Рынок лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:57, реферат

Краткое описание

широкому использованию лизинга способствует и ряд других факторов. Во-первых, востребованы его классические преимущества - налоговые льготы и возможность ускоренной амортизации. Во-вторых, играет роль специфика лизинга как "защищенного" продукта: получить необходимое оборудование в лизинг проще, чем оформить кредит для его покупки, в особенности для предприятий малого и среднего бизнеса. В результате действия всех этих факторов лизинговый сектор развивается значительно быстрее остальных финансовых рынков.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок лизинга в России.docx

— 82.80 Кб (Скачать файл)

Доля лизинга  в ВВП в прошедшем году увеличилась  почти в два раза и достигла 3,02% (в 2006 г. – 1,5%) (Рассчитано исходя из оценки Росстата ВВП России в 2007 году в 32998,6 млрд руб.). В то же время аналогичный показатель в странах с развитой рыночной экономикой достигает 6%, а значит, объем лизингового рынка России имеет потенциал как минимум для двукратного увеличения. При этом нужно отметить, что в Европейской практике объем рынка принято считать по сумме закупленного оборудования для передачи в лизинг. В российской практике в настоящее время размер рынка оценивается по сумме заключенных договоров лизинга, которая в среднем на 40% превышает стоимость оборудования по данным договорам. Это означает, что в соответствии с российской оценкой доля лизинга в ВВП может значительно превысить указанные 6%, характерные для развитых экономик.

1.3.2. Лизинг в общем  объеме инвестиций

В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 15,5% (исходя из оценки Росстатом  общего объема инвестиций в основной капитал в 6418,7 млрд руб.). По сравнению с изменением доли лизинга в ВВП, темпы прироста показателя на 30% ниже. По опыту развитых стран, доля лизинга в инвестициях субъектов экономики в основной капитал может достигать 40%, что свидетельствует о перспективах дальнейшего роста лизингового рынка.

1.3.3. Российский рынок  лизинга в Европейском  пространстве

По данным Европейской  ассоциации лизинговых компаний Leaseurope, Россия за год поднялась на 5 позиций и заняла 6 место среди стран Европы по объему лизингового рынка в 2007 году. Учитывая тот факт, что европейский рынок лизинга растет в среднем на 15% в год, по итогам 2008 года Россия может занять пятое, а в 2009 году даже четвертое место среди европейских стран. Благодаря быстрым темпам роста, рынок лизинга в России уже находится на достаточно высоком уровне развития, и зачастую ставится в пример другим развивающимся странам.

1.3.4. Сегменты российского  рынка лизинга

Наибольшую долю в структуре лизингового рынка  занимает сегмент лизинга железнодорожного транспорта – 24,4% (график 5).

Основными точками  роста в 2007 году стали сегменты оборудования для производства тары (финансирование "Авангард-Лизингом" строительства завода в Омске), авиационного транспорта (крупные контракты ЛК "Ильюшин Финанс Ко", выход в авиасегмент ЛК "ВТБ-Лизинг"), телекоммуникационного оборудования. Каждый из этих сегментов увеличился более чем в 4 раза. В 3,7 раза вырос объем сделок с предметами строительной техники, которая пользовалась огромным спросом вследствие значительных объемов строительства в растущей российской экономике.

График 5. Крупнейшие сегменты рынка лизинга  по объему сделок

Источник: "Эксперт  РА"

Высокие темпы  прироста показал сегмент лизинга  в сфере сельского хозяйства, доля которого увеличилась в 2,5 раза (с 1,51% до 3,8%). Это связано, в частности, с реализацией компанией "Росагролизинг" приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

