Рынок государственных ценных бумаг, особенности функционирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются: исследовать теоретические основы рынка государственных ценных бумаг; проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг; рассмотреть зарубежный опыт функционирования государственных ценных бумаг и возможности его адаптации в России.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции рынка ценных бумаг, охарактеризовать его элементы
- провести анализ государственных ценных бумаг
- ознакомиться с зарубежным опытом функционирования государственных ценных бумаг

Содержание

Введение 3
1.Сущность и функции рынка государственных ценных бумаг
5
1.1 Понятие рынка ценных бумаг, характеристика его элементов 5
1.2 Государственные ценные бумаги как источник покрытия государственного долга 11
2 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг 17
2.1 Характеристика государственных ценных бумаг, эмитентом которых выступает федеральное правительство 17
2.2 Характеристика субфедеральных и муниципальных ценных бумаг 23
3 Зарубежный опыт функционирования рынка государственных ценных бумаг и возможности его адаптации в России 29
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложения 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая госбумаги.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

      Долгосрочные  облигации, так же, как краткосрочные  и среднесрочные, продаются по аукционной системе. Некоторые долгосрочные облигации имеют отзывной опцион – обычно на 3-5 лет до наступления объявленного срока погашения.

      Сфера обращения Казначейских обязательств в США – внебиржевой рынок. В США примерно 2000 компаний, занимающихся операциями с казначейскими обязательствами. Из них крупнейшие имеют статус первичных дилеров.

      Первичные дилеры находятся в тесном контакте с ФРС, которая проводит операции на открытом рынке только через них.

      Урегулирование  производится в основном через депозитарную систему ФРС (NBES), в которой первичные дилеры имеют счета-депо.[4,c.136]

      Кроме того, инвесторы могут держать  ценные бумаги напрямую в министерстве финансов через Treasury Direct system. Ценные бумаги с помощью этой системы приобретаются на аукционе и обычно хранятся до погашения.

      Нерыночные  долгосрочные именные ценные бумаги Правительства США, продаваемые  только инвесторам, т.е. физическим лицам. Преобладающая функция сберегательных облигаций — государственная  поддержка национальной системы сбережений, предоставление, главным образом резидентам США, возможности размещения их сбережений в высоконадежные ценные бумаги с доходностью, превышающей, как правило, доходность казначейских векселей, нот и ставку банковских депозитов. Роль сберегательных облигаций как источника формирования доходов бюджета является весьма скромной, доля средств, привлекаемых посредством их выпуска, составляет лишь около 3% суммы государственного долга. Приобретение, владение и предъявление к выкупу сберегательных облигаций обходятся инвестору бесплатно. Доходы, получаемые по указанным облигациям, освобождаются от федеральных и местных налогов. Выпускаются три серии сберегательных облигаций -  ЕЕ, НН и I.[20]

      Облигации правительственных агентств делятся на гарантированные и негарантированные.

      Муниципальные облигации (munis) выпускаются штатами  и местными органами власти. Одно из их основных отличительных преимуществ - налоговые льготы: процентные выплаты  по муниципальным облигациям не облагаются федеральным подоходным налогом. Кроме того, если держатель облигаций является резидентом того же штата, где зарегистрирован эмитент облигаций, его процентный доход освобождается также и от местных налогов[23].

      Развитие  рынка государственных ценных бумаг  Великобритании уходит глубоко в историю и связано с развитием государственного долга (так как государственные ценные бумаги выпускаются с целью его погашения).

      Британское  правительство выпускает облигации  уже в течение нескольких столетий, и не было случаев, когда оно не смогло выплатить ссуженные ему деньги в должный срок. Уже в 16 веке на бирже в Антверпене начали осуществляться операции с государственными ценными бумагами Англии в числе ряда других стран.

      Для регулирования и покрытия долга  Министерство финансов выпускает два вида ценных бумаг: облигации (gilts) и казначейские векселя (Treasury bills). До 1998 г. вопросами эмиссии ценных бумаг занимался Банк Англии. В апреле 1998 г. по решению правительства эта функция перешла к вновь созданному Департаменту управления долгом – DMO (Debt Management Office), который входит в состав Министерства финансов Великобритании.

