Роль финансов на разных этапах развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 07:55, контрольная работа

Краткое описание

Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.
Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Введение..............................................................................3
Глава 1. Финансы и их сущность…………………..………………………….4
1.1. Социально-экономическая сущность финансов………………….4
1.2. Функции финансов…………………………………………………………...6
1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике………………..7
Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика…………..9
2.1. Основные этапы развития финансов………………………………….9
2.2. Основные закономерности развития финансов в России...13
2.2.1. Становление финансовой системы социалистического
Государства………………………………………………………………………......14
2.2.2. Особенности финансов страны при переходе к рыночной
экономике………………………………………………………………………........18
Заключение………………………………………………………………………......22
Список используемой литературы…………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Роль финансов на разных этапах развития экономики.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

       В настоящее время средства большинства федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

Денежно-кредитная система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

      Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный Банк Советского Союза. Он стал ответственным за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для  внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства и промышленности (Промстройбанк СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР)   сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).

        В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап. Он характеризовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Которые создавались как акционерные компании или кооперативы. Коммерческие банки также организовывались общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, группами государственных предприятий и частными лицами.

Появление большого количества коммерческих банков означало ослабление монополизма в денежно-кредитной сфере и развитие конкуренции.

       В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.

       Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала. Они специализируются на международных операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее время действует около 1.300 коммерческих банков. 90 -е. годы в России характеризуются также быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудо-сберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации.

       С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг негосударственных эмитентов- частных и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

       Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы – различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка. В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Госстрах СССР, через свои филиалы, осуществлял страхование на всей территории страны. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ “О страховании” от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ.

  С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения в своем кругообороте и финансовые ресурсы предприятий. Признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности привели к необходимости создания принципиально нового финансового механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности на предприятиях стало основой для формирования фондовых рынков.

За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления – Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

 

2.2. Основные закономерности развития  финансов в России.

      Состояние государственных финансов определяется, прежде  всего,  степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету  России  на  протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом  Россия  вошла и в XX век.

       Достаточно  талантливые  руководители  финансовых  ведомств   и   члены правительства,  курирующие  эти   ведомства   в   XIX   в.   понимали,   что сбалансированность доходов и  расходов  бюджета  зависела  прежде  всего  от уровня  развития  и  состояния  отечественной  экономики  и  государственной политики в области социально-экономических преобразований.

       Политические и социально-экономические    реформы  сопровождались изменениями в  организации  финансовых  отношений.  Но,  с  другой  стороны, реформирование  финансовой  системы  обеспечивало   претворение    в   жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в  мировой экономике.

       Доходы и расходы государственного  бюджета  взаимосвязаны.  Действующая налоговая  система,  как  правило,   определяет   основную   часть   доходов государственного   бюджета.    Увеличение    расходов    обычно    диктуется экстраординарными событиями:  войнами,  природными  катаклизмами  –  засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».

        Эти  события  негативно  влияют  на  динамику  доходов   от   народного

хозяйства, сокращают  товарооборот,  а  значит,  и  сокращаются  поступления налогов  в  бюджет.  Возможности  налогового  бремени   ограничены   уровнем платёжеспособности населения, а переход  этих  границ  чреват  появлением  и обострением социальной напряжённости.

        Более лёгким путём сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом  государственного  долга. Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках.

       Свертывание денежных отношений  –  переход  все  большей  части  товара товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной  способности  и авторитета национальной денежной единицы.

       Расстройство   денежной   системы   становится   основной   из   причин

расстройства  финансов,  и  непременным   условием   оздоровления   финансов является оздоровление денежного обращения.

       История развития России XIX – XX вв. –  яркая  иллюстрация  чередования войн,    обострения    противоречий    между    нарождающимся     российским предпринимательством  и  помещиками   землевладельцами,   преобразований   в государственном   управлении   и   периодического   расстройства   денежного обращения, роста бюджетного дефицита  и  реформ  в  области  государственных финансов, денежного обращения и банков.

 

2.2.1. Становление  финансовой системы социалистического  государства.

       Основы финансов в период становления «этапа развитого социализма» определялись изменениями финансовых отношений. В ходе экономической реформы 1965 г. Исторической особенностью этого периода было принятие XXII съездом КПСС (1961) третьей Программы КПСС.

       В Программе КПСС подчеркивалось, что в коммунистическом строительстве необходимо использовать товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма; отмечалась большая роль применения таких инструментов развития экономики, как хозяйственный расчет, деньги, цена, кредит, финансы, а также важная роль государственного бюджета в распределении общественного продукта и национального дохода.

