Российские и зарубежные модели управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является рассмотрение задач.
Задачи курсовой:
Теоретические основы управления финансов.
Анализ российского и зарубежного опыта управления.
Проблемы и перспективы управления финансами в России и за рубежом.

Вложенные файлы: 1 файл

Анжелика .doc

— 909.50 Кб (Скачать файл)

2.3. Анализ управления финансами в США.

В принятии и исполнении государственных экономических и бюджетных решений участвуют большинство учреждений и организаций государственного аппарата США. Основы бюджетной политики государства на следующий год сообщаются в ежегодном бюджетном послании, с которым президент США обращается к Конгрессу и нации в начале года. Это - документ, обосновывающий бюджетную стратегию; к нему прилагается проект федерального бюджета, который конгрессменам предстоит обсуждать в течении примерно восьми следующих месяцев перед его утверждением. Финансовый год в США начинается с 1 октября.

Бюджетное послание и проект федерального бюджета готовит Административно - бюджетное управление (АБУ). В его обязанности входит также разработка федеральной бюджетной политики на оперативном уровне и конкретных бюджетно-налоговых мероприятий; практическое управление и координация экономической и финансовой деятельности федеральных министерств и ведомств.

Президент США в качестве главы исполнительной власти отвечает перед Конгрессом за разработку и исполнение федерального бюджета, руководители правительственных ведомств - за составление бюджетных заявок для формирования общего бюджетного проекта, представляемого затем конгрессменам. АБУ координирует эту работу, в то время как министерство финансов - Казначейство США - занимается сбором налогов и исполнением расходной части бюджета.

Таким образом, АБУ является центральным органом в системе исполнительной власти США, непосредственно приводящим в действие все рычаги бюджетно - налогового регулирования.

Процесс утверждения расходов в Конгрессе отличается рядом особенностей. Главной из них можно считать трехступенчатость данного процесса. Она заключается в том, что сначала в профильном  комитете Конгресса должна быть утверждена программа, на которую требуется выделить средства. Только после этого комитет по ассигнованиям приступает к обсуждению вопроса о выделении средств. Таким образом, сначала конгресс выдает разрешение  на принципиальное осуществление программы и только потом обсуждает вопрос о ее стоимости, длительности и т.д. наконец, на базе закона об общих ассигнованиях выделяются средства на расходы в конкретном финансовом году. Три ступени утверждения дают возможность провести тройной контроль над предлагаемыми программами.

Работа над федеральным бюджетом считается важнейшей частью деятельности высшего законодательного органа страны. Ею занимаются не менее двух третей его состава, утверждение бюджета в конгрессе подчинено строму графику.

Управление финансами охватывает деятельность государства, связанную с проведением им общей финансовой политики, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой налогового законодательства.

В США управление финансами возложено на министерство финансов (казначейство) и административно- бюджетное управление.

Основными функциями министерства финансов являются разработка финансовой и налоговой политики, контроль за соблюдением финансовых законов, осуществление деятельности в качестве финансового агента правительства, чеканка монет и эмиссия денежных знаков.

Одним из подразделений министерства является Служба внутренних доходов (СВД). Она охватывает платежи по налогам, поступающим в федеральный бюджет. Для более эффективного контроля СВД построена по децентрализованному принципу и имеет три уровня учреждений – национальные, региональные и окружные.

Вопросами сбора доходов занимаются также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. Первая ведает сбором таможенных доходов и осуществляет контроль за соблюдением таможенных правил. Вся территория страны разделена на 9 таможенных округов и имеет около 300 оперативных таможенных пунктов. Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию осуществляет контроль за соблюдением законов, связанных с производством и продажей этих предметов, а так же за поступлением доходов от их обложения.

Важную роль в министерстве финансов службы, занимающиеся вопросами внутренних займов и управлением государственным долгом. В США имеется большое разнообразие государственных ценных бумаг, с помощью которых мобилизуются временно свободные денежные средства.

В состав министерства входит Служба контроля за денежным обращением. На нее возлагается общий контроль за деятельностью национальных банков и их операциями. Она дает разрешение на образование новых национальных банков, перевод штатных банков в разряд национальных, слияние национальных банков, открытие у них филиалов.

Министерство определяет также финансовую политику США за рубежом, связанную с вопросами торговли, платежного баланса, занимается координацией иностранных капиталовложений в экономику США и американских инвестиций за рубежом.

Административно - бюджетное управление (второе финансовое ведомство США) является центральным органом, осуществляющим прогнозирование, управление, контроль и координирование правительственных программ, и их финансирование. Среди финансовых задач этого ведомства - составление федерального бюджета и разработка финансовых программ, осуществление оперативного контроля по управлению бюджета в общефедеральном масштабе. Вместе с тем на управление возложен ряд административных функций, превращающих его в одно из ведущих ведомств в системе органов высшей исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и перспективы управления финансами в России и за рубежом.
    1. Сравнительная характеристика управления финансами корпораций в России и за рубежом

Корпоративная форма организации финансов в США, Канаде, Великобритании, Японии и в других промышленно развитых странах является самой распространенной. Деятельность зарубежных корпоративных структур разнообразна и масштабна. По оценкам специалистов, в настоящее время насчитывается почти 40 тыс. межотраслевых объединений, имеющих признаки корпоративных структур (акционерных обществ), которые включают около 180 тыс. структурных подразделений и филиалов в 150 странах мира. Им принадлежит примерно 50% промышленного производства и торговли развитых стран, около 80% всех патентов и лицензий на новейшие технику и технологии. Зарубежные экономисты дают различные характеристики корпоративным структурам. Российские экономисты корпорации трактуют по-своему (табл. 1).

