Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать фонды обязательного медицинского страхования их цели, задачи и систему организации
- раскрыть особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
- пранализировать перспективы развития фондов обязательного медецинского страхования.
Введение.....................................................................................................................3
1. Фонды обязательного медицинского страхования. Их цели, задачи и система организации................................................................................................................5
2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.....................................................................20
3.Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования.................................................................................................................30
Заключение.................................................................................................................43
Литература.................................................................
Расходы ФОМС на диспансеризацию детей-сирот в 2012 году составят 0,9 млрд. руб., на дополнительную диспансеризацию работающих граждан - 4,0 млрд. руб.
Законопроект предусматривает направление в 2012 - 2014 годах из бюджета ФОМС (ежегодно по 19,03 млрд. рублей) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов на медицинское обслуживание в рамках родового сертификата. Указанные средства будут направляться также на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
С учетом прогноза рождаемости медицинское обслуживание в рамках родового сертификата в 2012 году получат 1,73 млн. женщин. Стоимость родового сертификата в 2012 - 2014 годах составит 11 тыс. рублей.
В составе бюджета Фонда на 2012 год сформирован нормированный страховой запас в размере 19,4 млрд. рублей.
Бюджет Фонда предусматривает расходы на содержание ФОМС, на международное сотрудничество, осуществление мероприятий в области средств массовой информации, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, на обучение сотрудников Фонда и территориальных фондов ОМС в целях повышения квалификации.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию указанного проекта Федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
К примеру в Воронежской области утверждены общие объемы доходов и расходов Территориального фонда ОМС на 2012 год и плановый период.
Законом определены основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.
Установлено, что прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в 2012 году составляет 10 838 790,7 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета, -- 321 855,0 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда ОМС -- 10 369 133,5 тыс. руб.
Общий объем расходов бюджета Фонда составляет 10 838 790,7 тыс. руб., в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые областному бюджету, -- 1 253 845,3 тыс. руб.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год составляет 9 828 294,8 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда ОМС, -- 9 675 311,6 тыс. руб.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2014 год -- 11 543 371,1 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда ОМС, -- 11 385 662,1 тыс. руб.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год составляет 9 828 294,8 тыс. руб. и на 2014 год -- 11 543 371,1 тыс. руб
Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 в (а редакции от 08.12.2010 г.) «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.[12]
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Человек в своей деятельности постоянно подвергается различным опасностям и рискам. Проблема предотвращения или уменьшения рисков, покрытия возможного ущерба была и остается чрезвычайно актуальной. Решить эту проблему призвана система страхования, сформировавшаяся в процессе социально-экономического развития общества как форма защиты от непредвиденных опасностей и рисков. Одним из разделов данной системы является медицинское страхование здоровья. Этот вид страхования был и остается актуальным и востребованным постольку, поскольку востребованы и необходимы медицинские услуги.
Актуальность и востребованность данного вида страхования обусловлены специфичностью предмета страхования, его высокой ценностью. Таким образом, медицинское страхование - тема злободневная, остро обсуждаемая в средствах массовой информации, в федеральных и территориальных органах власти, среди населения. Страхование невозможно представить вне рыночной экономики. Этим объясняется то, что при переходе к рынку система здравоохранения в России приняла форму медицинского страхования, что было юридически закреплено Федеральным Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 28 июня 1991 г. № 1499-1 (данный закон утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ»). Однако система медицинского страхования уже достаточно развитая и отлаженная в странах с исконно рыночной экономикой, в России переживает период становления, формирования и развития методом проб и ошибок с опорой на зарубежный опыт в этой сфере. Этот болезненный процесс сопровождается бурными дискуссиями в обществе. Сейчас, когда данная система существует уже 17 лет, можно подвести некоторые итоги, выявить недостатки и преимущества, особенности реализации в российской действительности и сделать прогноз дальнейшего развития. [8 c.362]
В 1993 г. в Российской Федерации начался процесс реформирования системы здравоохранения. Однако переход к страховой медицине до сих пор не завершился и сейчас в России действует компромиссная, бюджетно-страховая модель здравоохранения, которую некоторые исследователи называют своеобразной формой финансирования здравоохранения по причине отсутствия в отечественной системе обязательного медицинского страхования (ОМС) классических характеристик страхования. Российская модель здравоохранения сочетает государственное финансирование медицинских учреждений и поступление средств от дополнительных источников (предприятий, органов исполнительной власти субъектов).