      Наибольшее  распространение получили облигации, на долю которых приходится 95% всех долговых обязательств, выпускаемых DMO. Отличительной особенностью облигаций является их очень высокая надежность.

      Различают несколько типов облигаций.

      - Обычные облигации (conventional gilts) . Это самая простая и наиболее распространенная форма долговых обязательств. На долю обычных облигаций приходится 75% правительственного портфеля долговых обязательств. Владелец такой облигации получает каждые шесть месяцев платежи по процентам в определенном размере годовой процентной ставки до истечения срока действия ценной бумаги. При наступлении срока платежа ему выплачивается основная сумма.

      - Индексированные облигации (index-linked gilts). Основное отличие индексированных облигаций от обычных состоит в том, что полугодовые процентные платежи и основная сумма индексируются соответственно инфляции, которая определяется Индексом розничных цен – RPI (Retail Prices Index). Значения RPI регулярно публикуются Статистическим управлением Великобритании. Поскольку индексированные облигации исключают инфляционный риск, процентные ставки для этого типа ценных бумаг ниже по сравнению с обычными облигациями.

      - Облигации с двойной датой погашения (double-dated gilts). Для облигаций этого типа правительство устанавливает минимальную и максимальную даты погашения с разницей между этими датами от двух до пяти лет. Министерство финансов может провести погашение облигаций в любой момент в пределах установленного промежутка времени и должно информировать об этом инвесторов не позднее, чем за три месяца до наступления назначенной даты.

      - Облигации без даты погашения (undated gilts). Эти облигации не имеют конкретной даты погашения. Дата устанавливается Министерством финансов, о чем информируется общественность.

      Помимо  гилтов существует еще несколько  видов государтвенных облигаций.

      - Национальные сберегательные инструменты.

      - Казначейские векселя.

      - Налоговые сертификаты.

      - Обязательства Национального офиса  по инвестициям и кредитам.

      - Облигации в евро[4,c.283].

      Размещение  государственных облигаций на первичном  рынке ценных бумаг Великобритании осуществляется либо путем публичной  подписки, либо закрытого предложения (тендера) маркет-мейкерам по золотообрезным облигациям. Публичная подписка в свою очередь может осуществляться путем аукциона и тендера.

      Следует отметить относительно слабое по сравнению  с США развитие английского рынка  ценных бумаг местных органов власти.

      ГЦБ, как правило, занимают ведущее место  на рынке облигаций, где их доля доходит  до 50%, а значит, и на всем рынке  ценных бумаг, поскольку на последнем  преобладают облигации. В структуре  ГЦБ наибольший удельный вес имеют  среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.

        Каждая страна имеет свою сложившуюся  историю и практику рынка ГЦБ,  что находит отражение в видах  и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т. д. По этой причине российский рынок ГЦБ вряд ли может быть устроен по образцу рынка какой-либо одной страны, будь то США, Великобритания или любая другая страна. Наверное, не является правильным и эклектический подход по типу того, чтобы брать "самое лучшее" из каждой страны, так как в экономике все взаимосвязано. Российские ГЦБ, с одной стороны, должны отвечать реалиям отечественного рынка, а с другой - отражать общие для многих стран, проверенные временем, экономические основы функционирования рынка ГЦБ вообще и его современные новации. 
 
 
 
 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Основное  назначение рынка ценных бумаг заключается в аккумуляции временно свободных денежных средств с целью их инвестирования. Для выполнения указанной цели рынок ценных бумаг осуществляет определенные общерыночные и специфические функции. Структура рынка ценных бумаг определяется как, тем или иным видом ценных бумаг, так и способом торговли на данном рынке. Поэтому выделяют такие рынки, как: первичный и вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; традиционный и компьютеризированный; кассовый и срочный.

      Участников  рынка ценных бумаг можно разделить  в зависимости от

их функционального  назначения на продавцов, потребителей (инвесторов); посредников; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; органы регулирования и контроля; либо в зависимости от их отношения к рынку на клиентов или пользователей; профессиональных торговцев; организации, специализирующиеся на предоставлении услуг участникам рынка ценных бумаг.

