Рынок факторинга в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 00:23, контрольная работа

Краткое описание

Правовой основой взаимоотношений финансового агента с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон. В частности, в нем оговариваются вид факторинга, размер факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит, величина комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантии выполнения взаимных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон.

Содержание

1. Договор факторинга. 2
1.1.1 Предмет договора факторинга. 2
1.1.2 Стороны договора факторинга. 4
1.2. Отношения между клиентом и финансовым агентом. 6
1.2.1 Предмет уступки по договору факторинга. 6
1.2.2. Ответственность клиента за действительность предмета уступки. 7
2. Рынок факторинга в Российской Федерации 9
2.1 Золотой год российского факторинга 9
2.1.1. 2011 год: рост более 63% 9
2.1.2 Крупнейшие игроки удваивают прибыль и портфель 10
2.1.3. Ставка на демпинг? 11
2.2 Перспективы-2012 13
2.2.1 От экзотики к традиционному финансовому инструменту 14
2.3. Пора концепцию менять 17
Заключение 20
Список использованной литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная факторинг.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

     «Как  правило, факторингом пользуются торговые компании. Но все чаще на инструменты финансовой логистики, в том числе факторинг, обращают внимание компании, занимающиеся производством, которые также озабочены получением прибыли в полном объеме и как можно быстрее, поскольку и есть все те же «заморочки» торговли: как предоставить отсрочку покупателям, если деньги нужны сейчас? Как и в каком объеме отгружать продукцию новым покупателям? Как уследить за постоянно растущей «дебиторкой»? И это далеко не конечный список насущных вопросов, с которыми ежедневно сталкивается руководитель, например, коммерческой службы, – замечает начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев. – Рынок факторинга все больше превращается в зрелую составляющую финансового рынка и воспринимается многими клиентами как один из возможных, а в некоторых случаях единственным приемлемым источником финансирования. Росту рынка факторинга способствует только вовлечение новых отраслей в факторабельный оборот. В случае отсутствия острых кризисов, рынок в 2012 году вырастет на 20–25%, уровень конкуренции увеличится и вернется к экстремальным значениям начала 2011 года. Если кризисные явления будут проявляться, то рынок будет жить при средней конкуренции».

     Елена Гладких, генеральный директор Русской Факторинговой компании, отмечает: «Все больше компаний обращаются за факторингом. И если ранее в основном инициаторами выступали поставщики, то теперь все большую активность проявляют сами покупатели. Факторинговые услуги перестали восприниматься просто как финансирование. Предприниматели «распробовали» факторинг и используют все его возможности, которые в первую очередь призваны обеспечить рост бизнеса и его подстраховку. Именно поэтому факторинг все меньше конкурирует с кредитными продуктами, которые используются для других целей».

     Леонид  Култыгин, начальник управления факторинга Альфа-банка, считает, что тенденции, наметившиеся в 2010 году, продолжились в 2011, оставаясь актуальными и в будущем. По его оценке, клиенты все больше понимают актуальность услуги, потому как есть возможность обойти длительное ожидание оплат от дебиторов и тем самым нарастить обороты бизнеса. А дебиторы становятся все лояльнее, понимая выгоды от использования продукта (главной из которых является возможность пользоваться бесплатными кредитными ресурсами). Факторы продолжают работать в направлении охвата дебиторов самых разнообразных отраслей, ранее не характерных для рынка.

     Клиенты и дебиторы, которые давно пользуются факторингом, предъявляют банкам свои потребности в расширении продуктовой  линейки, предлагаемой им, а именно в безрегрессном факторинге, международном, подвидах продукта, различных схемах реализации продукта.

     Что же нужно фактору, чтобы успешно  конкурировать на рынке? Геннадий Золкин, заместитель начальника управления факторинга Юникредит Банка, считает, что залогом успеха должно быть соблюдение ряда важных принципов: «Гибкость подходов, клиентоориентированность, технологичность внутренних процессов и конкурентные ставки».

     Сергей  Кушпелев из НОМОС-банка согласен с  этим, отмечая, что «количество и качество услуг должно повышаться», а качество операционной работы должно расти за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов.

2.3. Пора концепцию менять

     «Российский экспортер при поставке товара с отсрочкой платежа может использовать международный факторинг, предотвращая кассовый разрыв, инспирируемый конкурентами.

     Модернизация, инновации и подъем на 100 пунктов  в рейтинге Doing Business невозможны без  совершенствования законодательства.

     Никто не спорит, что наши законы - самые  лучшие в мире. Хотя бы потому, что их, в отличие от американских, не цитируют юмористы и блогеры. Однако писаны они были в большинстве своем в 1990-е годы, которые сегодня приводят в качестве "страшилки" для "несогласных". Наше время требует не столько новых законов, сколько изменения концепции действующих.

     Вернемся  в 1990-е. Система государственной  власти только формируется. Страну раздирают  жаждущие суверенитета республики; нефть, газ, металл вывозятся за рубеж; последние  сбережения из переживших павловскую реформу граждан выколачивают "хопры", мавроди и "властилины".

     В этих условиях создается национальное законодательство. Естественно, что  его концепция - карательно-охранительная. Слабость государства выражена в  суровости законодательных императивов, которая компенсируется коррупционной необязательностью их исполнения. Предприниматель, бизнесмен рассматривается в первую голову как субъект, нацелившийся на ограбление государства. Во вторую - как платежеспособный клиент, готовый стать "равнее среди равных" и потом купить футбольный клуб. С этим замкнутым кругом преступлений и наказаний Россия перешла в XXI век. С ним же она входит во Всемирную торговую организацию.

     Почему  Россию 18 лет мариновали в "приемной" ВТО? Потому, что страна не могла  все эти годы аргументированно доказать свою силу и роль в международной торговле. Нефть и газ не являются самостоятельными величинами, определяющими силу государства. Сегодня Россия окрепла, и международный авторитет ее повышается. Доказательство тому - и в Олимпиаде, и в чемпионате мира по футболу, и в "Бурановских бабушках" на Евровидении, и в заботе об уссурийском тигре. Однако вместо подъема производительности труда и патриотизма российская экономика демонстрирует стагнацию промышленности за пределами госсектора и отток капиталов. Почему? Потому что российский предприниматель и бизнесмен по-прежнему живет и работает по законам, принятым в 1990-е годы. В те годы, когда слабое государство было вынуждено защищаться от непонятного, но активного, предприимчивого класса своих сограждан. С такой концепцией национального законодательства членство России в ВТО превращается в очередную потемкинскую деревню. Старая концепция не соответствует новой силе государства, которое, по Макиавелли, не подавляет, а стимулирует своих подданных к созидательному труду, наукам и конкуренции с другими государствами.

     Вот пример из области экспорта. В международной  торговле более 75% расчетов за поставленную продукцию осуществляется на условиях отсрочки платежа, из них на полтриллиона евро - с использованием международного факторинга. Без доступа к международному факторингу российский экспортер будет проигрывать коллеге, например, из Китая или Турции по критерию условий оплаты, даже если российский товар качественнее, инновационней и высокотехнологичней. Принятая в странах-членах ВТО трехмесячная отсрочка платежа поставит российского экспортера перед выбором: на колени перед банком либо ползком на рынки ближайших соседей по рейтингу Doing Business. Таких, например, как Зимбабве…

     Но  выход есть! Российский экспортер  при поставке товара с отсрочкой  платежа может использовать международный  факторинг, предотвращая кассовый разрыв, инспирируемый конкурентами. Российский фактор покупает у экспортера его "дебиторку" и конвертирует ее в выручку - для экспортера и для государства, закрывая вопрос о репатриации валютной выручки. Купленная фактором "дебиторка" конвертируется в кредит и отражается на счете 45603 (задолженность юридического лица-нерезидента, по методологии ЦБ РФ). Государство получило выручку, экспортер - НДС, иностранец - отсрочку платежа, фактор - актив на балансе. А страна получила экспортеров, конкурентоспособных в ВТО.

     Отделите  торговлю от спекуляции, доверие от мошенничества, экспортера от жулика, и тогда Россию в ВТО будет ждать тот профит, ради которого 18 лет шли переговоры: роль сильного государства в океане международной торговли.» - Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний.

 

Заключение

     Под факторингом рассматривается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (фирма по факторным операциям, именуемая в дальнейшем цессионарий), в соответствии с которым:

     а) поставщик может или должен уступить цессионарию обязательственные  требования, вытекающие из контрактов по продаже товаров, заключаемых между поставщиком и его заказчиками (дебиторами), за исключением тех, которые относятся к товарам, закупленным в основном для их личного пользования, семейного или домашнего;

     б) цессионарий должен взять на себя не менее двух следующих обязанностей:

     финансирование  поставщика, в частности, заем или  досрочный платеж;

     ведение счетов по обязательственным требованиям;

     предъявление  к оплате дебиторских задолженностей;

     защита  от неплатежеспособности дебиторов.

