Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа
Целью курсовой работы являются: исследовать теоретические основы рынка государственных ценных бумаг; проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг; рассмотреть зарубежный опыт функционирования государственных ценных бумаг и возможности его адаптации в России.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции рынка ценных бумаг, охарактеризовать его элементы
- провести анализ государственных ценных бумаг
- ознакомиться с зарубежным опытом функционирования государственных ценных бумаг
Введение 3
1.Сущность и функции рынка государственных ценных бумаг
5
1.1 Понятие рынка ценных бумаг, характеристика его элементов 5
1.2 Государственные ценные бумаги как источник покрытия государственного долга 11
2 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг 17
2.1 Характеристика государственных ценных бумаг, эмитентом которых выступает федеральное правительство 17
2.2 Характеристика субфедеральных и муниципальных ценных бумаг 23
3 Зарубежный опыт функционирования рынка государственных ценных бумаг и возможности его адаптации в России 29
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложения 40
4) Кассовый рынок ценных бумаг представляет собой рынок с немедленным исполнением сделок в течение одного - двух рабочих дней. Срочный - это рынок, на котором заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.
Инфраструктура рынка ценных бумаг. Важнейшую роль в функционировании рынка ценных бумаг играет его инфраструктура, которая способствует заключению сделок и выполняет функции информационной поддержки эмитентов, инвесторов и профессиональных посредников.
К инфраструктуре рынка ценных бумаг относятся:
- организаторы торговли - биржи и торговые системы, организующие проведение регулярных торгов по ценным бумагам;
- системы расчётов и учёта прав на ценные бумаги - клиринговые системы, регистраторы и депозитарии, обеспечивающие расчёты по заключённым сделкам, учёт и перерегистрацию прав на ценные бумаги;
- посредники на рынке ценных бумаг - дилеры и брокеры, оказывающие инвесторам услуги по заключению сделок на рынке;
- информационно-аналитические системы поддержки инвестиций информационные и рейтинговые агентства, представляющие инвесторам полную информацию о состоянии эмитентов.
Рассмотрим взаимодействие отдельных субъектов рынка [8,c.78]. (Приложение А)
а) Государство - эмитенты. Государство законодательно определяет порядок эмиссии, обращения и учета ценных бумаг, систему налогообложения, контролирует исполнение законов участниками рынка и сбор налогов. Эмитент размещает свои ценные бумаги в соответствии с установленными правилами. Инвесторы являются неявными участниками отношений «государство - эмитенты», так как действующее законодательство направлено на обеспечение прав инвесторов.
б) Государство - инвесторы. Государство устанавливает законодательные нормы, контролирует их выполнение и осуществляет сбор налогов. Инвесторы платят налоги, покупают и продают ценные бумаги и требуют от государства обеспечения своих прав.
в) Эмитенты - инвесторы. Эмитенты размещают свои ценные бумаги и используют собранные средства для развития бизнеса, имея при этом определенные обязательства перед инвесторами. Интересы эмитента по развитию бизнеса и интересы инвесторов по получению дохода противоположны [7,c.37].
Обеспечение интересов всех участников рынка ценных бумаг требует организации строгого учета действий каждого из них.
Кроме того, для функционирования рынка необходимы продавцы, покупатели и посредники, представляющие на нем интересы продавцов и покупателей. В качестве посредников на рынке ценных бумаг обычно выступают брокеры и дилеры.
Важнейшими преимуществами рынка ценных бумаг являются:
а) на рынке ценных бумаг в отличие от рынка ссудных капиталов можно получить капиталы на несколько десятилетий (например, некоторые облигации выпускаются сроком обращения 30 лет) и даже в бессрочное пользование (приобретение акций);
б) доходы по некоторым видам ценных бумаг (акции, некоторые виды
облигаций) выплачиваются в зависимости от размера полученной прибыли или уровня ссудного процента, а проценты по кредитам номинально фиксированы;
в) средства от инвестиций в ценные бумаги продолжают оставаться в
распоряжении эмитента, даже если владельцы ценных бумаг перепродают их друг другу;
г) рынок ценных бумаг дает возможность участвовать инвесторам в
управлении предприятием [8,c.78].
Несмотря на преимущества, рынку ценных бумаг присущи и определенные недостатки:
а) рынок ценных бумаг подвержен манипуляциям со стороны спекулянтов, что искажает ценообразование и может привести к ошибкам инвесторов в принятии инвестиционных решений;
б) в условиях глобализации экономических процессов внутренний
рынок ценных бумаг подвержен сильному влиянию со стороны международного финансового рынка, особенно это касается развивающихся стран;
в) рынок ценных бумаг может оказывать негативное воздействие на
экономическую ситуацию в стране из-за нестабильности цен и объемов
торгов на рынке и т.д.[12,с. 78]
Итак, рынок ценных бумаг является частью финансового рынка.
Основное назначение рынка ценных бумаг заключается в аккумуляции временно свободных денежных средств с целью их инвестирования. Для выполнения указанной цели рынок ценных бумаг осуществляет определенные общерыночные и специфические функции. Структура рынка ценных бумаг определяется как тем или иным видом ценных бумаг, так и способом торговли на данном рынке. Поэтому выделяют такие рынки, как: первичный и вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; традиционный и компьютеризированный; кассовый и срочный.
Участников рынка ценных бумаг можно разделить в зависимости от
их функционального
назначения на продавцов, потребителей
(инвесторов); посредников; организации,
обслуживающие рынок ценных бумаг; органы
регулирования и контроля; либо в зависимости
от их отношения к рынку на клиентов или
пользователей; профессиональных торговцев;
организации, специализирующиеся на предоставлении
услуг участникам рынка ценных бумаг.
1.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИСТОЧНИК
ПОКРЫТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.
На мировых фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, векселя, ноты, сертификаты и др. Однако все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственным ценным бумагам исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.
БК
РФ дает следующее определение
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил [3,c.543].
Государственный и муниципальный долг тесно связаны с рынком государственных и муниципальных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
Функции ГЦБ. Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:
- финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без дополнительного выпуска денег в обращение, в широком смысле, или в следующих случаях, а именно: когда расходы бюджета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении
- средства на эту же дату (кассовый дефицит); поступление доходов за месяц или квартал оказывается меньше, чем средства, необходимые в этом же периоде для финансирования расходов бюджета (сезонный дефицит); по итогам года доходы бюджета меньше его расходов и этот дефицит не покрывается за счет поступлений в бюджет в следующем году (годовой дефицит);
- финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. п.;
- регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.
К числу государственных и муниципальных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие:
а) Казначейские векселя - краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).
б) Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны. Это казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, и выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.
в) Долгосрочные казначейские обязательства. По данным обязательствам срок погашения устанавливается до десяти и более лет. По ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т.е. за несколько лет до официального срока погашения.
г) Государственные (казначейские) облигации. Данные облигации по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются). Отдельные виды государственных облигаций, в частности, сберегательные облигации, могут распространяться на нерыночной основе.
д) Особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти и др.
Преимущества ГЦБ. Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.
Размещение ГЦБ. Обычно
- через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;
- в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска ГЦБ в безбумажной форме;
- разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т. д.[6,c.327]
Государственные или муниципальные органы для закрытия дефицита бюджета могут выпускать иные ценные нерыночные бумаги. Если указанные выше ценные бумаги могут выступать на фондовом рынке в качестве товара, либо на рынке в качестве платёжного документа, то нерыночные облигации,
- нет.
Государственные нерыночные
Как правило, нерыночные ценные бумаги высоколиквидные, так как погашаются по номинальной стоимости по первому требованию держателя. [13,с. 44]
Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг, особенности функционирования в России