Таблица 
3. Сегментация рынка по предметам лизинга
  Версия для печати

 
Предметы  лизинга Доля в объеме рынка
Легковые  автомобили 5.8%
Грузовой  автотранспорт 13.5%
Автобусы  и микроавтобусы 2.1%
Авторемонтное и автосервисное оборудование 0.1%
Железнодорожная техника 24.4%
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) 5.9%
Оборудование  для авиационной отрасли 0.1%
Строительная  техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах 6.6%
Дорожно-строительная техника 3.0%
Энергетическое  оборудование 6.2%
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование 3.2%
Металлургическое  оборудование 2.0%
Геологоразведочная  техника 0.3%
Оборудование  для нефтедобычи и переработки 4.5%
Оборудование  для газодобычи и переработки 0.2%
Оборудование  для добычи прочих полезных ископаемых 0.5%
Сельскохозяйственная  техника 3.8%
Телекоммуникационное  оборудование 2.6%
Полиграфическое оборудование 1.2%
Здания  и сооружения 1.5%
Компьютеры  и оргтехника 0.6%
Банковское  оборудование 0.1%
Текстильное и швейное оборудование 0.1%
Оборудование  для пищевой промышленности, вкл. холодильное 1.3%
Торговое  оборудование 0.9%
Упаковочное оборудование и оборудование для  производства тары 1.1%
Погрузчики  и складское оборудование 1.1%
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы 0.5%
Деревообрабатывающее  оборудование 0.5%
Оборудование  для производства бумаги и картона 0.2%
Оборудование  для производства химических изделий, пластмасс 0.4%
Оборудование  для развлекательных мероприятий 0.2%
Оборудование  для спорта и фитнес-центров 0.03%
Оборудование  для ЖКХ 1.1%
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0.1%
Суда (морские и речные) 0.4%

Источник: "Эксперт  РА"

Наиболее быстро растущими сегментами лизингового  рынка, на наш взгляд, в 2008 году останутся  автомобильный и железнодорожный  транспорт, авиатехника, строительное и дорожно-строительное оборудование. Высокий спрос и привлекательность  прогнозируется на объекты энергетики, а также оборудование для жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, ведущими локомотивами роста будут крупные государственные и квазигосударственные заказы единичного характера ("олимпийская стройка", энергетическое оборудование, авиатехника), государственные программы поддержки отдельных отраслей (сельское хозяйство), а также сектор "розничного" лизинга (легковой и грузовой автотранспорт, строительная техника) (график 6).

График 6. Основными локомотивами роста в 2008 году будут  госзаказы и сделки в "массовых" сегментах

Лизинговые  сделки Государственные и квазигосударственные Частные
Массовые Гос. программы поддержки отраслей (например, сельское хозяйство) Вклад в прирост рынка: 10% Автотранспорт, строительная техника. Вклад в прирост  рынка: 20%
Крупные "олимпийская  стройка", энергетическое оборудование, авиатехника. Вклад в прирост  рынка: 25% Единичные заказы на специализированное оборудование. Вклад в прирост рынка: 10%

Источник: "Эксперт  РА"

1.3.5. Географическое распределение  сделок

В 2007 году многие лизинговые компании проводили расширение регионального присутствия на рынке. На конец года 170 компаний-участников исследования имели более 570 филиалов и представительств. Структуры экономик многих регионов значительно отличаются друг от друга, также как и факторы  роста этих экономик. Поэтому присутствие  в широком географическом пространстве позволяет компаниям нарастить  портфель, диверсифицировать его  по отраслям и обезопасить себя от потенциальных внешних шоков  в отношении одной отдельной  отрасли или одного отдельного региона.

В географическом распределении объема нового бизнеса  участников исследования в 2007 году увеличилась  доля Москвы, Центрального и Уральского Федеральных округов, за счет уменьшения доли Приволжского, Сибирского, Дальневосточного ФО и Санкт-Петербурга (график 7). Однако указанная разбивка не содержит информацию по компании Росагролизинг, у которой подавляющее количество предметов лизинга предоставляется клиентам за пределами Москвы. Если учесть показатели деятельности ЛК "Росагролизинг", доля нового бизнеса, приходящегося на Москву, в 2007 году почти не изменилась и составляет примерно 41,5%.

Очевидно, потенциал  Москвы с точки зрения развития лизинга  не исчерпан. В то же время региональная экспансия лизинговых компаний пока находится на первом этапе: происходит открытие филиалов и инвестирование в развитие и отработку технологий работы филиальной сети. Сегодня темпы роста объемов лизинговых услуг одинаково высоки как в регионах, так и в столице. Однако через год-два темпы прироста лизингового рынка в Москве снизятся, а доля столицы на рынке составит менее 40%. При этом темпы прироста нового бизнеса в регионах, по нашему мнению, будут примерно на 20-30 п.п. выше столичных. В этот период вновь открытые филиалы начнут работать в полную силу, а значит, произойдет ускорение темпов роста бизнеса в регионах.

1.3.6. Уровень обеспеченности  отрасли собственным  капиталом

Собственный капитал  лизинговых компаний составляет менее 1,5 млрд долл. (на основе экстраполяции данных 100 компаний участников-исследований, без учета компании "Росагролизинг"). В соответствии со спецификой деятельности лизинговая отрасль высоко зависима от привлеченных средств. Собственные средства в структуре баланса лизинговых компаний в 2007 году в среднем занимали 5% (без учета Росагролизинга). 95% источников фондирования лизингодателей при этом составляют заемные ресурсы.

