Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:20, контрольная работа
В условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период перехода от административной к рыночной экономики государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.
Первичный рынок
В 2012 г. в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований РФ на 2012 г., утвержденной ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», для финансирования федерального бюджета планировалось осуществить масштабные государственные внутренние заимствования посредством государственных ценных бумаг (рис.1).
Рис.1
В 2012 г. состоялся 51 аукцион по размещению ОФЗ. Спрос инвесторов на предложенные эмитентом на аукционах выпуски существенно варьировался, его отношение к номинальному объему предложения составляло от 0,1 до 6,1 раза по отдельным выпускам. В зависимости от текущих потребностей бюджета и рыночной конъюнктуры эмитент размещал выпуски ОФЗ с премией или дисконтом к их доходности на вторичном рынке (рис.2).
На состоявшихся аукционах было реализовано 69,5% от суммарного предложенного к размещению объема (8,5 –100,0% заявленного объема по отдельным выпускам).
Номинальный объем обращающихся на рынке выпусков государственных ценных бумаг в 2012 г. возрос на 393,5 млрд. руб. Это изменение произошло вследствие превышения объемами размещения объемов погашения гособлигаций.
Рис.2
Вторичный рынок
В 2012 г. показатели, характеризующие активность участников вторичного рынка государственного внутреннего облигационного рынка, повысились по сравнению с 2011 г. (рис. 3).
Рис.3
Средние дневные объемы биржевых сделок с ОФЗ в основном и внесистемном режимах торгов возросли относительно показателей 2011 г. (табл. 1).
Вследствие большего прироста оборота вторичных торгов по сравнению с приростом портфеля гособлигаций оборачиваемость ОФЗ в рассматриваемый период увеличилась.
В периоды роста спроса на банковскую ликвидность (в середине 2012 г.) увеличивались объемы операций с краткосрочными ОФЗ (до 3 месяцев). В 2012 г. значительно повысился интерес участников к долгосрочным ОФЗ (срочностью более 5 лет).
Средняя за 2012 г. доходность ОФЗ повысилась относительно среднего показателя за 2011 год.
Размах колебаний индекса RGBY в 2012 г. составил 204 базисных пункта против 213 базисных пунктов в 2011 году. На конец декабря 2012 г. доходность ОФЗ снизилась относительно конца 2011 г. (табл.1).
Таким образом, в 2012 г. на рынке ОФЗ сохранились приемлемые как для инвесторов, так и для эмитента ценовые параметры заимствований, что позволило последнему продолжить размещение крупных объемов среднесрочных выпусков и увеличить предложение долгосрочных выпусков ОФЗ.
Это привело к росту объема рыночного портфеля гособлигаций и его дюрации. Существенно возрос оборот вторичных торгов ОФЗ, повысилась оборачиваемость инструментов. Отдельные выпуски ОФЗ стали эталоном, относительно которого осуществляется ценообразование рублевых региональных и корпоративных облигаций. Сложившаяся структура рынка ОФЗ позволяет инвесторам хеджировать процентные риски, связанные с вложениями в государственные облигации, на рынке производных финансовых инструментов в сегменте процентных фьючерсов (долгосрочные процентные ставки –фьючерсы на корзины ОФЗ).
Развитие рынка ОФЗ в 2013 г. продолжится в соответствии с «Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 гг.» и будет направлено на повышение его ликвидности, расширение круга инвесторов, стимулирование инвестиционного спроса. Поскольку государственные заимствования на внутреннем рынке выступят основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в среднесрочной перспективе, регулятор продолжит обеспечивать оптимальное соотношение дюрации и доходности государственных облигаций в зависимости от текущей конъюнктуры российского финансового рынка.
Государственные ценные бумаги различают:
Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
К основным видам российских государственных ценных бумаг можно отнести: государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации (ГДО), облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), бескупонные облигации банка России (БОБР), золотые сертификаты (ЗС).
Государственные краткосрочные облигации (ГКО) - это именные ценные бумаги, эмитируемые периодически Министерством финансов с гарантией погашения в срок Центральным банком. Погашение облигаций производится перечислением номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход образуется как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки. Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. Банк России проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций. Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до одного года (3, 6 и 12 месяцев). Выпуск облигаций осуществляется на безбумажной основе и виде записей на счетах “депо”.
Владельцами ГКО могут быть российские юридические и физические лица, а также нерезиденты, с учетом ограничений, устанавливаемых отдельно от каждого выпуска.
ГКО - высоко ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства.
Таким образом, несмотря на сравнительную молодость рынок ГКО постепенно приближается к масштабам тех задач, решение которых он должен обеспечивать,
Государственные долгосрочные облигации (ГДО)
Заём осуществляется в виде государственных долгосрочных облигаций сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.
Обслуживание ГДО возложено на учреждения Банка России. Для каждой группы разрядов он может устанавливать особые условия обращения. По облигациям один раз в год 1 июля выплачивается доход путём погашения соответствующих купонов. В настоящее время он составляет 15% от номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путём зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.
Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года. При погашении ГДО Банк России выплачивает их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.
Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций так и не развился. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.
Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) - это государственные ценные бумаги РФ, номинированные в валюте.
Эмитентом ОВВЗ (дата выпуска - 14 мая 1993) является Министерство финансов РФ от имени Российской Федерации. Цели эмиссии ОВВЗ: урегулирование внутреннего валютного долга бывшего СССР - 9085,0 млн. долл.; погашение внутреннего долга, не учтенного при определении первоначального объема эмиссии ОВВЗ -350,0 млн. долл.; погашение валютной коммерческой задолженности Российской Федерации, начиная с 1996 -3500,0 млн. долл.
Форма выпуска ОВВЗ - документарная, на предъявителя. Организация учета первичного размещения и обращения на вторичном рынке ОВВЗ осуществляется Минфином РФ через Внешэкономбанк на территории Российской Федерации по рыночным ценам через уполномоченные банки и финансовые организации, купившие облигации у эмитента.
Неотъемлемая часть ОВВЗ - комплект из купонов, кол-во которых определяется сроком погашения облигации. По облигациям начисляется 3% годовых. Сумма процентов рассчитывается на базе 360 дней в году (12 мес. по 30 дней). Погашение облигаций производится по номинальной стоимости. Денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций, могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке, как в рублях, так и в иностранной валюте.
Облигация федерального займа (ОФЗ) - это государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ.
Эмитент ОФЗ - Министерство финансов РФ от имени Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ осуществляется периодически в форме отдельных выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов», утвержденными Постановлением Правительства РФ (15 мая 1995). Общий объем эмиссии ОФЗ определяется Минфином РФ в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме. Учет отдельных облигаций и соответственно их собственников осуществляется в виде записей по счетам депо.
Облигация государственного сберегательного займа - это государственная ценная бумага на предъявителя, выпускаемая в документарной форме и предоставляющая право их владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и номинальной стоимости при погашении.
Эмитентом ОГСЗ является Министерство
финансов РФ от имени Российской Федерации.
Эмиссия ОГСЗ осуществляется в соответствии
с Генеральными условиями выпуска
и обращения облигаций
Владельцами ОГСЗ могут быть юридические и физические лица.
Размещение ОГСЗ осуществляется
путем проведения подписки среди
профессиональных участников рынка
ценных бумаг, которые затем на основании
договора с Минфином РФ продают приобретенные
ОГСЗ на вторичном рынке. Платежный
агент по ОГСЗ - Сберегательный банк
РФ. Существенные условия обращения,
погашения и выплаты
Бескупонные облигации Банка России (БОБР) - вид дисконтных облигаций. Осенью 1998 года Центральный Банк выпустил Бескупонные облигации Банка России (БОБР). Они предназначены для реструктуризации инвестиционных портфелей коммерческих банков и для поддержания их ликвидности. В 2000 году Министерство финансов РФ выпустило в обращение даже новые серии ГКО. Настоящие Генеральные условия определяют порядок эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг, выраженных в рублях, в виде государственных краткосрочных бескупонных облигаций.
Эмитентом государственных
краткосрочных бескупонных
Эмиссия государственных
краткосрочных бескупонных
Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке: первичный и вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; традиционный и компьютеризованные; кассовый и срочный.
В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок его можно разделить на первичный и вторичный.
Первичный рынок — это первая стадия процесса реализации ценной бумаги; это первое появление ценной бумаги на рынке, где осуществляется продажа их первым владельцам (инвесторам). Обязательными участниками первичного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Процесс купли-продажи может осуществляться как с помощью, так и без помощи посредников. Именно на первичном рынке эмитенты путем продажи ценных бумаг привлекают средства инвесторов, которые используются для реализации намеченных коммерческих целей.