Рынок государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:20, контрольная работа

Краткое описание

В условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период перехода от административной к рыночной экономики государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

К р Финансы Рынок ценных бумаг.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Вторичный рынок — это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; это совокупность всех активов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

 

Первичный рынок Вторичный рынок

Рынок акций Фондовые биржи

Рынок облигаций Фондовые отделы товарных бирж

                                                                  - ранее выпущенные акции и финансовые

                                                                  - акции и финансовые инструменты 

Рынок государственных  краткосрочных облигаций (ГКО, до августа 1998 г.) 

Рынок государственного сберегательного займа (ОГСЗ, с 1995 г.)

Рынок облигаций  федерального займа (ОФЗ, с 1995 г.)

Рынок облигаций  валютного займа

Рынок казначейских обязательств (до 1997 г.)

Рынок финансовых инструментов

Рынок золотого сертификата

На первичном рынке  ценных бумаг осуществляется продажа  всех видов существующих ценных бумаг: акций и облигаций предприятий  и компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей). Реализация на первичном рынке осуществляется через фондовые магазины, а также действующую систему посредников: брокеров и коммерческих банков.

Вторичный рынок — фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж (в настоящее время ликвидированы) — осуществляет перепродажу ранее выпущенных ценных бумаг. Вторичный биржевой рынок в России имеет особенность: в ряде случаев он продолжает частично выступать и как первичный рынок, принимая на себя новые элементы ценных бумаг. Это объясняется тем, что сам первичный рынок в тот период еще недостаточно сформировался, а российские фондовые биржи уже обладали большим опытом.

В зависимости от форм организации  совершения сделок с ценными 
бумагами можно выделить организованный и неорганизованный рынок.

Организованный рынок является рынком аукционного типа. Он характеризуется публичными гласными торгами, открытыми соревнованиями покупателя и продавца с наличием механизма составления заявок и предложений о продаже, что может служить основанием для заключения сделок. Это обращение ценных бумаг на основе твердоустойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками — участниками рынка по поручению других участников рынка.

Неорганизованный рынок это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Торговля проходит стихийно, в контакте продавца и покупателя. Информация о совершенных сделках не фиксируется.

Внебиржевой рынок — это  торговля ценными бумагами минуя фондовую биржу, сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи.

Биржевой рынок — это  торговля ценными бумагами на фондовой бирже. Это всегда организованный рынок  ценных бумаг, торговля на нем ведется  строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые  отбираются среди всех других участников.

Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках.

Кассовый рынок ценных бумаг — это рынок с немедленным  исполнением сделок в течение 1—2 рабочих дней.

Срочный рынок ценных бумаг  — это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего со сроком исполнения 3 месяца.

3. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ ФКЦБ

Создаваемая государством система  регулирования рынка ценных бумаг  является главным инструментом государственной  политики на рынке ценных бумаг, основные задачи которой сформулированы в  «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденной Указом Президента России № 1008 от 1 июля 1996 г.:

  1. создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и прежде всего привлечение частных инвестиций на приватизированные предприятия;
  2. создание условий для финансирования дефицита государственного бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования государственных расходов;
  3. обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения;
  4. перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института “эффективного собственника”, повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрацию российских компаний;
  5. предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате операций на рынке ценных бумаг путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
  6. создание цивилизованного рынка и интеграция российского рынка ценных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов;
  7. защита интересов и законных прав граждан, юридических лиц и государства на основе борьбы с суррогатами ценных бумаг, борьбы с мошенничеством и пресечения незаконной деятельности на фондовом рынке.

Основной стратегической задачей всей системы государственного регулирования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции — мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

Поскольку рынок ценных бумаг  является одним из основных механизмов аккумуляции и распределения  финансовых ресурсов, при формировании режима его регулирования необходимо также учитывать и комплекс конкретных экономических и политических задач  государства, в частности, отражающих специфику начального этапа развития рынка, а также необходимость  формирования государственного контроля, обеспечивающего прозрачность и  управляемость финансовых потоков  в государстве.

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профессиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную отрасль рыночной экономики, обеспечивающую значительное количество высокооплачиваемых рабочих  мест и генерирующую значительные налоговые  поступления. Таким образом, в задачи государственного регулирования входит также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших отраслей сферы финансовых услуг и сохранение национального контроля за этой отраслью. Основными практическими задачами развития этой отрасли как части национальной экономики являются:

• стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России;

• обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на российском рынке ценных бумаг.

Решение указанных задач непосредственно связано с задачами технического регулирования рынка — мерами регулирования, направленными на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в результате спекулятивной игры. В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые могут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых систем.

В зависимости от специфики  деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования  применяются различные методы как  функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны прежде всего с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким образом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институциональное регулирование является основой регулирования банковской деятельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных бумаг.

В отличие от методов институционального регулирования методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т. е. выполнения определенных функций). Например, во многих странах действует законодательство, предусматривающее обязанность брокера в приоритетном порядке (по отношению к собственным операциям) исполнять заявки на покупку или продажу ценных бумаг, поступившие от клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельно от своих собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым институтам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги клиентов, и относится к методам функционального регулирования. 

Поскольку в большинстве  случаев для защиты интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг  основной акцент делается именно на то, как профессиональные участники  обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно методы функционального регулирования составляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования рынка ценных бумаг.

Поскольку методы функционального  регулирования рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом смыкаются с вопросами деловой  этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов. Совпадение интересов государства и участников рынка существует прежде всего в сфере предупреждения и разрешения конфликтов между участниками, улучшения управления рисками, снижения возможностей для мошенничества и других противоправных действий, поддержки ликвидности и стабильности рынка, внедрения лучших стандартов профессиональной деятельности. Решение указанных задач на базе саморегулируемых организаций требует специализации последних по видам профессиональной деятельности, а характер решаемых задач — формирование стандартов профессиональной деятельности и принуждение к их исполнению — обуславливает необходимость отказа от принципа конкурентности в сфере саморегулирования.

К основным принципам регулирования относятся:

  1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
  2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации.
  3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.
  4. Принцип равных возможностей, означающий:

• стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг  через отсутствие преференций для  отдельных участников рынка;

• равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регулирования рынка;

• гласное и конкурсное распределение государственной  поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг;

• отсутствие преимуществ  для государственных предприятий, функционирующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

• запрет для государственных  органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка;

• отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний -реестродержателей).

  1. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.
  2. Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

Несмотря на то, что государство  будет стремиться передать возможно большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям, именно система прямого государственного регулирования несет основную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является основой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

  • функциональное регулирование в сочетании с методами институционального регулирования по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью участников рынка;
  • использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи и под контролем государства;
  • распределение полномочии по регулированию рынка между госведомствами на основе жесткой ответственности за результаты;
  • приоритет защиты мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
  • приоритет в развитии инфраструктурных организаций:
  • максимальное разделение рисков;
  • предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг