Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 07:38, дипломная работа
Создание современной рыночной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является фондовый рынок. Эффективное функционирование финансового рынка в значительной мере зависит от уровня сложившегося в стране правового поля, качества и детальности проработки всех аспектов отношений на рынке ценных бумаг. Понимание значимости правовой инфраструктуры, ее соответствие современной экономике, ее способность отвечать вызовам возникающих экономических проблем - необходимое условие дальнейшего развития рынка ценных бумаг и экономики страны в целом.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к определению рынка корпоративных облигаций…………………………………………….6
1.1. Понятие и признаки корпоративных облигаций………………..6
1.2. Характеристика рынка корпоративных облигаций как финансового института………………………………………………16
Глава 2. Анализ рынка корпоративных облигаций………………...35
2.1. Правовое регулирование рынка корпоративных облигаций в России………………………………………………………………....35
2.2. Характеристика элементов рынка корпоративных облигаций.48
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию рынка корпоративных облигаций…………………………………………..59
3.1. Проблемы развития рынка корпоративных облигаций……….59
3.3. Пути развития рынка корпоративных облигаций……………...68
Заключение …………………………………………………………...81
Список используемой литературы…………………………………..83
Помимо него российский рынок ценных бумаг регулируется целым рядом федеральных законов, а также указами Президента РФ и нормативными правовыми актами, принимаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной государственной власти. Основным законодательным актом Российской Федерации в сфере рынка ценных бумаг является Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
В процессе эмиссии облигаций совершаются (происходят) следующие действия и события:
- принятие
уполномоченным органом
- утверждение
уполномоченным органом
- государственная
регистрация выпуска облигаций,
сопровождаемая в указанном
- публикация
сообщения о государственной
регистрации выпуска облигаций
в печатном органе массовой
информации, распространяемом тиражом
не менее 10 тысяч экземпляров, в
случае открытой подписки или
в печатном органе массовой
информации, распространяемом тиражом
не менее одной тысячи
Если указанная совокупность фактических обстоятельств не образует фактического состава - основания для возникновения обязательства по корпоративным облигациям, то им будет либо единичный юридический факт либо фактический состав из части указанных фактических обстоятельств.
Можно возразить, (а) что признание судом недействительным хотя бы одного из совершаемых в процессе эмиссии решений органов управления эмитента, например решения о размещении облигаций, может стать основанием для признания недействительным выпуска ценных бумаг путем нового иска или (б) что признание судом таких решений не имеющими юридической силы (без предъявления специального иска, что допускается в отдельных случаях судебной практикой) в деле по иску о признании недействительным выпуска ценных бумаг может стать основанием для удовлетворения такого иска.
Однако дефекты решений органов управления эмитента, предшествующих совершению юридическим лицом сделок, непосредственно не влияют на действительность этих сделок. А.В. Габов, анализируя последствия недействительности или отсутствия решений уполномоченных органов акционерного общества об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, указывает что "связь между действительностью решения и действительностью сделки непрямая. Отсутствие решения, его дефекты, признание недействительным не сказываются непосредственно на действительности сделки - просто устраняется легальное основание для ее совершения, что делает ее уязвимой в течение определенного срока и создает правовую возможность для ее оспаривания".
А.А. Маковская указывает, что "сама по себе недействительность решений общего собрания акционеров (совета директоров)... автоматически не влечет и не должна влечь никаких правовых последствий для тех правовых решений, которые возникли на основании этого решения". Данная логика применима не только к решениям органов управления эмитента облигаций, но и к остальным действиям (событиям), которые в обязательном порядке предшествуют юридическому факту (фактическому составу), являющемуся основанием возникновения обязательств по корпоративным облигациям, но не являются его элементами. Их отсутствие становится лишь дефектом такого юридического факта (не устраняя его) и дает возможность его оспаривания. Как указано выше, подобные фактические обстоятельства именуются в науке юридическими условиями17.
Проанализируем перечисленные выше фактические обстоятельства, возникающие на этапах эмиссии корпоративных облигаций, с целью их деления на юридические условия возникновения обязательств по корпоративным облигациям и юридические факты, являющиеся основанием возникновения данных обязательств.
Решение о размещении корпоративных облигаций принимается:
а) в акционерных обществах - советом директоров (наблюдательным советом) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. Решение о размещении обществом облигаций, конвертируемых в акции, должно приниматься общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия решения о размещении облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 2 ст. 33 Закона об АО). Решение о размещении облигаций, конвертируемых в акции, посредством закрытой подписки и о размещении посредством открытой подписки конвертируемых в обыкновенные акции облигаций, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества (п. п. 3 и 4 ст. 39 Закона об АО);
б) в обществах с ограниченной ответственностью - общим собранием участников (подп. 9 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; далее - Закон об ООО);
в) в унитарных предприятиях - руководителем унитарного предприятия (единственным органом унитарного предприятия) с разрешения собственника (ст. 24 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; Закон об унитарных предприятиях);
г) в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) и Внешэкономбанке - соответственно советом директоров и наблюдательным советом (в п. 18 ст. 19 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) и подп. 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития" (далее - Закон о банке развития) говорится о решении о выпуске облигаций, но данную норму следует трактовать расширительно, поскольку совершенно нелогично поручать генеральному директору АСВ и председателю Внешэкономбанка принимать решение о размещении облигаций, а совету директоров АСВ и наблюдательному совету Внешэкономбанка - только утверждать решение о выпуске).
