Российский рынок корпоративных облигаций: текущее состояние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 07:38, дипломная работа

Краткое описание

Создание современной рыночной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является фондовый рынок. Эффективное функционирование финансового рынка в значительной мере зависит от уровня сложившегося в стране правового поля, качества и детальности проработки всех аспектов отношений на рынке ценных бумаг. Понимание значимости правовой инфраструктуры, ее соответствие современной экономике, ее способность отвечать вызовам возникающих экономических проблем - необходимое условие дальнейшего развития рынка ценных бумаг и экономики страны в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к определению рынка корпоративных облигаций…………………………………………….6
1.1. Понятие и признаки корпоративных облигаций………………..6
1.2. Характеристика рынка корпоративных облигаций как финансового института………………………………………………16
Глава 2. Анализ рынка корпоративных облигаций………………...35
2.1. Правовое регулирование рынка корпоративных облигаций в России………………………………………………………………....35
2.2. Характеристика элементов рынка корпоративных облигаций.48
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию рынка корпоративных облигаций…………………………………………..59
3.1. Проблемы развития рынка корпоративных облигаций……….59
3.3. Пути развития рынка корпоративных облигаций……………...68
Заключение …………………………………………………………...81
Список используемой литературы…………………………………..83

Вложенные файлы: 1 файл

lbgkjvyfz.docx

— 186.78 Кб (Скачать файл)

Исходя из приоритета Закона о ценных бумагах как последующего и специального по отношению к ГК РФ федерального закона, допустимо существование облигаций, не закрепляющих права ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иных дополнительных имущественных прав.

Необходимо учитывать, что Конституционный Суд РФ в Определениях от 05.11.1999 N 182-О и от 03.02.2000 N 22-О сформулировал правовую позицию, согласно которой ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

При этом Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 13-П установил, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

В отличие от других эмиссионных ценных бумаг (акции и опциона) ст. 2 Закона о ценных бумагах не устанавливает обязательность выпуска облигаций в форме именных эмиссионных ценных бумаг. Следовательно, облигация может быть:

  • во-первых, как именной эмиссионной ценной бумагой, так и эмиссионной ценной бумагой на предъявителя;
  • во-вторых, как эмиссионной ценной бумагой бездокументарной формы, так и эмиссионной ценной бумагой документарной формы (в силу ст. 16 Закона о ценных бумагах по общему правилу именные эмиссионные ценные бумаги, исключая случаи, предусмотренные федеральным законом, выпускаются в бездокументарной форме, а эмиссионные ценные бумаги на предъявителя - только в документарной форме).

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что понятие "корпоративная облигация" имеет двоякое значение:

1) одна  из равных друг другу минимально  возможных долей:

- вправе  требовать от юридического лица - эмитента облигаций исполнения  имеющего долевую множественность  лиц на стороне кредитора  обязательства  выплатить номинальные стоимости  всех облигаций данного выпуска  или предоставить их имущественные  эквиваленты, или противопоставлялся;

- в неделимой  совокупности прав требовать  исполнения неделимой совокупности (а) вышеуказанного основного обязательства  и (б) имеющего долевую множественность  лиц на стороне кредитора дополнительного  обязательства выплатить фиксированные  проценты от номинальных стоимостей  всех облигаций данного выпуска  либо иного дополнительного обязательства  имущественного характера.

Облигация-доля может быть удостоверена:

  • публично достоверной записью о ней в книгах эмитента облигации или уполномоченного им лица, или
  • классической ценной бумагой - необходимо презентационным документом (в настоящее время - только ценной бумагой на предъявителя);

2) необходимо  презентационный документ на  предъявителя, удостоверяющий указанную  выше долю в праве или долю  в совокупности прав, т.е. облигацию-долю (далее облигация в таком значении  именуется "облигация-документ"). Облигация-документ имеет все  признаки классической ценной  бумаги на предъявителя:

- наличие  документа на бумажном носителе;

- выступление  бумаги в качестве носителя  определенного субъективного гражданского  права (прав);

- необходимость  предъявления (презентации) для осуществления  подтвержденного ею права (прав)/

Корпоративные облигации - это долгосрочные ценные бумаги, выпускаемые компанией для увеличения капитала и приобретаемые инвестором. По окончании срока облигация погашается, т.е. одолженный капитал возвращается.