Как любое начинание, а тем более такое масштабное, в условиях коренной перестройки экономической системы, внедрение системы ОМС проходило очень нелегко, чему немало способствовал недостаток финансирования. В настоящее время ситуация с финансированием не изменилась, недостаток средств по-прежнему присутствует, и это влечет за собой целую цепочку неудобств, «провалов системы», которые, по сути, становятся ограничением прав человека, закрепленных в Конституции. Но всё же финансирование -- не единственная и даже не ключевая проблема ОМС. Возникновению недостатка денежных средств, а вернее будет сказать тому, что эти средства не доходят до фондов ОМС и медицинских учреждений в полном объеме, в значительной мере способствует пресловутая российская бюрократия. Она пронизывает все социальные, политические и экономические структуры и институты, снижая их эффективность, существенно уменьшая теоретическую полезность, выгодность реформ. Функционирование любой системы зависит от менталитета конкретных исполнителей на всех уровнях. Функционирование ОМС, в частности, напрямую зависит от добросовестности представителей различных уровней власти, множества чиновников на местах, руководства и работников страховых медицинских организаций, медицинского персонала и, наконец, самих граждан. Как показывает статистика, около половины россиян прибегают к услугам ОМС только в крайнем случае, что свидетельствует о крайне низком уровне доверия граждан к так называемой «бесплатной» медицине. Тем не менее результаты развития системы обязательного медицинского страхования очевидны. В настоящее время основные институты системы ОМС созданы и функционируют в каждом регионе страны. Более 90% граждан РФ имеют полиса ОМС. Таким образом, должно реализовываться закрепленное в статье 19 Конституции РФ право человека на охрану здоровья. Медицинское страхование призвано:
1. обеспечить ответственность перед каждым жителем за качество и количество оказываемых медицинских услуг;
2. сбалансировать потребности в медицинских услугах и обеспеченность ресурсами;
3. обеспечить заинтересованность медицинского персонала в повышении качества обслуживания;
4. стимулировать развитие медицинской технологии и техники.
Достигнуть этих целей можно посредством формирования действенного страхового механизма, чему в России по-прежнему препятствует ряд проблем:
4.Невозможность обеспечения равных возможностей получения медицинской и лекарственной помощи из-за различия в уровнях развития регионов;
5. Три источника финансирования ЛПУ (бюджетный, ОМС, средства населения) абсолютно непрозрачны и не скоординированы;
6. Незаинтересованность медицинских работников в повышении ни качества медицинских услуг, ни своей производительности в рамках программ государственных гарантий, так как оплата их труда не меняется в зависимости от интенсивности труда и уровня профессионализма;
7. Страховщики (СМО) при существующем правовом поле не заинтересованы в повышении эффективности использования средств ОМС и в создании действенного контроля по защите интересов застрахованных;
8. Существующая государственная статистика совершенно не отражает реального положения вещей ни со здоровьем населения, ни с работой ЛПУ. [6. 322]
Происходящая в настоящее время реформа здравоохранения направлена на совершенствование системы медицинского страхования, постепенное решение существующих проблем и призвана обеспечить условия для максимально полной реализации прав человека на охрану здоровья и бесплатную медицину, прописанных в Конституции РФ.
Согласно принятому 29 ноября 2010 года Федеральному закону Российской федерации N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» систему здравоохранения России в 2011-2013 гг. ждут следующие трансформации:
1) пациенты получат право выбирать медицинское учреждение и врача;
Сложившаяся к настоящему времени система оплаты по факту приема пациента врачом, а не в зависимости от качества и количества оказанных услуг, совершенно не способствует улучшению медицинского обслуживания, совершенствованию технологий, повышению квалификации врачей и даже не обязывает вежливо обращаться с пациентами по полису ОМС. Несмотря на то, что большинство пациентов недовольны низким качеством обслуживания в «бесплатных» поликлиниках, они вынуждены обращаться в ЛПУ по полису ОМС, поскольку для большинства россиян альтернативные виды получения медицинской помощи являются слишком дорогостоящими. Возможно, предоставление пациентам права выбора позволит изменить ситуацию к лучшему. Возможность выбора поликлиники появится с 2013 г.
2) с 1 января 2011 г. полис ОМС действует во всех регионах РФ
С мая 2011 г. начнется обмен полисов на полис ОМС единого образца, действительный на всей территории Российской Федерации. Это даст возможность людям, переезжающим из региона в регион, например, иногородним студентам, работающим вахтовым методом и другим категориям граждан, свободно обращаться в местные поликлиники, что раньше действительно было очень проблематично. Старые полисы будут действовать до 2014 г.
3) граждане получат право выбирать страховую компанию;
До настоящего времени граждане находились фактически в стороне от процесса заключения договора ОМС, выбор страховой компании оставался за работодателем или органом территориальной власти. Данное изменение должно обеспечить реализацию гражданином своих прав на свободный выбор страховщика, что ранее было невозможно.
В декабре 2010 г. принят Федеральный закон №333-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Доходы бюджета Фонда на 2011 г. определены в сумме 336,0 млрд руб., на плановый период 2012 и 2013 гг. доходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд руб. Расходы бюджета Фонда на 2011 г. определены в сумме 336,0 млрд руб., на плановый период 2012 и 2013 гг. расходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд руб. Кроме того, законом предусмотрены средства на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 и 2012 гг. в сумме 460,0 млрд руб. Для сравнения: в 2009 г. поступления в ФФОМС составляли 126562 млн руб., из которых около 1/3 составляли поступления из федерального бюджета, а расходы - 130037 млн руб. Если проследить динамику объема поступлений и расходов в ФФОМС из года в год, то выявляется тенденция к чередованию дефицита и профицита бюджета Фонда ОМС.[15]
Также с 2011 г. изменяются:
С 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит индексации в 1,1164 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составит 463 000 руб. в отношении каждого физического лица в год нарастающим итогом с начала расчетного периода.
На 2%, а именно, с 3,1 до 5,1 %, возрастет тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Однако вместе с тем расширится список льготных категорий плательщиков. Данные меры позволят увеличить объем средств, выделяемых на оказание медицинской помощи, а значит, возможно, улучшить качество и расширить спектр предоставляемых населению медицинских услуг.