      Как правило, государство к выпуску  долгосрочных ценных бумаг обычно прибегает  в сложные для него ситуации, к которым можно отнести войну, нарушение конъюнктуры мирового рынка (например, если экспорт зерна или нефти для государства составлял основной источник доходов, а цены на мировом рынке начинают резко падать) и другие обстоятельства. Полученные по ценным бумагам средства государство должно капитализировать, то есть, вкладывать в определенные инвестиционные проекты, направленные на изменение экономической ситуации в государстве. В противном случае, к моменту выплат по ценным бумагам ситуация в стране может не измениться и государству нечем будет производить выплаты, что подорвёт доверие к государственным ценным бумагам и может привести к политическим переменам.

      В любой стране значительную часть  рынка ценных бумаг занимают ценные бумаги федерального правительства.

      В условиях исполнения федерального бюджета с дефицитом в 2010 г. роль эффективно функционирующего рынка ОФЗ как альтернативного источника финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации приобретает особую значимость, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития рынка ОФЗ.

      Немалое значение играет рынок субфедеральных и муниципальных облигаций.

      По  составу эмитентов рынок СМО  является своеобразным индикатором  центров экономической активности на карте России. Важные черты этой активности - рыночная основа и опора на собственные силы. Он мог бы послужить одним из элементов обеспечения прорыва в экономическом развитии России.

      В 2010 г. на рынок СМО вышли 17 субъектов  РФ (СРФ) и 5 муниципальных образований (МО), началось размещение 17 новых выпусков облигаций общим заявленным объемом по номиналу 44 млрд руб.

      Номинальный объем внутреннего облигационного долга субъектов Российской Федерации на 1.01.10 по сравнению с 1.01.09 увеличился на 40,5%, муниципальных образований субъектов Российской Федерации уменьшился на 25,2%. Если рассматривать прирост за 2009 г. всего, то его значение увеличилось на 38,2% , несмотря на снижение долговых обязательств муниципальных образований.

      Анализ  состояния рынка государственных долговых ценных бумаг в России дает основания неоднозначно ответить на вопрос о  роли и  последствиях его расширения. Увеличение долговых обязательств при помощи ценных бумаг может быть рассмотрено как с положительной, так и с отрицательной стороны.

      ГЦБ, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.

        Каждая страна имеет свою сложившуюся  историю и практику рынка ГЦБ,  что находит отражение в видах  и формах выпускаемых государственных  облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т. д. По этой причине российский рынок ГЦБ вряд ли может быть устроен по образцу рынка какой-либо одной страны, будь то США, Великобритания или любая другая страна. Наверное, не является правильным и эклектический подход по типу того, чтобы брать "самое лучшее" из каждой страны, так как в экономике все взаимосвязано. Российские ГЦБ, с одной стороны, должны отвечать реалиям отечественного рынка, а с другой - отражать общие для многих стран, проверенные временем, экономические основы функционирования рынка ГЦБ вообще и его современные новации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      
  1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с последующими изменениями  и дополнениями).
  2. Бюджетный Кодекс РФ 2010 - 2011 / БК РФ Москва, Cанкт-Петербург
  3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 703 с.
  4. Рубцов, Б. Б. [Текст] Современные фондовые рынки: Учебное пособие для вузов. Альпина Бизнес Букс 2007 – 926 с.
  5. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. [Текст] - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448 с.
  6. Воробьев, П.В., Лялин В.А. Рынок ценных бумаг. [Текст] Проспект, 2011-400 с.
  7. Килячков, А.А., Чалдаева, Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело [Текст]. –М.: Экономистъ, 2004.- 686 с.
  8. Алексеев, М.И. Рынок ценных бумаг. [Текст] - М: Финансы и статистика, 2008. – 250 с.
  9. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов /Под ред. проф. Дегтяревой, О.И. проф. Коршунова, Н.М. проф. Е.Ф. Жукова. [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 501 с.
  10. Рынок ценных бумаг – Жуков, Е.Ф. Учебник. [Текст]– М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2008. – 567 с.
  11. Галкова, И.В., Сребник, Б.В. О защите прав и интересов инвесторов на финансовых рынках//  Финансы. – 2009. - № 8, с. 70.
  12. Бердникова, Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело.[Текст] – М.:ИНФРА-М, 2000.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг, особенности функционирования в России