Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 07:55, контрольная работа
Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.
Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Введение..............................................................................3
Глава 1. Финансы и их сущность…………………..………………………….4
1.1. Социально-экономическая сущность финансов………………….4
1.2. Функции финансов…………………………………………………………...6
1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике………………..7
Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика…………..9
2.1. Основные этапы развития финансов………………………………….9
2.2. Основные закономерности развития финансов в России...13
2.2.1. Становление финансовой системы социалистического
Государства………………………………………………………………………......14
2.2.2. Особенности финансов страны при переходе к рыночной
экономике………………………………………………………………………........18
Заключение………………………………………………………………………......22
Список используемой литературы…………………………………………….
Совершенствование финансового планирования сочеталось с мероприятиями по повышению действенности и целенаправленности финансово-кредитных рычагов.
В финансовом планировании и экономическом стимулировании усиливалось нормативное начало. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. в пятилетних планах министерствам, объединениям и предприятиям утверждались задания по общей сумме и нормативы ее распределения. Нормативы заработной платы на рубль продукции, лимиты государственных капитальных вложений, платежи в государственный бюджет и ассигнования из бюджета, а также нормативы образования фондов экономического стимулирования, единого фонда развития науки и техники (для министерств).
Среди мер по совершенствованию системы финансирования работ по науке и технике и стимулированию научно-технического прогресса важнейшими стали создание в министерствах и ведомствах единого фонда развития науки и техники. Расширение кредитования затрат на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологических процессов.
2.2.2. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.
В первую очередь хочется определиться с самим понятием переходной экономики. Если переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной.
Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики — это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали.
В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления с неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всю совокупность экономических отношений.
По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Она представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает.
Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они образуют как бы каркас новой экономической системы:
1. Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов. Признание важной социальной роли собственников капитала, рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов производства.
2. Формирование новых форм собственности, включая частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов.
3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения.
4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение.
5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюда необходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок, которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильность экономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня.
6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции.
7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.
8. Отказ государства от прямого
участия в хозяйственной деятельности
(за исключением отдельных специальных
областей). В то же время усиление косвенного
(административного) государственного
и общественного регулирования таких
явлений, как инфляция, безработица, имущественная
и социальная дифференциация, нестабильность
производства, неравномерность развития
отдельных регионов. Государство осуществляет
макроэкономическую политику и содействует
формированию среды, благоприятной для
хозяйственной деятельности, прежде всего
на направлениях, соответствующих общественным
интересам.
Заключение
Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества других денежных отношений. Финансы выступают одновременно и в экономической, и в исторической категориях: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем.
В этом процессе можно выделить два этапа:
Первый — неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств; незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена — бюджета.
Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. В настоящее время мировая экономика находится на стадии кризиса, который начал проявляться в 2007 г. и был связан с кризисом ипотечного рынка в США. В свою очередь ипотечный кризис повлек за собой кризис банковской системы, кризис рынка страхования, кризис на фондовом рынке. Мировой финансовый кризис спровоцировал обвал на российском фондовом рынке и на рынке облигаций, выявил серьезные проблемы в банковской системе.
Специалисты ВЭФ считают, что развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев; «финансовый регионализм», «воссозданный западный центризм», «изолированный протекционизм», «сбалансированная многосторонность».
В итоге постепенно мировой ВВП увеличивается до 3,6%, причем основной вклад вносят развивающиеся страны. США и ЕС продолжают проходить через стадию борьбы с дефляцией, их ВВП растет медленнее 1,8%. То есть экономика становится интегрированной, но страны БРИК усиливают свое влияние в мире. Создаются новые, общие принципы рискменеджмента
Список используемой литературы
1. Бороненкова С,А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ: Учеб.
пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2003.
2. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Учеб. Пособие.
М.: Финансы и статистика, 2000.
3. Грязнова А.Г. Финансы: учеб. Пособие. . – М.: Финансы и статистика –
2004.
4 . Дробозиной Л.А. Финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 527 с.
5. Казак А.Ю. Финансы и кредит: Учеб. Пособие. - М.: БЕК, 2001.
6. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.,
ИКЦ «ДИС», 1997.
7. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2 е изд. — М.: ИНФРА М, 2004.543 с.
8. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2002 – 512 с.
9. Стоянова Е. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Перспектива.
1999.
Информация о работе Роль финансов на разных этапах развития экономики