Роль финансов на различных этапах развития государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Человечество в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.

Вложенные файлы: 1 файл

история финансов-реферат.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

Первая мировая война  прервала широкое развитие банковской системы. Россия испытывала огромную потребность  в денежных средствах для финансирования войны. В 1914—1916 гг. правительство России производило массовые ежегодные  выпуски билетов Государственного казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, ее охватила разруха, голод, сопровождаемые массовыми митингами, стачками, демонстрациями.

Следствием роста денежной массы, не подкрепленной товарным производством, стало падение покупательной  способности рубля. Наступала затяжная и жесткая инфляция. Качественные изменения произошли и в денежном обращении. Закон от 27 июля 1914 г. отменил размен кредитных билетов на золото. И тут же начался процесс его исчезновения из обращения — тезаврация золота. Постепенно из обращения исчезали серебряные монеты, потом — медные. И в конце 1916 г. русское денежное обращение состояло уже только из различных бумажных денежных знаков, монеты практически отсутствовали.

Выпуск бумажных денег  регулировался эмиссионным законодательством. Эмиссионный процесс был сосредоточен в Государственном банке. Денежная масса в основном состояла из банковских кредитных билетов.

Ко времени Февральской  революции фактическое металлическое  обеспечение кредитных билетов  составляло около 13%. Сокращался золотой  запас страны. Рубль, став бумажным внутри страны, постепенно превратился  в замкнутую валюту и на внешних  рынках. Для преодоления инфляции и стабилизации обесценивающегося  рубля необходимы были прекращение  войны и переход на мирные рельсы развития. Однако Февральская революция  и Временное правительство отвергли этот путь. И это, конечно же, предопределило дальнейшее углубление процессов внутреннего  и внешнего обесценения бумажной валюты.

В феврале 1917 г. в стране сложилось  тяжелейшее финансовое положение.

Февральская буржуазно-демократическая  революция положила конец абсолютной монархии. Но своей политикой Временное  правительство привело к крушению рубля. Затем в результате Октябрьского переворота власть перешла в руки Военно-революционного комитета. 3 февраля 1918 г. Советское правительство вышло из войны; в числе прочих мер оно аннулировало все государственные займы и иностранные в частности.

Период 1917 — середина 1921 г. ознаменовался ликвидацией дореволюционных  кредитных учреждений, а его наиболее значительным законодательным актом  был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков. Декрет объявил  банковское дело монополией государства  и объединил все существовавшие в тот период частные акционерные  банки и банкирские конторы с Государственным банком. Активы и пассивы этих банков были переданы Государственному банку, который был переименован в Народный банк РСФСР. Однако в условиях военного коммунизма его деятельность замерла. Поэтому Декретом СНК от 19 января 1920 г. активы и пассивы Народного банка были переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

С переходом к НЭПу появились предпосылки для развития банковского дела. 30 июня 1921 г. СНК был издан Декрет об отмене ограничений денежного обращения, а также о мерах, необходимых для развития вкладной и переводной операций. Декрет отменил всякие ограничения денежных сумм, которые могут находиться на руках у частных лиц, и установил начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Таким образом, Советское правительство в 20-е гг. XX в. восстановило кредитную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих акционерных банков, обществ взаимного кредита, кредитной коммерции и адаптировало ее к условиям рыночного хозяйствования.

Но уже в конце 20-х  гг. правительство России отказалось от многоукладной экономики, перешло  к свертыванию негосударственных  форм собственности, ликвидации рыночного  хозяйства и его структур, переводу граждан в положение людей, работающих у государства по найму.

В конце 20-х — начале 30-х  гг. основными доходными источниками  бюджета государства были поступления  от общественного хозяйства и  привлеченные средства населения, которые  поступали через систему налогообложения  и покупку займов. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия.

Крупным шагом в перестройке  финансовой работы была налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению  системы платежей предприятий в  бюджет и введению двухканальной  системы изъятия отчислений от прибыли  и налога с оборота, включавшего  множество налогов и сборов. В 1932 г. общие нормы распределения прибыли были устранены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюджет, за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли. В 1938 г. завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом доходов. В 30-е гг. XX в. правительство СССР последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) принципиальных изменений в финансовой системе страны не произошло. В связи с финансовыми потребностями ведения войны произошло усиление централизации финансовых ресурсов государства, через финансово-кредитную систему производились перераспределения национального дохода в пользу военных расходов. Были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, банков, долгосрочных вложений — все это шло непосредственно на удовлетворение нужд войны.

В послевоенные годы бюджет государства был подчинен решению  задачи по ликвидации последствий войны  и восстановлению разрушенного хозяйства.

Попытка усовершенствовать  хозяйственный механизм была предпринята  в 1965 г. путем проведения реформы, направленной на усиление стимулирующего воздействия  прибыли на развитие производства. Реформа предусматривала организацию  новой системы экономического стимулирования.

В 70-е гг. усилилось общее  расстройство финансового хозяйства  страны, что, безусловно, сказалось  на развитии бюджета. Материальные затраты  в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход. В конце 70-х гг. для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. На основе утвержденных в 5-м финансовом плане показателей министерствам устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. Причем нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования и т.д.

В первой половине 80-х гг. в целях совершенствования хозяйственного механизма страны проводился эксперимент  по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, а  позже стали внедрять полный хозрасчет  и самофинансирование. Однако все эти мероприятия не привели к росту финансовых ресурсов страны. Возник дефицит государственного бюджета. А бюджетный дефицит в свою очередь негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы.

