Рынок государственных ценных бумаг, особенности функционирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются: исследовать теоретические основы рынка государственных ценных бумаг; проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг; рассмотреть зарубежный опыт функционирования государственных ценных бумаг и возможности его адаптации в России.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции рынка ценных бумаг, охарактеризовать его элементы
- провести анализ государственных ценных бумаг
- ознакомиться с зарубежным опытом функционирования государственных ценных бумаг

Содержание

Введение 3
1.Сущность и функции рынка государственных ценных бумаг
5
1.1 Понятие рынка ценных бумаг, характеристика его элементов 5
1.2 Государственные ценные бумаги как источник покрытия государственного долга 11
2 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг 17
2.1 Характеристика государственных ценных бумаг, эмитентом которых выступает федеральное правительство 17
2.2 Характеристика субфедеральных и муниципальных ценных бумаг 23
3 Зарубежный опыт функционирования рынка государственных ценных бумаг и возможности его адаптации в России 29
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложения 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая госбумаги.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

      На  рисунке 3 можно увидеть следующее  соотношение – в то время как индекс в докризисный период был относительно устойчив, объем торгов менялся более динамично и упал еще до начала падения индекса. Особенно четко видно влияние кризисных явлений на графике индекса ММВБ, когда котировки опустились до своих начальных значений. 

      

Рисунок 3 - Индекс и объем продаж ГЦБ с 2003 по начало 2010 гг.[22]

      Стремительный рост объема торгов повлек такое же стремительное его падение. Однако, уже в апреле 2009 года индекс стал расти с новой силой, существенно  опередив все предыдущие максимальные значения. При этом объем торгов достигнул максимума только в октябре 2009 года, став не на много выше значения октября 2007 года. И, затем, после столь резкого подъема, стал снижаться, практически приближаясь к минимальной отметке.

      В условиях исполнения федерального бюджета с дефицитом в 2010 г. роль эффективно функционирующего рынка ОФЗ как альтернативного источника финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации приобретает особую значимость, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития рынка ОФЗ. 
 

    2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 

      Главное назначение рынка субфедеральных и  муниципальных облигаций РФ (СМО) для эмитентов - субъектов РФ (СРФ) и муниципальных образований (МО) - заключается в предоставлении им возможности обеспечения финансовыми ресурсами на рыночной основе потребностей в ускорении их социально-экономического развития.

      По  составу эмитентов рынок СМО  является своеобразным индикатором  центров экономической активности на карте России. Важные черты этой активности - рыночная основа и опора на собственные силы. Он мог бы послужить одним из элементов обеспечения прорыва в экономическом развитии России [16].

      В 2010 г. на рынок СМО вышли 17 субъектов  РФ (СРФ) и 5 муниципальных образований (МО), началось размещение 17 новых выпусков облигаций общим заявленным объемом по номиналу 44 млрд руб. (Приложение Б.1). (В таблице не отмечены доразмещения на вторичном рынке облигаций Москвы, СПб, Калмыкии и Костромской области). Объем доразмещения выпусков, уже находившихся в обращении (без учета Москвы), составил более 8 млрд руб.

      Как известно, пик кризиса на рынке  СМО пришелся на февраль 2009 г., когда  процентные ставки по индексу Cbonds -Muni достигли максимума в районе 24%. Начиная с марта 2009 г. постепенно пошел процесс снижения, который с несколькими остановками продолжался все последующие месяцы, и к концу года доходность по индексу опустилась ниже 10%. В январе 2010 г. доходность по индексу Cbonds-Muni стабилизировалась на отметке чуть выше 9% (рис. 4), а в феврале продолжила понижательный тренд, показав в марте меньше 8%. 
 
 

        

Рисунок 4 - Cbonds-Muni средневзешенная доходность.[22] 

      Размещения  СМО на рынке начались в феврале: прошли доразмещения облигаций пятого выпуска Костромской области. 3 марта на ММВБ Москва провела аукцион (по определению единой цены отсечения): 7-летние облигации 49-го выпуска на сумму 20 млрд руб. были размещены с доходностью к погашению 8% с более чем двукратным запасом спроса.

      По  данным Минфина России, номинальный объем внутреннего облигационного долга субъектов Российской Федерации на 1.01.11 по сравнению с 1.01.10 увеличился на 7,8%, муниципальных образований субъектов Российской Федерации - на 16,1%. В таблице 4 представлены данные по внутреннему рынку субфедеральных и муниципальных облигаций. 

      Таблица 4 - Внутренний рынок субфедеральных и муниципальных

облигаций (млрд. руб.)[15]

Показатель На 1.01.09 Прирост за

2009 г.,%

На

1.01.10

На

1.01.11

Прирост за

2010 г., %

Долговые  обязательства субъектов

Российской  Федерации

268,88 40,5 377,75 407,23 7,8
Долговые  обязательства муници-

пальных образований субъектов РФ

9,52 -25,2 7,12 8,27 16,1
 

Продолжение таблицы 4 

Показатель На 1.01.09 Прирост за

2009 г.,%

На

1.01.10

На

1.01.11

Прирост за

2010 г., %

Всего 278,40 38,2 384,87 415,50 8,0
 

      Номинальный объем внутреннего облигационного долга субъектов Российской Федерации на 1.01.10 по сравнению с 1.01.09 увеличился на 40,5%, муниципальных образований субъектов Российской Федерации уменьшился на 25,2%. Если рассматривать прирост за 2009 г. всего, то его значение увеличилось на 38,2% , несмотря на снижение долговых обязательств муниципальных образований.

      Доходность  на рынке СМО в 2010 г. имела выраженный квартальный период колебаний. Самые благоприятные по доходности периоды для размещения СМО в 2010 г. сложились в августе и октябре (рис. 6) 

      

      Рисунок 6 -  Cbonds-Muni средневзешенная доходность за год.[22]

      Главной торговой площадкой в течение всего года служила ЗАО ММВБ. Один эмитент - СПб воспользовался другой площадкой - СПВБ. Три эмитента - Республики Калмыкия, Хакасия и Белгородская область использовали внебиржевое размещение.

      По  периоду обращения новые выпуски  облигаций за 2010 г. без учета Москвы распределились равномерно: 5-летние - 6 эмитентов, 4-летние - 6 эмитентов, 3-летние - 6 эмитентов. Таким образом, средний период обращения СМО с началом размещения в 2010 г. составил 4 года без учета Москвы. Рейтинг организаторов субфедеральных и муниципальных займов 2010 г., составленный Cbonds и дополненный банком «Национальный стандарт», приведен в таблице 5. 

Таблица 5 – Рейтинг организаторов субфедеральных и муниципальных займов 2010 г.[14]

Место Инвестиционный  банк Объем, млн руб.
1 Мосфинагентство 73,887
2 Росбанк 10,782
3 Банк открытие 6,000
4 Банк союз 4,000
5 Сбербанк России ОАО 3,600
6-7 Комитет финансов Санкт-Петербурга 3,000
6-7 ВТБ Капитал 3,000
8 ИК «Тройка  Диалог» 2,700
9 Банк Москвы 2,313
 

        Рынок СМО невелик по количеству эмитентов абсолютно и неоднороден.

      Во-первых, рынок отражает особенность федеративного  устройства России. Россия разделена  на неравные по экономическому уровню развития и объему доходов регионы, отражающие исторические и национальные особенности страны. Например, некоторые малочисленные нации представлены отдельными регионами.

      Во-вторых, это связано с особенностями  законодательства рынка СМО. Бюджетный  Кодекс РФ запрещает выход СРФ на внешний рынок заимствований, поэтому крупный регион, такой как Москва, вынужден привлекать ресурсы только с внутреннего рынка.