Низкий уровень  обеспеченности лизинговых компаний собственным  капиталом приводит к высокой  зависимости от привлеченных средств, в том числе банковских кредитов, и в то же время не позволяет  банкам устанавливать для лизингодателей более высокие лимиты предоставляемых  ресурсов. В связи с этим целесообразно  было бы стимулировать лизинговые компании к наращиванию собственных средств  путем освобождения от налогообложения  суммы прибыли, направляемой на увеличение уставного капитала компании.

1.3.7. Источники финансирования  лизинговых сделок

График 8. Удельный вес источников финансирования договоров  лизинга на 01.10.2007 года, %

Источник: "Эксперт РА"


Вопрос привлечения  финансовых средств является актуальным для большинства операторов российского  лизингового бизнеса. Специфика  работы лизинговых компаний такова, что  им постоянно требуется все больше и больше инвестиций для реализации новых проектов, так как портфель компаний быстро амортизируется и необходимо его постоянно увеличивать.

Источники финансирования лизинговой деятельности в России на 01.10.2007 года имели следующую структуру: долгосрочные банковские кредиты - 59 %., краткосрочные банковские кредиты  – 14,9%, собственные средства – 9,7%, векселя  – 3,7%, облигации -1,9%.

Самым распространенным источником финансирования деятельности лизинговых компаний являются банковские кредиты. На их долю приходится почти  три четверти используемых лизинговой компанией средств (включая краткосрочные  и долгосрочные кредиты, по данным на 01.10.2007). Такая высокая доля банковского  кредитования обусловлена уже отлаженными  процедурами работы и приемлемыми  сроками кредитования.

Однако международный  опыт позволяет сделать прогноз: по мере развития лизингового бизнеса  будет снижаться удельный вес  кредитов банков в структуре источников финансирования. В процессе активизации  институтов фондового рынка, как  правило, происходит уменьшение доли банковского сектора и перераспределение финансовых ресурсов в пользу других инструментов, обеспечивающих финансирование лизинговых операций.

Обычно для  удешевления кредитных ресурсов лизинговые компании по возможности  используют кредиты иностранных  банков. Привлечение иностранных  ресурсов для большинства лизингодателей осуществляется через российские банки. Крупные надежные лизинговые компании предпочитают выход на рынок прямых международных заимствований –  привлекают синдицированные кредиты  от пула иностранных банков. Однако количество таких компаний невелико. Кроме того, в настоящее время  данный источник финансирования менее  доступен в связи с кризисом ликвидности  и последовавшим ростом процентных ставок.

Удобной альтернативой  банковскому финансированию лизинговых сделок является выпуск облигаций, который  влечет за собой сравнительно меньшую  зависимость бизнеса от кредиторов. Однако по причине ухудшения конъюнктуры  на финансовых рынках использование  данного источника существенно ограничено, многие компании откладывают размещение облигаций на более поздний срок. В результате доля облигационного финансирования лизинговых компаний в 2007 году сократилась до 1,9% по сравнению с 3-4% в 2006 году.

Также альтернативным способом фондирования лизинговой компании является секьюритизация. Это сделка, в процессе которой лизинговая структура передает специальному эмитенту (секьюритизационной компании (SPV), обладающей более высоким уровнем кредитоспособности, чем лизингодатель) активы, под которые тот выпускает ценные бумаги, обращающиеся на рынке. При этом лизинговая компания продолжает обслуживать лизингополучателя и получать свои комиссионные, высвобождая при этом финансовые ресурсы для работы по новым проектам. До настоящего времени на российском лизинговом рынке было проведено всего две сделки по секьюритизации. В результате неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, данные сделки откладываются из-за резкого снижения спроса на ценные бумаги со стороны инвесторов. Кроме того, возможность осуществить секьюритизацию имеют в основном крупные лизингодатели, демонстрирующие стабильный рост объемов операций на протяжении ряда лет. Такие компании имеют портфель лизинговых контрактов с базовым активом в виде оборудования или другого имущества, имеющего устойчивый спрос на вторичном рынке. В будущем, с ростом финансового потенциала отечественных лизинговых компаний и улучшением ситуации на финансовых рынках, следует ожидать увеличения количества сделок секьюритизации лизинговых портфелей.

Информация о работе Рынок лизинга в России