Если компания желает увеличить свой заемный капитал, то она может это осуществить путем выпуска и продаж облигаций. Каждая облигация имеет свою номинальную стоимость, которую компания обязуется выплатить при погашении облигации. Но выплачиваемая сумма может оказаться выше или ниже номинальной стоимости (в зависимости от указанных условий выпуска облигации).

Подобный подход не является новым. Г.М. Колоножников определял облигацию и как воплощенную в легко передаваемой бумаге долю участия в едином крупном займе (т.е. долю в праве кредитора по займу), и как документ, выдаваемый в обмен на полученные деньги. М.М. Агарков считал, что каждая из ценных бумаг, составляющих предмет массовых эмиссий, "по содержанию тождественна с другой и представляет долю в едином капитале (акционерном, облигационном)".

Вопрос об основаниях возникновения обязательств по классическим ценным бумагам на предъявителя (к которым относятся облигации-документы) хорошо изучен в отечественной цивилистике. Подробная критика основных западноевропейских теорий возникновения права из ценной бумаги XIX - XX веков (договорной теории, эмиссионной теории, креационной теории и теории видимости права), а также описание господствующей в настоящее время теории приобретения собственности или иного вещного права на классическую ценную бумагу приведена в работах Н.О. Нерсесова, М.М. Агаркова, Е.А. Крашенинникова, В.Б. Чувакова4.

Однако, по нашему мнению, даже в отношении облигаций-документов теория приобретения собственности или иного вещного права на бумагу может быть сейчас применена с серьезными оговорками. В отношении же именных бездокументарных облигаций и документарных облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением данная теория неприменима в принципе, поскольку данные облигации, не являясь материальными объектами, не могут быть и объектом вещных прав (далее в тексте настоящей статьи именные бездокументарные эмиссионные ценные бумаги и документарные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением вместе именуются "безналичные бумаги", а входящие в их число облигации - "безналичные облигации").

Одним их важных факторов в достижении желаемых результатов в конкурентной борьбе в процессе формирования мирового финансового центра является наличие развитой правовой инфраструктуры, обеспечивающей высокий уровень биржевой инфраструктуры с тем, чтобы на национальном фондовом рынке были представлены многие крупнейшие российские финансово-промышленные группы, холдинги, государственные корпорации и т.д., которые не выходят в настоящее время на внутренний рынок ценных бумаг.

Недостаточно эффективная правовая инфраструктура рынка ценных бумаг объективно не позволяет этому рынку использовать весь свой потенциал. Сложившаяся правовая инфраструктура рынка ценных бумаг не регулирует либо не всегда достаточно эффективно регулирует целый спектр выпуска и обращения, широко используемых развитыми странами финансовых инструментов, что служит одной из причин как для оттока инвестиций российских эмитентов с отечественного рынка, так и преградой на пути инвестиций в нашу экономику средств нерезидентов.  

Несмотря на то что корпоративные облигации как объекты гражданских правоотношений возникают не только (а) при их размещении путем открытой или закрытой подписки, но также (б) при конвертации в облигации конвертируемых облигаций и (в) при конвертации облигаций юридического лица, реорганизуемого путем слияния, разделения, выделения, преобразования или прекращаемого путем присоединения в облигации юридического лица, созданного в результате слияния, разделения, выделения и преобразования, и облигации юридического лица, к которому осуществлено присоединение, последние два способа возникновения корпоративных облигаций представляют собой соответственно исполнение обязательств по корпоративным облигациям и универсальное правопреемство в обязательствах по корпоративным облигациям и в качестве оснований возникновения обязательств по корпоративным облигациям в настоящей статье не рассматриваются.

Следует отметить, что, несмотря на то что п. 1 ст. 19 Закона о ценных бумагах предусматривает одинаковую процедуру эмиссии для всех эмиссионных ценных бумаг, возникающие в результате эмиссии относительные гражданские права относятся к разным категориям гражданских прав: гражданские права, возникающие в результате эмиссии акций - к корпоративным правам, а гражданские права, возникающие в результате эмиссии облигаций и опционов - к обязательственным правам. Составляющие процесс эмиссии фактические обстоятельства в зависимости от вида эмиссионных ценных бумаг также могут быть квалифицированы по-разному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика рынка корпоративных облигаций как финансового института

 

В наиболее простой форме облигация обладает следующими четырьмя отличительными признаками.

