Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа
Целью курсовой работы являются: исследовать теоретические основы рынка государственных ценных бумаг; проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг; рассмотреть зарубежный опыт функционирования государственных ценных бумаг и возможности его адаптации в России.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции рынка ценных бумаг, охарактеризовать его элементы
- провести анализ государственных ценных бумаг
- ознакомиться с зарубежным опытом функционирования государственных ценных бумаг
Введение 3
1.Сущность и функции рынка государственных ценных бумаг
5
1.1 Понятие рынка ценных бумаг, характеристика его элементов 5
1.2 Государственные ценные бумаги как источник покрытия государственного долга 11
2 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг 17
2.1 Характеристика государственных ценных бумаг, эмитентом которых выступает федеральное правительство 17
2.2 Характеристика субфедеральных и муниципальных ценных бумаг 23
3 Зарубежный опыт функционирования рынка государственных ценных бумаг и возможности его адаптации в России 29
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложения 40
Если говорить о факторах развития рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, то их множество[16].
Как правило, государство к выпуску долгосрочных ценных бумаг обычно прибегает в сложные для него ситуации, к которым можно отнести войну, нарушение конъюнктуры мирового рынка (например, если экспорт зерна или нефти для государства составлял основной источник доходов, а цены на мировом рынке начинают резко падать) и другие обстоятельства. Полученные по ценным бумагам средства государство должно капитализировать, то есть, вкладывать в определенные инвестиционные проекты, направленные на изменение экономической ситуации в государстве. В противном случае, к моменту выплат по ценным бумагам ситуация в стране может не измениться и государству нечем будет производить выплаты, что подорвёт доверие к государственным ценным бумагам и может привести к политическим переменам.
Но также необходимо отметить, что выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется не только в интересах самого государства. Во всём мире данный вид ценных бумаг является наиболее устойчивым на рынке. Государство всегда заинтересовано в выполнении своих обязательств, в противном случае, ему не будет доверять мировая общественность, что может привести к печальным последствиям. Именно поэтому вложение в государственные и муниципальные ценные бумаги всегда считалось наиболее надёжным вложением. Как правило, проценты по этим бумагам не высокие, но и степень риска потери денег также низка.
Вообще,
государственные и муниципальные ценные
бумаги можно охарактеризовать как финансовые
инструменты для размещения свободных
средств пенсионных и взаимных фондов,
при этом, выигрывает как само государство
(муниципалитет), получая дополнительный
источник финансирования бюджета, так
и фонд, получая дополнительный доход
от размещённых свободных денежных средств.
Инвестиционный интерес государственные
и муниципальные ценные бумаги представляют
также для предпринимателей и населения.
2 АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ РЫНКА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, ЭМИТЕНТОМ
КОТОРЫХ ВЫСТУПАЕТ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
В любой стране значительную часть рынка ценных бумаг занимают ценные бумаги федерального правительства.
Ценные бумаги федерального правительства выпускаются в основном в виде облигаций и векселей. Они делятся на две основные категории: рыночные и нерыночные.
Рыночные ценные бумаги предназначены для перепродажи третьим лицам. Главная цель их эмиссии – покрытие бюджетного дефицита, а также создание ликвидных активов для коммерческих предприятий.
Большая часть этих ценных бумаг находится у относительно небольшого количества дилеров. В роли дилеров выступают отделения крупных коммерческих банков, финансово-промышленные корпорации и фирмы, специализирующиеся на купле-продаже ценных бумаг федерального правительства. Дилеры торгуют в основном с холдинг-банками, страховыми компаниями, корпорациями, пенсионными фондами, иностранными фирмами, иностранными коммерческими и центральными банками.
Нерыночные ценные бумаги не предназначены для перепродажи третьим лицам. Они не имеют вторичного рынка. Главная цель их эмиссии – создание дополнительных ликвидных активов для организаций, выполняющих какие-либо общественные функции
В России в настоящее время обращаются следующие основные виды ценных бумаг федерального правительства:
- Государственные краткосрочные облигации (ГКО)
- Облигации федерального займа (ОФЗ)
- Казначейские обязательства (КО)
- Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
- Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
Большая часть ценных бумаг федерального правительства РФ эмитируется для покрытия бюджетного дефицита.
В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 г., утвержденной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Правительство РФ разрешило Минфину России в 2009 г. осуществить государственные внутренние заимствования посредством государственных ценных бумаг (ОФЗ и ГСО) нетто-объемом 541,9 млрд. руб. (в 2008 г. – 369,0 млрд. руб.). В условиях утвержденного дефицита федерального бюджета Правительство РФ установило максимальный номинальный объем эмиссии государственных ценных бумаг в 2009 г. на сумму 647,8 млрд. рублей [15].
В
условиях исполнения федерального бюджета
с дефицитом в 2010 г. и на протяжении ряда
последующих лет с учетом ограниченности
средств Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния роль эффективно функционирующего
рынка ОФЗ как альтернативного источника
финансирования дефицита федерального
бюджета Российской Федерации приобретает
особую значимость. В 2010 году объем денежных
поступлений в федеральный бюджет от размещения
государственных ценных бумаг составил
712 458 794 318,18 руб.; прирост по сравнению с
2009 к 2008 уменьшился и составил 71,3 % . Прирост
объема денежных поступлений от размещения
на аукционе и на вторичном рынке также
сократился. В целом количество размещенных
государственных ценных бумаг увеличивается
с каждым годом. Также в Таблице 1 показано
как увеличивается объем поступлений
денежных средств в федеральный бюджет
от размещения государственных ценных
бумаг.
