Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:20, контрольная работа
В условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период перехода от административной к рыночной экономики государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.
Вторичный рынок — это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; это совокупность всех активов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.
Первичный рынок Вторичный рынок
Рынок акций Фондовые биржи
Рынок облигаций Фондовые отделы товарных бирж
Рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО, до августа 1998 г.)
Рынок государственного сберегательного займа (ОГСЗ, с 1995 г.)
Рынок облигаций федерального займа (ОФЗ, с 1995 г.)
Рынок облигаций валютного займа
Рынок казначейских обязательств (до 1997 г.)
Рынок финансовых инструментов
Рынок золотого сертификата
На первичном рынке ценных бумаг осуществляется продажа всех видов существующих ценных бумаг: акций и облигаций предприятий и компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей). Реализация на первичном рынке осуществляется через фондовые магазины, а также действующую систему посредников: брокеров и коммерческих банков.
Вторичный рынок — фондовые
биржи и фондовые отделы товарных
бирж (в настоящее время
В зависимости от форм организации
совершения сделок с ценными
бумагами можно выделить организованный
и неорганизованный
рынок.
Организованный рынок является рынком аукционного типа. Он характеризуется публичными гласными торгами, открытыми соревнованиями покупателя и продавца с наличием механизма составления заявок и предложений о продаже, что может служить основанием для заключения сделок. Это обращение ценных бумаг на основе твердоустойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками — участниками рынка по поручению других участников рынка.
Неорганизованный рынок это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Торговля проходит стихийно, в контакте продавца и покупателя. Информация о совершенных сделках не фиксируется.
Внебиржевой рынок — это торговля ценными бумагами минуя фондовую биржу, сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи.
Биржевой рынок — это торговля ценными бумагами на фондовой бирже. Это всегда организованный рынок ценных бумаг, торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые отбираются среди всех других участников.
Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках.
Кассовый рынок ценных
бумаг — это рынок с
Срочный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего со сроком исполнения 3 месяца.
Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг, основные задачи которой сформулированы в «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденной Указом Президента России № 1008 от 1 июля 1996 г.:
Основной стратегической задачей всей системы государственного регулирования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции — мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.
Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при формировании режима его регулирования необходимо также учитывать и комплекс конкретных экономических и политических задач государства, в частности, отражающих специфику начального этапа развития рынка, а также необходимость формирования государственного контроля, обеспечивающего прозрачность и управляемость финансовых потоков в государстве.
Помимо общих
• стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России;
• обеспечение конкурентоспособности
российских финансовых институтов по
отношению к иностранным финансовым
Решение указанных задач непосредственно связано с задачами технического регулирования рынка — мерами регулирования, направленными на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в результате спекулятивной игры. В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые могут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых систем.
В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.
Методы институционального
В отличие от методов
Поскольку в большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на рынке ценных бумаг основной акцент делается именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно методы функционального регулирования составляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования рынка ценных бумаг.
Поскольку методы функционального регулирования рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом смыкаются с вопросами деловой этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов. Совпадение интересов государства и участников рынка существует прежде всего в сфере предупреждения и разрешения конфликтов между участниками, улучшения управления рисками, снижения возможностей для мошенничества и других противоправных действий, поддержки ликвидности и стабильности рынка, внедрения лучших стандартов профессиональной деятельности. Решение указанных задач на базе саморегулируемых организаций требует специализации последних по видам профессиональной деятельности, а характер решаемых задач — формирование стандартов профессиональной деятельности и принуждение к их исполнению — обуславливает необходимость отказа от принципа конкурентности в сфере саморегулирования.
К основным принципам регулирования относятся:
• стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных участников рынка;
• равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регулирования рынка;
• гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг;
• отсутствие преимуществ
для государственных
• запрет для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка;
• отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний -реестродержателей).
Несмотря на то, что государство будет стремиться передать возможно большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям, именно система прямого государственного регулирования несет основную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является основой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: