Роль фондов обязательного страхования в реализации социальных программ государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать фонды обязательного медицинского страхования их цели, задачи и систему организации
- раскрыть особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
- пранализировать перспективы развития фондов обязательного медецинского страхования.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Фонды обязательного медицинского страхования. Их цели, задачи и система организации................................................................................................................5
2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.....................................................................20
3.Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования.................................................................................................................30
Заключение.................................................................................................................43
Литература.................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсовая готовая.doc

— 6.03 Мб (Скачать файл)
  1. отчетность.

Наряду с системой обязательного медицинского страхования в России существует и развивается система добровольного медицинского страхования (ДМС). Однако российской особенностью является разделенность, несвязанность ОМС и ДМС.

Добровольное медицинское страхование - это особая форма организации медицинского страхования здоровья человека, которая предоставляет российским гражданам возможность полно или хотя бы частично компенсировать расходы на медицинское обслуживание. Как правило, в современном обществе оно применяется в дополнение к системе ОМС и осуществляется за счет личных средств российских граждан, взносов работодателя и другого бюджета.

В России  существует большое количество страховых организаций, которые предлагают людям выгодные страховые услуги и уже который год удачно держат свои позиции на данном рынке. Среди этих страховщиков-лидеров группа «Согаз», которая лидирует по количеству взносов. Группа «РЕСО-Гарантия», лидер по приросту взносов: 43,6 % Группа «АльфаСтрахование», Группа «Ингосстрах - 501001 заключенных договоров за 2010 г.

Ниже размещена таблица,  где приведено Топ-5 страховщиков-лидеров рынка ДМС за июнь 2010 г.[14]

Таблица 1

Топ-5 страховщиков-лидеров рынка ДМС

Место в рейтинге

 

Взносы, тыс. руб.

Количество заключенных договоров, шт.

Прирост взносов, %

Уровень выплат, %

1

Группа СОГАЗ

13565633

104563

11,12

46,31

2

Группа РОСНО

4801561

107007

26,35

45,01

3

РЕСО-Гарантия

3046358

247002

43,60

51,50

4

Группа АльфаСтрахование

3042271

476935

22,20

41,30

5

Группа Ингосстрах

2957737

501001

-15,20

85,40


 

Как показывает статистика, взносы по ДМС с 2008 г. по 2010 увеличились примерно на 10 млрд руб., что показывает, со временем данные услуги в России медленно,  но верно приобретают потребность российских граждан, то есть явно увеличивается заинтересованность платными медицинскими услугами

Несмотря на заинтересованность частных лиц в возможности добровольного страхования, стоит заметить, что уровень розничного ДМС значительно ниже коллективного. Одной из причин данной ситуации является в первую очередь низкий доход населения: многие граждане не могут позволить полиса ДМС. Об этом свидетельствуют и следующие данные, проведенные рейтинговым агентством «Эксперт Ра»: объем розничного ДМС составил 6,5 % от всего рынка ДМС в 2009 г. В 2010 г. доля объема существенно не изменилась, так как составила 6,8 %. [16]

Второй причиной низкой заинтересованности розничного ДМС является то, что, несмотря на большое обилие частных клиник в каждом городе, доверие со стороны населения к организациям данного типа остается низким из-за устоявшегося мнения, что частные клиники стремятся назначить как можно больше ненужных процедур, чтобы увеличить собственную прибыль. Кроме того, отсутствие единых стандартов в частных медицинских учреждениях, т.е. названия и цены отличаются друг от друга, что также приводят к большему недоверию граждан.

Однако, по данным исследования «Эксперт Ра», в нынешнем 2011 г., не смотря на низкую заинтересованность со стороны населения, ожидается увеличения спроса на ДМС примерно на 10 %, объем рынка ДМС составит 89,6 млрд руб. По прогнозам на будущее, можно сказать, что в 2012 г. этот объем составит 100,3 млрд руб., т.е. прирост 12 %.

Анализируя состояние ДМС на сегодняшний момент, можно сказать, что, несомненно, добровольное медицинское страхование нужно современному обществу. По сравнению с Европой и США, где добровольное страхование здоровья является неотъемлемой нормой жизни, практика проведения ДМС в России показывает, что в нашей стране все еще существует ряд проблем, которые препятствуют дальнейшему развитию данного вида страхования.

В настоящее время в России происходит широкомасштабное реформирование системы здравоохранения, что выражается в трансформации системы обязательного медицинского страхования. Наряду с этим развиваются системы добровольного медицинского страхования. Всё это части единого пути России к становлению полноценной рыночной экономики, и конечно этот путь не обходится без ошибок и просчетов. Однако из года в года происходят сдвиги в этом направлении, разрабатывается и совершенствуется законодательная база. Система медицинского страхования - структура социальная, следовательно, она необходимо должна меняться, так как само общество постоянно развивается. Необходимо понимать, что от ответственного подхода каждого жителя страны зависит результативность любых реформ.[7. c.215]

Премьер-министр Владимир Путин, выступая перед чиновниками Всемирной организации здравоохранения, подтвердил намерение правительства продолжать реализацию начатой нацпроектом "Здоровье" стратегии развития высокотехнологичной медпомощи. Ускоренное развитие хайтек-сегмента здравоохранения, выведенного за рамки системы обязательного медстрахования (ОМС), усложнит в будущем его интеграцию в систему ОМС и стабилизацию всей системы.