Таблица
1 – Количество размещенных государственных
ценных бумаг и объем денежных поступлений
в федеральный бюджет от их размещения[15]
ОФЗ | 2008 | Прирост,% | 2009 | Прирост,% | 2010 |
Количество
размещенных государственных ценных бумаг, шт. |
185 334 446 | 126,2 | 419 213 107 | 70,7 | 715 550 266 |
на аукционе | 157 371 928 | 69,7 | 267 016 553 | 41,2 | 377 625 925 |
на вторичном рынке | 27 962 518 | 344,3 | 152 196 554 | 122 | 337 924 341 |
Объем
поступлений
денежных средств в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг, руб. |
181 093 252 308,62 | 129,7 | 415 930 661 806,86 | 71,3 | 712 458 794 318,18 |
на аукционе | 153 911 882 906,23 | 73,4 | 266 846 081 930,47 | 40,8 | 375 681 637 073,01 |
на вторичном рынке | 27 181 369 402,39 | 448,5 | 149 084 579 876,39 | 125,9 | 336 777 157 245,17 |
Эмиссия
государственных сберегательных облигаций
(ГСО) в 2010 году по закрытой подписке составила
145 000 000 шт. В целом наблюдается тенденция
роста размещения государственных сберегательных
облигаций, прирост 2010 г. по сравнению
с 2008 г. составил около 70 %. Также увеличился
объем поступлений денежных средств в
федеральный бюджет от размещения ГСО.
В таблице 2 указано количество размещенных
государственных ценных бумаг и объем
денежных поступлений в федеральный бюджет
от их размещения.
Таблица
2 - Количество размещенных государственных
ценных бумаг и объем денежных поступлений
в федеральный бюджет от их размещения[15]
ГСО | 2008 | Прирост,
% |
2009 | Прирост,
% |
2010 | Прирост 2010 к 2008,% |
Количество
размещенных государственных ценных бумаг, шт. |
86 000 000 | 16,3 | 100 000
000 |
45,0 | 145 000
000 |
68,6 |
Объем
поступлений
денежных средств в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг, руб. |
85 209 259 000,00 | 17.2 | 99 945 600 000,00 | 44,8 | 144 716
220 000,00 |
69,8 |
Объем
денежных поступлений в федеральный бюджет
от размещения государственных ценных
бумаг можно рассмотреть на рисунке 1.
Из рисунка 1 видно, что для погашения государственно
долга среди облигаций, выпускаемых федеральным
правительством больше используются облигации
федерального займа. С каждым годом объем
денежных средств от ОФЗ увеличивается
больше, чем ГСО[15].
Рисонок
1 - Объем денежных поступлений в федеральный
бюджет от размещения государственных
ценных бумаг
В 2009 году объем торгов на рынке государственных ценных бумаг и инструментов денежного рынка (ГЦБ и ИДР) вырос на 26,7 % и составил 38,6 трлн руб.
Важным инструментом рефинансирования оставались аукционы по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения Общий объем размещенных средств составил 3,4 трлн руб.
Во
второй половине года улучшение ситуации
с ликвидностью способствовало росту объемов
размещений госбумаг на аукционах Объем
размещений ОФЗ на аукционах увеличился
в 2009 году на 67 % до 305,3 млрд руб. В таблице
3 указан объем торгов на рынке государственных
ценных бумаг за 2008-2009 гг.
Таблица 3 - Объем торгов на рынке государственных ценных бумаг за 2008-2009 гг.[16]
Рынки | Объем торгов, млрд руб. | Прирост, % | |
2009 г. | 2008 г. | ||
ГЦБ | 32916,3 | 26207,0 | +26 |
Вторичные торги | 721,5 | 1144,6 | -37 |
Продолжение таблицы 3
Аукционы | 602,8 | 269,8 | +123 |
РЕПО | 31592,0 | 24792,6 | +27 |
междиллерское | 6252,5 | 4369,7 | +43 |
прямое с ЦБ РФ | 25339,5 | 20422,9 | +24 |
Исходя из таблицы 3, можно сделать вывод об общей положительной динамике на рынке государственных ценных бумаг. Особенно это отразилось на объеме торгов на аукционах (+123%). Междиллерское сделки РЕПО показали так же позитивные результаты, объем торгов на них увеличился практически в два раза (43%). В абсолютном соотношении эта разница составляет 1882,8 млрд рублей. Уменьшение объема торгов в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается только для вторичных торгов (-37%). Номинальная разница в общем объеме торгов составила 6709,3 млрд руб. Наибольшее влияние в этом процессе оказали прямые сделки РЕПО с Центральным банком РФ. В абсолютном соотношении номинальная разница равна 4916,6 млрд руб. в целом по сделкам прирост составил 26%, то есть 6709,3 млрд руб.
Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг, особенности функционирования в России