1. Эмитент - организация, отвечающая  за выплату процентов и основной  суммы держателям облигаций, как  правило, через платежного агента. 
 2. Основная (или номинальная) сумма - сумма в определенной валюте, которую эмитент намерен взять в долг у инвестора и согласен возвратить. 
 3. Купон - процентная ставка, которую эмитент согласен выплачивать инвестору. Это может быть фиксированная величина, установленная как процент от номинальной суммы облигации, или плавающая, привязанная к какому-либо индексу, например, к ставке LIBOR. Выплата процента обычно производится раз в полгода или год.

4. Срок погашения - дата, когда эмитент  обязан возвратить основную сумму  и произвести последний процентный  платеж. Привлечение денежных средств  и торговля ими происходят  на финансовых рынках, или рынках  капитала. В зависимости от того, каким образом организации привлекают  денежные средства, рынки капитала  подразделяются на:

  • денежные рынки;
  • рынки облигаций;
  • рынки акций.

Для денежных рынков свойственно заимствование крупных денежных сумм на короткие сроки, от одного дня до года. Рынки облигаций характеризуются инструментами, по которым обычно выплачивается процент за фиксированный период времени и которые по условиям займа имеют срок погашения от одного года до 30 лет. Такие рынки называют еще рынками ценных бумаг с фиксированным доходом. Здесь осуществляются средне- и долгосрочные заимствовани5я.

На рынках акций также проводятся средне- и долгосрочные заимствования, однако без обязательной выплаты процента заимодавцу. Вместо этого организация-заемщик предлагает инвесторам акции или доли в акционерном капитале, в результате чего инвесторы становятся совладельцами организации. В зависимости от результатов деятельности организации инвесторам может быть выплачен или не выплачен дивиденд по акциям. 
 Существует принципиальное различие между рынками облигаций и акций с точки зрения как эмитентов, так и инвесторов. Выпуская акции, организация продает долевую собственность, а инвесторы-держатели акций становятся ее совладельцами и, следовательно, могут рассчитывать на вознаграждение, если эта организация приносит прибыль.

Организация, выпустившая долговое обязательство, привлекает заемные средства, которые необходимо возвратить полностью с выплатой процента через определенное время. Инвесторы в этом случае обычно знают, какой процент им причитается, а также рассчитывают, что их первоначальные вложения будут возмещены.

 




Различают три основных типа участников рынка облигаций: эмитенты, инвесторы и посредники. Эмитенты, выпускающие долговые обязательства, должны быть способны обеспечить достаточные для привлечения инвесторов гарантии и обладать соответствующей кредитоспособностью. Инвесторам необходима уверенность в надежности размещения своих средств, в том, что они получат причитающийся им процент и что основная сумма займа будет возвращена при наступлении срока. 
 Компании прибегают к выпуску облигаций в связи с тем, что:

  • суммы, которые можно заимствовать на рынке облигаций, обычно крупнее тех, что готов предоставить отдельно взятый банк; величина займа может исчисляться миллиардами долларов;
  • заемщики обычно стремятся к наиболее конкурентоспособным ставкам финансирования, которые не всегда могут быть предложены банками;
  • необходимый срок займа превышает тот срок, на который банк готов предоставить средства, например в случае финансирования долгосрочного инвестиционного плана;
  • рынок облигаций позволяет быстро (иногда в течение суток) получить денежные средства.

Инвесторы - участники рынка, предоставляющие капитал взаймы эмитентам. В качестве вознаграждения за использование их денег они рассчитывают на регулярное получение процентных платежей в течение всего срока займа, а также ожидают возврата занятых средств на определенную дату в будущем. Размер вознаграждения тесно связан с уровнем риска.

Принято различать две основные группы инвесторов:

  • организации (институциональные инвесторы);
  • физические лица (частные инвесторы).

Организации, в том числе взаимные и пенсионные фонды, страховые компании и сберегательные учреждения, являются крупнейшими инвесторами в облигации, на долю которых приходится около 80% данного рынка. Менеджеры фондов, работающие в этих организациях, распоряжаются крупными суммами от имени частных инвесторов, которые косвенным образом финансируют рынок облигаций, приобретая, например, полисы страхования жизни или пенсионные планы. Частные лица могут вкладывать средства в облигации и напрямую для получения гарантированного дохода на инвестиции.

Информация о работе Российский рынок корпоративных облигаций: текущее состояние и развитие