Роль финансов в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Преследуя цель этой работы, считается нужным охарактеризовать финансы как экономическую категорию, а финансовые отношения как важный этап развития нашей страны. А значит, задачи данной работы можно сформулировать следующим образом:
- изучить историю возникновения финансов;
- раскрыть признаки финансов;
- выявить сущность финансов через их основные функции;
- определить роль финансов в экономическом процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы функционирования финансов
1.1 Возникновение финансов
1.2 Финансы как экономическая категория. Признаки финансов
2. Сущность и функции финансов
2.1 Распределительная функция
2.2 Регулирующая функция
2.3 Контрольная функция
3. Роль финансов в экономической системе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

       Каждый цикл воспроизводства  начинается с финансовых ресурсов и имеет повторение в дальнейшем лишь после того, как созданная в производстве и реализованная в процессе обмена стоимость подвергнется распределению (и перераспределению), в результате чего будут сформированы новые финансовые ресурсы и денежные фонды.

       Источниками финансовых ресурсов  выступают:

       -на уровне хозяйствующих субъектов:  прибыль, амортизация, продажа  ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным  бумагами , выпускаемым другими эмитентами;

-на уровне: населения:  заработная плата, премии, надбавки к зарплате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии;

-на уровне  государства, органов местного  самоуправления: доходы от государственных  и муниципальных предприятий,  доходы от приватизации государственного  и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

       Уровень и состояние финансов  в государстве во многом определяется  тем, как обстоят дела в реальном  секторе экономики, что связано с тем, что финансы являются лишь частью денежных отношений, возникающих на стадии распределения или перераспределения совокупного общественного продукта. Поэтому, каков объем созданного совокупного общественного продукта таков и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты, домохозяйства.

Выделяют  несколько функций  финансов:

  1. распределительная
  2. контрольная
  3. регулирующая
  4. стабилизирующая
 

Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета.

Распределительная функция финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.                                                         

Субъектами распределения  на микроуровне выступают юридические  и физические     лица, на макроуровне – государство. Объектами  распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне). 
 

2 Сущность и функции финансов

Сущность финансов наиболее полно проявляется через  их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

            2.1 Распределительная функция финансов позволяет:

  1. образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;
  2. образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения;
  3. осуществлять межотраслевые, межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и социальными группами;
  4. создавать необходимые резервы как на уровне предприятий, так и государства.

       Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс.  

                              2.2 Контрольная функция финансов

Это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм

стоимости, и  представляет собой стоимостной  контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

       Финансы осуществляют контроль  на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля состоит в способствовании наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства. Контрольная функция  —   заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета. Объектом контрольной функции финансов являются       финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.                                                                                 Повышение эффективности финансового контроля

во многом зависит  от постановки дела на предприятии  главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, от достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

       Финансовый контроль является  деятельностью особых контролирующих  органов. В зависимости от субъектов,  осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной  власти и управления (Президент и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и

сборам РФ и  др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют

законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов,

расходованием государственных средств.

       Ведомственный финансовый контроль  осуществляют контрольно-ревизионные  отделы министерств, ведомств. Они  проверяют финансово-хозяйственную  деятельность подведомственных  предприятий, учреждений.

        Внутрихозяйственный финансовый  контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.

       Общественный контроль осуществляют  неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

       Независимый финансовый контроль  осуществляют аудиторские фирмы  и службы. Объектом контроля является  деятельность всех экономических  субъектов.

       Контрольная функция, которую выполняю финансы, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса. 
 
 

2.3 Регулирующая функция

Вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики. На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих. На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает также результатов. Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста.

       Действие регулирующей функции  связано с государственным регулированием  экономики через управление совокупным  спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного  кредита, изменения налогового бремени.  Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.  

Регулирующая  функция обусловлена тем, что:

         1) государство является собственником и взаимодействует с разнообразными структурами предпринимательского сектора экономики,

        2) государство осуществляет экономическую  политику через институциональную  систему, 

        3) имеются области функционирования  государства, в которых оно играет главную роль (такие как, оборона, социальная помощь и т.д.). К сферам регулирования можно отнести: общественный сектор, экономическая безопасность, валютный курс, внешнеэкономическая деятельность, безналичные расчеты, денежное обращение, государственные финансы, предпринимательство.

 Перераспределение  денежных средств осуществляется  между сферами материального  и нематериального производства, между отраслями, регионами и  т.д. 
 

3. Роль финансов  в экономической  системе

Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или экономическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, действуют различные экономические субъекты (экономические единицы):

· домашние хозяйства;

· хозяйствующие  субъекты (фирмы);

· государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и, частично, лечение. Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от продажи продукции и услуг, как домашним хозяйствам, так и другим фирмам, получая определенную экономическую выгоду в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества).

Разница между  всеми доходами и всеми расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление. Соответственно государство, как экономический субъект, в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд - содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. «Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобразные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у других -- «дефицит»; это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.»

Все доходы субъектов  экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные  и вторичные, получаемые уже после  перераспределения первичных доходов. Они образуются:

       - у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

        -  у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;

Информация о работе Роль финансов в экономической системе