // Деньги и кредит. - 2007. - N 10. - С.37-41


Информация о работе Роль банков в условиях экономической безопаснеости