Таблица 1. Определение корпорации в современной научной литературе

Авторы

Определение координации

Зарубежные авторы

Э. Боди и Р.К. Мертон

Корпорация представляет собой фирму, которая является юридическим лицом , действующим отдельно от своих владельцев

Ван Хорн Дж.

Корпорация - обезличенная организация, созданная законом: она может владеть имуществом и брать на себя обязательства

С. Росс

Корпорация – это бизнес основанный как отдельное юридическое лицо, состоящее из одного или более частных или юридических лиц

Российские авторы

Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский.

Е. Б. Стародубцева

Совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности  и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.

Холдинг- компания, управляющая деятельностью и контролирующая деятельность других предприятий, компаний. Холдинговая компания занимает ведущее положение благодаря обладанию пакетом акций, контролируемых его предприятий и фирм. При этом сама холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью (чистый холдинг)


 

Особенности финансов зарубежных корпораций приведены на рис. 1.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1  Особенности финансов зарубежных корпораций

Недостатком корпоративной организации бизнеса является ее двойное налогообложение. Как юридическое лицо корпорация уплачивает налог на прибыль (доход). Дивиденды акционеров как их личный доход также облагаются налогом. В России аналогичная ситуация. Корпорации уплачивают налог на прибыль как юридические лица, а дивиденды акционеров облагаются налогом на дивиденды. На практике существуют способы, позволяющие избегать двойного налогообложения.

В настоящее время на Западе корпорации функционируют в виде холдингов во всех отраслях хозяйства: промышленность, транспорт, связь, торговля, банковское дело и др. Это особый тип финансовой компании, которую создают для владения контрольными пакетам акций других фирм с целью контроля и управления их деятельностью. В современных условиях практически все крупнейшие корпорации США, Канады, Европейского экономического сообщества, Японии имеют холдинговую структуру. Холдинг имеет контрольные пакеты акций всех дочерних компаний. Существуют два типа холдинга: чистый холдинг, который выполняет только контрольно-управленческие и финансовые функции, и смешанный холдинг, который включает также предпринимательскую деятельность: производственно-торговую, кредитно-финансовую и др.

В России холдинг представляет собой корпорацию, которая управляет деятельностью или контролирует деятельность других организаций и структурных подразделений. Но в России холдинги пока не заняли всех отраслей хозяйства. Наиболее яркими представителями корпоративных структур выступают:

- крупные промышленные организации, такие как Красноярский алюминиевый завод, Орско-Халиловский металлургический комбинат, "АвтоВАЗ", "КамАЗ";

- транспортные корпорации - ОАО "РЖД" и др.

Особенностью формирования корпораций в России является их наиболее частое образование в сырьевых областях, связанных с газом (Газпром), нефтью (Роснефть) и другими природными ресурсами (лес, алмазы, редкоземельные металлы).

Кроме того, если в зарубежных корпоративных структурах государственное участие незначительное и в основном опосредованное, за исключением корпораций в военной отрасли, то в России предусмотрены меры по финансовой поддержке корпораций, как правило, в целях стимулирования их образования. В последние годы в западных странах наблюдается процесс объединения, слияния и поглощения одних компаний другими. Формы объединения коммерческих организаций представлены на рис. 2.

 











Рис. 2. Способы образования холдингов

Большинство иностранных корпораций выполняют зарубежные операции и являются транснациональными компаниями (ТНК). В этом случае холдинговая форма бизнеса особенно необходима, поскольку контроль зарубежных филиалов затруднен. Поэтому головной холдинг ТНК выполняет следующие функции (рис. 3.).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Причины формирования корпораций

В индустриально развитых странах (США, Японии, странах Евросоюза, Канаде и др.) корпорациями становятся по причине поисков новых рынков сбыта, источников сырья и энергетических ресурсов, новых технологий, диверсификации деятельности, путей повышения эффективности производства. Например, крупные компании стран с высокими производственными издержками перемещают свое производство туда, где эти издержки минимальные (низкие расходы на сырье, материалы, энергию, рабочую силу и т.п.) Корпорации США и Японии, производящие электронику, автомобили и другие товары, имеют сборочные производства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Мексике и проч.

В России ТНК практически нет, за исключением газовых и нефтяных, которые были отмечены. Но и эти корпорации пока не активно перемещают свои производства в те страны, где наименьшие расходы производства. Что касается рынков сбыта готовой продукции, в последнее время наблюдается расширение диверсификации газовых и нефтяных потоков не только в сторону Европы, но и в сторону стран Юго-Восточной Азии, например Китай и Индию. Начинается расширение и в сторону Латинской Америки, например Бразилию.

В процессе управления финансами руководство корпорации может ставить перед собой различные задачи, например максимизацию прибыли, увеличение рыночной стоимости корпорации или увеличение доходов акционеров. Некоторые западные экономисты придерживаются мнения, что основная задача менеджеров корпорации заключается в максимизации прибыли, а не богатства акционеров. Но в условиях несовершенства рынка нередко неизвестны будущие доходы и расходы, поэтому прибыль можно ожидать с условной долей вероятности. Точно определить максимальную прибыль в этом случае не представляется возможным. Текущую рыночную стоимость акционерного капитала можно определить с высокой степенью достоверности, поскольку известна цена акций на фондовом рынке.

Российские экономисты ставят подобные задачи максимизации прибыли, рыночной стоимости корпорации и богатства акционеров. Однако в этом процессе приходится учитывать не только несовершенство самого рынка, то и степень его развития в стране, поскольку сравнимыми западные и российские фондовые рынки назвать нельзя. В промышленно развитых странах в роли институциональных инвесторов выступают корпорации, которые учитывают прежде всего объективные факторы финансового рынка на макро- и микроуровнях.

Информация о работе Российские и зарубежные модели управления финансами