     с) должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке права требования.

     Предметом факторинговой сделки может быть как дебиторская задолженность, срок платежа по которой уже наступил, так и денежное требование, которое  возникнет в будущем. Исключения делается для:

     долговых обязательств структурных подразделений (филиалов, представительств и т.д.);

     долговых  обязательств физических лиц;

     требований  к бюджетным организациям.

     Сторонами договора факторинга являются фактор, клиент и должник. В роли фактора  может выступать любое юридическое лицо. На клиента и должника законодательство РФ накладывает определенные ограничения.

     Наиболее  часто встречающимися видами факторинга являются: факторинг с регрессом, факторинг без регресса и международный  факторинг. В Российской Федерации  в связи с экономическим кризисом более 90% от доли рынка занимает факторинг с регрессом.

     Российский  рынок факторинга характеризуется  следующими показателями:

     Факторами на рынке факторинга являются преимущественно  банковские учреждения, занимающие 86% рынка, что объясняется существованием до 2010 года запрета на ведение факторинговой деятельности без лицензирования. При этом основная доля факторов относится к мелким и средним игрокам. Группа крупных факторов представлена только "Промсвязьбанком".

     Объединение факторов в рамках АФК, занимающей более 80% рынка.

     Российский  рынок делится на высокорисковую и низкорисковую части. При этом в условиях кризиса первая из них  характеризуется большим спросом  и полным отсутствием предложения. Тогда как в низкорисковом  факторинге продолжается рост конкуренции, что приводит к снижению ставок, которое в 2010 году составило в среднем с 30 - 38% на начало года до 20 - 23% годовых в середине года.

     Ориентация  факторингового рынка на Москву и  Санкт-Петербург, на долю которых приходится 70% объемов предоставленного финансирования.

     Ориентация  факторов на предприятия торговой сферы  и финансового сектора, на долю оптовой  торговли приходится 69% оборота.

     Основными проблема рынка факторинга являются:

     неадаптированность  законодательства под требования факторинга;

     неприятие факторинга как формы финансирования налоговыми органами;

     неразвитая  система риск-менеджмента;

     жесткие условии предоставления факторинга факторами, выражающиеся в:

     высокой стоимости договора факторинга;

     отказ от финансирования компаний, если сумма сделки не превышает 30 - 50 тыс. долларов;

     жесткие требования к дебиторам клиента;

     предоставление  финансирования только после получения  оригинала счет-фактуры;

     факторинг как механизм финансирования остается неизвестным большинству потенциальных клиентов рынка, что объясняется его позднее развитие в нашей стране.

     Для решения указанных проблем необходимо:

     принять программу реформирования законодательства, разработанную АФК, совместно с  ведущими отечественными экономистами;

     укрепление  риск-менеджмента, формирование бюро кредитных историй, создание единой базы данных о клиентах, имеющих негативную репутацию;

     просвещение потенциальных клиентов, консолидация усилий факторов с целью информационной атаки на потребителя;

     разработка  системы страхования рисков, поиск путей снижения факторинговых услуг.

     Таким образом, развитие рынка факторинга в дальнейшим будет происходить  в два этапа, первый из которых  мы будем рассматривать в качестве краткосрочной перспективе, а второй - в долгосрочной перспиктиве.

     Рост, в данный период, будет происходить  главным образом, за счет привлечения  новых потребителей факторинговых  услуг, перераспределения клиентов, оставшихся после банкротства двух крупнейших региональных факторов: Еврокоммерц  и МФК.

     Ожидается, что в данный период произойдет значительное снижение факторинговых тарифов. В результате в ряде банков появятся предложения факторинга под 14 - 16% годовых.

     Продолжится и тенденция по переориентированию факторинга на розничный рынок, в  частности на предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Это объясняется тем, что именно для этих предприятий ключевой проблемой является нехватка оборотных средств, кассовые разрывы из-за отсрочек платежа, которые могут быть ликвидированы только факторингом.

Информация о работе Рынок факторинга в Российской Федерации