Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать фонды обязательного медицинского страхования их цели, задачи и систему организации
- раскрыть особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
- пранализировать перспективы развития фондов обязательного медецинского страхования.
Введение.....................................................................................................................3
1. Фонды обязательного медицинского страхования. Их цели, задачи и система организации................................................................................................................5
2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.....................................................................20
3.Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования.................................................................................................................30
Заключение.................................................................................................................43
Литература.................................................................
- принятие решений о внесении в установленном порядке предложений по определению норматива средств на содержание Федерального фонда, о рекомендациях по определению норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;
- формирование ревизионной комиссии;
Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия [13, c. 48].
Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.
Состав правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года.
Правление возглавляет председатель, который имеет 1 заместителя. Они избираются правлением Федерального фонда. В состав правления входит по должности директор Федерального фонда. В состав правления могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений. Решение правления принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заседания правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца. Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.
2.Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Управление формирования доходов по ОМС создано в целях осуществления анализа поступления финансовых средств на обязательное медицинское страхование, организации статистического учета в системе ОМС и взаимодействия с налоговыми и финансовыми органами.
Задачами Управления формирования доходов по ОМС являются:
осуществление организационно-методического руководства по учету и контролю за полнотой и своевременностью перечисления; плательщиками страховых взносов на ОМС неработающего населения.
организация статистического учета в системе обязательного медицинского страхования;
осуществление мониторинга поступлений в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования налоговых платежей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
организация работы по регистрации страхователей в территориальных фондах обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании;
обеспечение расчета доходной части бюджета ФОМС, в соответствии с прогнозами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
организация взаимодействия с Федеральной налоговой службой, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими министерствами.
Управление формирования доходов по ОМС принимает участие в разработке перспективных планов развития системы ОМС. Осуществляет расчет доходной части бюджета ФОМС на основании макроэкономических показателей Минэкономразвития России.
Осуществляет анализ поступления финансовых средств по ОМС, организации статистического учета в системе ОМС и взаимодействия с налоговыми и финансовыми органами.
Осуществляет взаимодействие:
- с Федеральной налоговой службой и финансовыми органами по вопросам поступления налоговых платежей, зачисляемых в фонды ОМС;
- с Минздравсоцразвития России и ФНС по вопросам регистрации страхователей в территориальных фондах ОМС при обязательном медицинском страховании;
- с Федеральной службой государственной статистики по представлению форм ведомственной статистической отчетности в системе ОМС.
Принимает участие в подготовке предложений ФОМС к проектам федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Доходы бюджета ФОМС на 2011 г определены в сумме 328,54 млрд руб, на плановый период 2012 и 2013 гг - 357,38 млрд и 378,93 млрд руб соответственно.
Расходы бюджета ФОМС на 2011 г определены в сумме 328,54 млрд руб, на плановый период 2012 и 2013 годов - 357,38 млрд и 378,93 млрд руб соответственно.
Бюджетом ФОМС на 2011-2013 гг предусматривается направление в бюджеты территориальных ФОМС дотаций на выполнение территориальных программ субъектов РФ в рамках базовой программы ОМС.
Средства, полученные в связи с увеличением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1,1 проц до 3,1 проц, - в 2011 г в сумме 217,5 млрд руб и в 2012 г в сумме 242,5 млрд руб - предусматривается направить на укрепление материально-технической базы медучреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранении, на обеспечение стандартов предоставления медицинских услуг, на софинансирование оплаты медпомощи, оказанной неработающим пенсионерам.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2011-2013 гг, передаваемые ФОМС, включают средства на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; проведение дополнительной диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; компенсацию выпадающих доходов ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету ФОМС, составит в 2011 г 20,81 млрд руб, в 2012 г - 23,07 млрд руб и в 2013 г - 11,6 млрд руб.
Из доклада Борзовой О.Г.председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья (профильный комитет) рассмотрел проект Федерального закона N 607160-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.[11]
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 - 2014 годы.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», с учетом положений проектов Федеральных законов N 607166-5 «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», N 607164-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».
Начиная с 2012 года принципы формирования доходной и расходной частей бюджета ФОМС изменяются.
С 1 января 2012 года тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС устанавливается в размере 5,1 процента (в 2011 г. - 3,1%). При расчете доходов учитывались размер предельной базы для начисления страховых взносов на ОМС в сумме 512 тыс. рублей, а также пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на ОМС. Выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов в отношении отдельных плательщиков страховых взносов на ОМС компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Страховые взносы на ОМС неработающего населения впервые будут зачисляться в бюджет Федерального фонда ОМС.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2012 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
проект |
проект |
проект | |
Доходы всего |
891 729,0 |
1 034 409,7 |
1 188 488,7 |
в т.ч. за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета |
51 810,0 |
50430,0 |
18810,0 |
Расходы - всего |
891 729,0 |
1 034 409,7 |
1 188 488,7 |
в т.ч. межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации |
19 030,0 |
19 030,0 |
19 030,0 |
[11]
Бюджет ФОМС по доходам и расходам сформирован на 2012 год в сумме 891,7 млрд. рублей, т.е. в 2,7 раза больше, чем в 2011 году (для справки: доходы и расходы бюджета Фонда на 2011 год запланированы в сумме 336,0 млрд. руб.). На плановый период 2013 и 2014 годов доходы и расходы составят соответственно: 1 034,4 млрд. рублей и 1 188,5 млрд. рублей. Дефицит бюджета ФОМС в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов не планируется.
Комитет по охране здоровья отмечает, что таким объемом финансовых средств система обязательного медицинского страхования никогда раньше не располагала. Это создает предпосылки для улучшения финансирования медицинских организаций, повышения доступности и качества медицинской помощи для застрахованных в системе ОМС, сокращения платных услуг в здравоохранении, повышения заработной платы работников здравоохранения.
Доходы ФОМС
Планируемый объем поступления страховых взносов в бюджет ФОМС составит в 2012 году 537,1 млрд. рублей, в 2013 году - 607,0 млрд. рублей, в 2014 году - 707,2 млрд. рублей.
Объем поступлений в бюджет Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения осуществлен исходя из численности неработающего населения в субъекте Российской Федерации на 1 апреля 2011 г., тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения (размер тарифа устанавливается проектом Федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения") и прогнозируется на 2012 год в сумме 302,8 млрд. рублей, на 2013 год - 377,0 млрд. рублей, на 2014 год - 462,5 млрд. рублей.
Поступление недоимок в Фонд по страховым взносам, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленных на указанные недоимки пеней и штрафов, планируется на 2012 год в сумме 6,6 млн. рублей, на 2013 и 2014 годы соответственно 6,3 млн. рублей и 6 млн. рублей.
Суммы учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляют на 2012 год 51,81 млрд. рублей, на 2013 год - 50,43 млрд. рублей и на 2014 год - 18,81 млрд. рублей и включают средства для финансирования расходов:
на проведение в 2012 году дополнительной диспансеризации 2,8 млн. работающих граждан (4 млрд. рублей);
на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях 316,4 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (0,9 млрд. рублей);
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС отдельным категориям плательщиков на 2012 год в сумме 46,91 млрд. рублей, на 2013 год - 50,43 млрд. рублей и на 2014 год - 18,81 млрд. рублей.
Расходы ФОМС
В 2012 году в целях повышения доступности медицинской помощи Фондом предусматривается продолжение реализации региональных программ модернизации здравоохранения, реализуемых с 2011 года. В соответствии со статьей 5 законопроекта средства на 2012 год в сумме 244,1 млрд. рублей планируется направить на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также программ модернизации федеральных государственных учреждений, включая создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, подведомственных Минздравсоцразвития России и ФМБА России.[12 c.56]
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации по ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на 2012 год в сумме 603,3 млрд. рублей. В 2012 году размер субвенций из бюджета Фонда бюджету территориального фонда ОМС исчисляется как сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, страховых взносов на ОМС работающего населения, исчисляемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по тарифу два процента, и объема дотаций, предусмотренного в бюджете Фонда соответствующего субъекта Российской Федерации на 2011 год.
В целях финансового обеспечения организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации в бюджете ФОМС резервируются бюджетные ассигнования на 2013 год в сумме 1 003,3 млрд. рублей, на 2014 год в сумме 1 154,3 млрд. рублей.