Вопрос
о правовой природе такого решения, как
и корпоративных актов юридических лиц
вообще, является спорным. Г.Н. Шевченко
рассматривает данное решение как одностороннюю
сделку, А.Ю. Синенко - как организационно-
Мы считаем правильным мнение А.В. Габова, который исходит из того, что сделка и корпоративное (управленческое) решение органов юридического лица являются двумя различными видами юридических фактов, различие между которыми основано на следующем:
- решение
и сделка соотносятся как
- сделка
всегда направлена на
- решение
может устанавливать правила
поведения внутри организации, рассчитанные
на постоянное применение, что
совершенно несвойственно
- сделка
может совершаться
Решение
о размещении корпоративных
Решение об утверждении решения о выпуске корпоративных облигаций принимается в хозяйственных обществах советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами (п. 2 ст. 17 Закона о ценных бумагах). Соответственно в унитарных предприятиях данное решение будет приниматься руководителем унитарного предприятия (единственным органом унитарного предприятия), а в Агентстве по страхованию вкладов и Внешэкономбанке - советом директоров и наблюдательным советом (п. 18 ст. 19 Закона о страховании вкладов и подп. 10 п. 1 ст. 12 Закона о банке развития). Представляется, что в обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах, где не создан совет директоров и устав которых ничего не предусматривает по данному вопросу, данное решение в силу подп. 4 п. 3 ст. 40 Закона об ООО и п. 1 ст. 64 Закона об АО будет принимать соответственно общее собрание участников и общее собрание акционеров, на что указывает и Федеральная служба по финансовым рынкам в своем письме от 04.05.2006 N 06-ОВ-03/664818.
Решение об утверждении решения о выпуске корпоративных облигаций рассматривается Г.Н. Шевченко и Л.Р. Юлдашбаевой как односторонняя сделка. Представляется, однако, что решение об утверждении решения о выпуске корпоративных облигаций, как и решение об их размещении, является корпоративным (управленческим) решением органов эмитента. Само по себе оно не порождает каких-то прав или обязанностей эмитента по отношению к кому-либо. Решением об утверждении решения о выпуске корпоративных облигаций на волеизъявляющий орган эмитента облигаций налагается обязанность размещать облигации только в порядке и на условиях, определенных решением о выпуске облигаций. Для возникновения обязательств по корпоративным облигациям решение об утверждении решения о выпуске корпоративных облигаций носит характер юридического условия.
Решение о государственной регистрации выпуска облигаций относится к таким видам юридических фактов, как административный акт. Если иное не предусмотрено федеральными законами, размещение ценных бумаг до государственной регистрации их выпуска запрещается (п. 1 ст. 19 и ч. 1 ст. 24 Закона о ценных бумагах, п. 1 ст. 5 Закона о защите инвесторов). Казалось бы, акт государственной регистрации можно было бы квалифицировать в качестве юридического условия для возникновения обязательств по корпоративным облигациям. Однако следует обратить внимание на (а) положение ст. 2 Закона о ценных бумагах о том, что выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер - цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг, подлежащий государственной регистрации, и (б) положения п. 5 ст. 17 и ч. 4 ст. 18 Закона о ценных бумагах, называющие государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг в качестве обязательных реквизитов решения о выпуске ценных бумаг и сертификата эмиссионной ценной бумаги, т.е. документов, удостоверяющих права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой (ч. ч. 1 и 2 ст. 18 Закона о ценных бумагах).
Признание решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг недействительным и соответственно аннулирование государственного регистрационного номера выпуска ценных бумаг делает невозможным идентификацию данного выпуска ценных бумаг и лишает обязательного реквизита документы, удостоверяющие права, закрепленные этими ценными бумагами. В результате выпуск ценных бумаг не может быть идентифицирован, а права по данным ценным бумагам надлежащим образом удостоверены. Следовательно, при отсутствии акта государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащего государственной регистрации, права по ценных бумагам данного выпуска отсутствуют, так как не могут быть надлежащим образом ни идентифицированы, ни удостоверены.
Признание же решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг автоматически прекращает существование прав, удостоверенных ценными бумагами этого выпуска. Как отмечает А.Ю. Синенко, признание недействительным решения о регистрации выпуска ценных бумаг означает и недействительность самого выпуска ценных бумаг.
Таким образом, государственная регистрация выпуска облигаций как элемент его внешнего оформления носит не только доказательственное (фиксирующее), но и конститутивное значение, без которого нельзя считать наличествующим сам юридический факт, служащий основанием возникновения обязательства по корпоративным облигациям. Следует отметить, что решение о государственной регистрации выпуска облигаций (равно как и решений о регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска) не принимается в отношении биржевых облигаций, выпуск которых идентифицируется индивидуальным идентификационным номером, присваиваемым выпуску биржевых облигаций при их допуске к торгам на фондовой бирже (ст. 27.5.2 Закона о ценных бумагах). Соответственно решение о государственной регистрации выпуска облигаций элементом основания возникновения обязательств по биржевым облигациям не является.
Публикация сообщения о государственной регистрации выпуска облигаций в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров в случае открытой подписки или в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее одной тысячи экземпляров в случае сопровождающейся регистрацией проспекта облигаций закрытой подписки, является юридическим поступком. Истечение срока в две недели со дня такой публикации является событием. Оба этих юридических факта для возникновения обязательств по корпоративным облигациям носят характер юридических условий, так как их отсутствие может быть основанием для оспаривания сделок, направленных на отчуждение облигаций их первым владельцам, но никак не прямо влияют на наличие обязательств по корпоративным облигациям.
Информация о работе Российский рынок корпоративных облигаций: текущее состояние и развитие