       Предусматривалось усиление роли экономических методов в плановом руководстве и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий на базе дальнейшего совершенствования централизованного планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита, оплаты труда и более полного использования стоимостных рычагов.

        Несколько  изменились содержание и форма финансового плана предприятия. В баланс доходов и расходов был введен новый третий раздел «взаимоотношения с кредитной системой», в котором отражались отношения по долгосрочным ссудам и уплата процентов за кредит, а бывший третий раздел «взаимоотношения с бюджетом» стал четвертым разделом плана.

       Совершенствование системы мобилизации денежных накоплений государственных предприятий в бюджет осуществлялось путем введения трех новых видов платежей из прибыли в бюджет, более активно воздействующих на производство.

     Главная роль отводилась плате за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Она устанавливалась в процентах к среднегодовой балансовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.          

      Вторым видом платежей из прибыли в бюджет стали фиксированные (рентные) платежи, предназначенные для изъятия в общегосударственный фонд той части прибыли, возникновение которой не зависит от усилий коллектива предприятия, а обусловлено благоприятными естественно природными или технико-экономическими и транспортными условиями.

       Третий вид платежей из прибыли в бюджет свободный остаток прибыли, т.е. та часть прибыли, которая остается после покрытия всех плановых затрат.

         Были приняты меры, направленные на повышение роли налога с оборота в стимулировании выпуска товаров народного потребления. Кредит, выданный банком на затраты по увеличению производства этих товаров, стал погашаться предприятиями за счет не только средств фонда развития производства, но и 50% суммы налога с оборота, полученной от реализации указанных товаров. Не взимался налог с оборота с ряда товаров в течение первого года выпуска и до достижения определенного уровня рентабельности их производства. Предприятия, пользующиеся такими льготами, получали дополнительные финансовые ресурсы на расширение производства товаров народного потребления, обновление их ассортимента и улучшение качества.

       Несколько изменился порядок использования амортизационного фонда. Часть амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов (дифференцированно, по отраслям промышленности в пределах от 30 до 50%), оставлялась в распоряжении предприятия и включалась в фонд развития производства, ставший новым источником финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации, автоматизации, совершенствованию технологии производства.

       Прекращалось возмещение за счет средств бюджета недостатка собственных оборотных средств, образующегося по вине предприятий. Они обязывались возмещать недостаток оборотных средств путем проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих в последующие периоды получение сверхплановой. В необходимых случаях также за счет временного снижения отчислений от прибыли в фонды предприятия в размере до 30%.

       Изменялись взаимоотношения предприятий с бюджетом и порядок распределения прибыли. Балансовая прибыль предприятий за вычетом прибыли от подсобного хозяйства, от реализации товаров широкого потребления и другой прибыли целевого назначения, распределяемой в особом порядке, направлялась, прежде всего, в государственный бюджет в форме платы за фонды и фиксированных (рентных) платежей и в банк в виде процента за кредит. Новый порядок распределения прибыли предусматривал первоочередное выполнение финансовых обязательств перед государством, экономическое стимулирование лучших результатов финансово-хозяйственной деятельности и максимальное покрытие собственными средствами потребностей расширенного воспроизводства. Прибыль стала источником образования фондов экономического стимулирования. Размер, которых зависел от фондообразующих показателей объема реализации и уровня рентабельности, предусмотренных в плане. По ним устанавливались стабильные на ряд лет и дифференцированные по отраслям нормативы в процентах к фонду заработной платы.

          Существенные изменения произошли в финансовых отношениях с сельским хозяйством. В соответствии с решениями мартовского (1965 г) и июльского (1970 г) Пленумов ЦК КПСС, сыгравшими огромную роль в укреплении экономики сельского хозяйства, колхозам оказывалась значительная финансовая помощь путем списания задолженности по подоходному налогу и банковским ссудам, был изменен порядок обложения колхозов подоходным налогом, усовершенствована система государственного страхования имущества колхозов. Колхозы были переведены на прямое банковское кредитование.

       Для обеспечения более глубокого обоснования финансовой программы государства предусматривался комплексный подход к совершенствованию перспективного финансового планирования, учитывающий все стороны финансово-кредитных отношений в народном хозяйстве и на всех уровнях управления. В соответствии с этим, начиная с одиннадцатой пятилетки, в составе Государственного плана экономического и социального развития СССР стал разрабатываться на пятилетие с разбивкой по годам сводный финансовый баланс государства с выделением главных источников формирования финансовый ресурсов, направлений их использования, необходимых финансовых резервов.

Информация о работе Роль финансов на разных этапах развития экономики