Взлет цен на потребительские  блага в условиях напряженности  государственных финансов и финансов предприятий, практически полное отсутствие государственных гарантий и поддержки, хронические задержки и срывы  выплат повлекли обнищание населения. Силовое по сути решение проблемы «нетрудовых» (точнее — нелегальных) доходов в середине 90-х годов  путем обмена денежных знаков лишь усилило нервозность общества и  дестабилизировало экономику. Фактически рухнула денежная система советского образца, основанная на буквальном текущем пересчете всех денег у всех получателей и плательщиков через жесткий государственный контроль финансов.

 Кризис неплатежей 1991 — 1993 гг. повлиял на частые  сбои в работе Сбербанка —  монопольного института по обслуживанию  денежных запасов и расчетов  большинства населения. «Замораживание»  вкладов и конфискационный обмен  наличных денег в условиях  растущей инфляции привели к  «обнулению» сбережений. В массовом  сознании это вызвало сначала  недоверие к государственной  сберегательной и платежной системе,  а затем и ее отторжение. Явно  обозначился поиск альтернативных  возможностей накоплений. Данное  обстоятельство вкупе с нестабильностью российской национальной валюты — рубля — привели в конечном итоге к «долларизации» отечественного рынка и в значительной мере всей расчетно-платежной системы страны. Финансы России приобрели «зеленый оттенок». 
              Довольно скоро, хотя и не сразу, из обыденного лексикона исчезли понятия «среднедушевой доход» и «минимальная заработная плата», поскольку, во-первых, размер прожиточного минимума и стоимость потребительской корзины, приведенные к реальным свободным рыночным («базарным»?..) ценам, уже на порядок превосходили доходы большинства населения и, во-вторых, государство оказалось не в состоянии даже в какой-либо определенной пропорции гарантировать уровень благосостояния своих граждан. Пожалуй, единственным позитивным результатом первоначального этапа развития рыночных реформ в стране в сфере личных финансов стало вынужденное осознание в массах того факта, что индивидуальный достаток, количественные и качественные характеристики персонифицированного потребления зависят исключительно от собственных усилий и инициативы и надеяться в этом плане можно только на самого себя. 
                Реформирование отношений собственности в Российской Федерации в 90-е годы обусловило появление новых направлений сбережений, индивидуального накопления и возникновение частных финансов.                      Разгосударствление экономики и приватизация большинства государственных предприятий, развитие альтернативных организационно-правовых форм деловой активности втянули массы населения в операции с целью обогащения со ставшими доступными финансовыми активами. Ценные бумаги стали еще более привлекательными для индивидуальных и коллективных частных вложений ввиду неустойчивости российской национальной валюты. «Бегство от рубля» к доллару и спекулятивным ценным бумагам стало не только новым направлением сбережений, сохранения и приумножения личных состояний, но и проявлением возникшего частного капитала в наиболее мобильной форме. Очевидным стало размывание разграничения, переплетение личных и частных финансов: обороты по потреблению и сбережениям дополнились индивидуальной предпринимательской и инвестиционной деятельностью. Такие потребительские блага, как жилье, дачные участки, загородные дома, транспортные средства и т. п., превратились в капитальные ценности, стали «разменной картой» для приобретения мобильных финансовых активов и включения в финансовые спекуляции.     Стремительно развивался рынок недвижимости и как потребительской и капитальной ценности, и как финансового капитала. Тем самым расширилась сфера и увеличились объемы финансов домашних хозяйств. 
 
Роль денег в современной рыночной экономике.

Развитие рыночных отношений  в России привело к модификации  функций денег. Мировой характер товарно-денежных отношений вызвал  развитие функций денег как всеобщего эквивалента. В настоящее время все товары, услуги, природные ресурсы, а также интеллектуальные способности людей к труду приобретают денежную форму. Качественно новая роль денег (в отличии от денег простого товарного производства) состоит в том, что они превращаются в денежный капитал или самовозрастающую стоимость. Такая роль денег прослеживается через рассмотренные пять функций денег.

Роль денег, как  денежного капитала.

Деньги как 

мера 

стоимости

Деньги не только измеряют стоимость

 всех товаров и услуг,  но и капитала.

Деньги как

 Средство

 обращения

При купле-продаже различных  ценностей 

за наличный расчет деньги выступают

 средством обращения  как товара, так

 и капитала.

Деньги  как

 средство 

накопления

 и 

сбережения

Деньги концентрируются  в кредитной системе

 и обеспечивают владельцу  прибыль.

 Накопление в форме  тезаврации золота 

защищает денежные

богатства от обесценения.


Деньги как

 средство 

платежа

Деньги обслуживают разнообразные 

платежные отношения. в том  числе и 

трудовые. Именно эта функция

 денег обеспечила широкое

 развитие капиталистической  кредитной 

системы.

Мировые

деньги

Деньги обеспечивают перелив  капитала между 

странами.


 

 

 

 Деньги обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков  между сферами хозяйства, отраслями  производства и регионами страны. Организаторами этих денежных потоков  являются государство, хозяйствующие  субъекты и отчасти отдельные  лица.

Причем оборот стоимости  общественного продукта начинается и заканчивается у владельца  капитала.

Информация о работе Роль финансов на различных этапах развития государства