Премьер-министр Владимир Путин на 60-й сессии Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения развеял сомнения относительно правильности пути развития в России высокотехнологичной помощи и строительства центров высоких медицинских технологий в регионах. По его словам, специалисты в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, предупреждали его, что строить новые центры высоких медицинских технологий в регионах нерационально -- на периферии "все равно нет ни специалистов, ни базы". "Должен сказать, что люди, которых я люблю и отношусь с большим уважением, в данном случае все-таки ошиблись",-- заявил премьер-министр. По его словам, после строительства там появились и специалисты, и условия для работы. Таким образом, стратегия Белого дома по госинвестированию в выделенный сегмент госсектора в здравоохранении будет продолжена. [13 c.15]

Развитие в последние годы высокотехнологичной медпомощи в самом Минздраве связывают с нацпроектом "Здоровье". За пять лет существования нацпроекта в его мероприятия инвестировано свыше 590 млрд руб., в ближайшие три года планируется вложить более 400 млрд руб. С ростом финансирования нацпроекта соответственно росло и финансирование высокотехнологичной медпомощи. Если в начале его реализации в 2006 году на такую помощь предусматривалось выделение 9,7 млрд руб., то в 2009-м -- 30,5 млрд руб., а в 2010-м -- 36,2 млрд руб. В 2011 году запланировано выделение на эти цели уже 41 млрд руб., в 2013-м -- 46 млрд руб.

С 2010 по 2013 год на более чем 30% должно вырасти число граждан, получающих такую помощь,-- до 370 тыс. человек. Сейчас в России высокотехнологичную медпомощь оказывают 232 медучреждения, в том числе 110 федеральных и 122 региональных (последние -- на условиях софинансирования 30% денег субъекта к 70% федеральных субсидий). По данным Минздрава, регионы повысили интерес в предоставлении такой медпомощи населению. Так, в 2009 году ее оказывали 103 медучреждения в 45 регионах РФ, в 2010 году -- уже 122 в 50 субъектах. Концепция будет тиражироваться введением в строй в 2010 году федеральных центров сердечно-сосудистой хирургии в Хабаровске, Красноярске и Челябинске, центра нейрохирургии в Тюмени. Ввод центров запланирован на 2011 год в Москве и Перми, на 2012 год (планировался на 2011 год) -- в Калининграде, Смоленске, Новосибирске, Барнауле и Владивостоке.[11]

Активное развитие высокотехнологичной медпомощи происходит при росте ее веса по отношению к медуслугам системы ОМС, из которой она выведена. Согласно рассматриваемому в Госдуме законопроекту о реформе ОМС, перевод финансирования сложных операций в тариф ОМС запланирован не ранее чем на 2015 год. Ранее глава Минздрава Татьяна Голикова признавала, что сначала необходимо отделить высокотехнологичную помощь от дорогостоящих медуслуг в системе ОМС, высокая стоимость которых определяется высокой ценой лекарств и материалов. Отметим, ускоренное наращивание инфраструктуры высокотехнологичной помощи в РФ, уже сейчас делающее невозможным расчет реальной стоимости государственного здравоохранения и потенциальных "полных" тарифов в системе ОМС, затруднит ее интеграцию в систему ОМС и в будущем.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в период 2011-2012 годов планируется направление в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования предусмотренных в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 и 2012 годы средств в размере 460 млрд. рублей на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений здравоохранении, оказывающих медицинскую помощь (далее - программы модернизации здравоохранения).Указанные средства будут формироваться в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования от средств страховых взносов в размере два процентных пункта. [12]

Средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования планируется направлять на совершенствование оказания медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования, в учреждениях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, на следующие цели:

1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов (техническая готовность указанных объектов на 1 января 2011 года должна составлять не менее 80 процентов фактически произведенных застройщиком затрат от сметной стоимости строительства объекта), текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

3) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Приоритетом программ модернизации здравоохранения установлено совершенствование оказания медицинской помощи при заболеваниях, являющихся причинами высокой смертности и определяющих высокий уровень потери трудового потенциала страны (заболевания системы кровообращения, онкологические заболевания, заболевания костно-мышечной системы и осложнения в ходе беременности, родов и в послеродовой период, медицинское сопровождение новорожденных, особенно с низкой и экстремально низкой массой тела, детские заболевания).В целях обеспечения выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации (от 06.12.2010 №Пр-3534) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено не менее 25 процентов средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения в период 2011 - 2012 годов (до 100 млрд. руб.): на развитие медицинской помощи детям и новорожденным, в том числе на оснащение учреждений родовспоможения современным оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, развитие неонатальной хирургии, паллиативной помощи детям, а также на обеспечение проведения начиная с 2011 года углубленной диспансеризации подростков и снижения числа абортов.[12]

В 2011 - 2012 годах также будут осуществлены мероприятия по реализации программ модернизации федеральных государственных учреждений, которые оказывают медицинскую помощь и полномочия собственника которых осуществляют Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство. Разработку и утверждение программ модернизации ФГУ осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Финансовое обеспечение указанных программ предусматривается за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе  была освящена работа фонда обязательного медицинского страхования, его система организации, цели и задачи, проанализированы доходы и расходы бюджета фонда, рассмотрены перспективы его развития.

Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства, одним из которых является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Фонд был создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится как к общему регулированию основных положений ОМС на территории РФ, так и к финансовому регулированию осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации.

Федеральный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Фонда.В курсовой работе (глава 2.) в полном объеме проанализированы доходная и расходная части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2010-2011 г.г.

В третьей главе курсовой работы выявлены проблемы, недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования и даны предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что Фонд обязательного медицинского страхования играет большую роль в реализации социальных программ государства, так как  фонд непосредственно направлен на улучшение здоровья нации, повышение демографической ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль фондов обязательного страхования в реализации социальных программ государства