      В-третьих, это вызвано относительной неразвитостью  инфраструктуры рынка СМО. Например, на нем отсутствуют специализированные финансовые агентства коллективных заимствований, позволяющие небольшим и маленьким регионам и городам получать на рынке займы по приемлемым ставкам.

      Сегодня рынок СМО РФ ориентирован только на богатых эмитентов. Только крупные заемщики могут позволить себе содержать отдельную структуру по разработке стратегии заимствований и управлению долгом, способны осуществлять активные операции с долгом в целях удешевления своих займов и т. п. Это лишает небольшие регионы и тем более МО дешевых кредитов и тормозит не только их развитие, но и препятствует решению неотложных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ  И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ  В РОССИИ 

      В условиях современной экономики  рынок ценных бумаг повсеместно (за редкими исключениями) выступает главным источником покрытия бюджетного дефицита. Практически вся задолженность государства в большинстве развитых стран воплощена в ценных бумагах. В США более 99% задолженности федерального правительства приходится на государственные ценные бумаги.

      Рынок государственных долговых обязательств США является самым крупным в  мире. Основным эмитентом долговых обязательств в США выступает  Казначейство, которое выпускает  как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги. [19]

      Наиболее распространенным типом государственных фондовых инструментов являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться после первичного размещения другим субъектам. Классическим примером рыночных ценных бумаг служат казначейские векселя, различные среднесрочные инструменты (ноты) и долгосрочные государственные долговые обязательства (облигации).

      Нерыночные  государственные долговые инструменты  не могут свободно переходить от одного их держателя к другому. Они предназначены  для размещения главным образом среди населения.

      Кроме того, много разновидностей фондовых бумаг эмитируется органами власти на местах, а также учреждениями и организациями, пользующимися  гарантиями правительства.

      Управление  государственным долгом США осуществляет Казначейство. Вплоть до начала XX века какое-либо регулирование на рынке ценных бумаг США со стороны государственных органов отсутствовало. Рынок ценных бумаг контролировался исключительно фондовыми биржами.

      В целях финансирования государственного долга США Казначейством на регулярной основе выпускаются государственные ценные бумаги. Казначейство выпускает несколько типов государственных ценных бумаг — казначейские векселя (T-bills), казначейские ноты (treasury notes), казначейские облигации (treasury bonds).

      - Казначейские векселя (Treasury bills, или T-bills) Казначейские векселя представляют собой краткосрочные дисконтные ценные бумаги со сроком погашения от 3 месяцев до 1 года, а их номинальная стоимость составляет от 10000 долл. и выше. Казначейские векселя в США существуют только в бездокументарной форме в виде записей на счетах. Приносят процентный доход в виде разницы между ценой приобретения и номинальной стоимостью векселя. Котировка векселя всегда показывается в виде ставки дисконта к номинальной стоимости ценной бумаги.

      Время от времени казначейство продает  также векселя управления наличностью (cash management bills) на срок от 3 до 168 дней. Эти выпуски предназначены для покрытия кассовых разрывов бюджета.

      Казначейские  векселя с момента их введения в практику в 1929 году размещаются на условиях аукциона.

      - Казначейские ноты (treasury notes). Процентные облигации правительства США со средним сроком обращения от 1 года до 10 лет.

      Казначейские  ноты выпускаются с минимальным  номиналом 5000 долл. При сроке обращения менее четырех лет и 1000 долл. При сроке свыше четырех лет. Процентные ставки устанавливаются по каждому выпуску отдельно. Выпускаются только в виде записей на счетах. Проценты выплачиваются 2 раза в год [4,c.133].

      - Казначейские облигации (treasury bonds).  Это процентные облигации, выпускаемые на срок свыше 10 лет. Их номинал может составлять от 1000 до 1000000 долл., но наибольшее хождение имеют бумаги с номиналом  10000 долл. 

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг, особенности функционирования в России