Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и раскрытие понятия рынка ценных бумаг, изучение функций и видов рынка ценных бумаг, структуру и его участников. Проанализировать регулирование российского рынка ценных бумаг. А также выявить перспективы развития рынка ценных бумаг.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность рынка ценных бумаг 4
§ 1. Характеристика рынка ценных бумаг 4
§ 2. Задачи и функции рынка ценных бумаг 10
§ 3. Субъекты рынка ценных бумаг 14
Глава II. Управление рынком ценных бумаг 21
§ 1. Система управления рынком ценных бумаг 21
§ 2. Концепция раскрытия информации на рынке ценных бумаг 25
Глава III. Проблемы и перспективы рынка ценных бумаг 33
§ 1. Проблемы рынка ценных бумаг 33
§ 2. Перспективы развития рынка ценных бумаг 34
Заключение 38
Библиографический список 40

Вложенные файлы: 1 файл

рынок ценных бумаг.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, признавая  необходимость использовать различные  методы регулирования фондового  рынка, важно правильно определить их соотношение и добиться их скоординированности.

§ 2. Концепция раскрытия информации на рынке ценных бумаг

В целом концепция  раскрытия информации (гласности) лежит  в основе всех представлений о  введении общественного и рыночного  саморегулирования и является центральной в обеспечении общественной и рыночной стабильности. Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а наоборот, предоставляют ее для того, чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Нет раскрытия информации - нет инвестиций. Поэтому создание системы раскрытия информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для решения задач повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций.

Суть принципа прозрачности рынка может быть определена:

  • во-первых, как доступ к стандартизированной информации о финансовом состоянии, методах управления и работе эмитентов, ценные бумаги которых продаются на открытом рынке;
  • во-вторых, как та степень, в которой информация о торговых сделках (котировки, цены и объемы) открывается широкой публике сразу после выставления котировки или по завершении торговой сделки.

Рынок, который «полностью»  прозрачен, раскрывает следующую информацию в реальном времени о ценной бумаге:

1) точная информация  о размере и цене торговой  сделки: твердые котировки в типичных  размерах и открытые (неисполненные) приказы-распоряжения клиента с заранее обозначенными ограничениями как по наилучшей цене покупки и продажи, так и за пределами таких котировок (так называемая прозрачность «до заключения торговой сделки» («pre-trade» transparency);

2) цена и объем завершенных сделок на всех рынках, торгующих данной ценной бумагой.

В большинстве случаев  обязательное раскрытие информации о компании осуществляется путем  требования публичного допуска к  следующим документам и регулирования  формы и метода использования этих документов: учредительные документы и другая регистрационная информация, проспект эмиссии или другие документы по эмиссии, заявки на листинг ценных бумаг на биржах или внебиржевых торговых рынках, обращения за доверенностями к акционерам в связи с годовыми собраниями акционеров, годовая и промежуточная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с рекомендуемыми стандартами бухгалтерской отчетности и проверенная независимыми аудиторами. В дополнение большинство крупнейших компаний добровольно раскрывают дополнительную информацию в форме общения с акционерами (годовой отчет и др.).

Обязательное раскрытие  стандартизированной информации обо  всех компаниях, акции которых обращаются на рынке, выполняет следующие функции:

  • предоставляет инвесторам информацию, необходимую для принятия взвешенного решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;
  • снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте, что также способствует росту эффективности рынка;
  • позволяет осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;
  • защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия;
  • стимулирует конкуренцию между предприятиями, раскрывая информацию о предприятиях и оценивая их достижения, и тем самым способствует укреплению эффективности рынка;
  • защищает клиентов и кредиторов тех компаний, которые должны раскрывать финансовую информацию, предоставляя этим лицам информацию, позволяющую им принять решение, стоит ли им иметь дело с данной компанией;
  • повышает добросовестность и ответственность руководства предприятий.

Существуют, по крайней  мере, два фактора, которые должны побуждать руководителей предприятий  к раскрытию информации – «инвестиционный» и «законодательный».

Массовая приватизация в России привела к формированию более 30000 открытых акционерных обществ, которые встали на путь самостоятельного развития в условиях рыночной экономики. Устаревшее оборудование и технологии зачастую не позволяют предложить потребителям продукцию, отвечающую современным мировым стандартам, и эффективно конкурировать с зарубежными производителями. С особой остротой встает вопрос решения задач об инвестициях в модернизацию и развитие. Предприятия начинают раскрывать информацию о себе, прежде всего под воздействием потребности в таких инвестициях базовыми документами. В настоящее время базовыми документами, устанавливающими требования по раскрытию информации, являются законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». В соответствии со ст.30 Закона «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается «обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение».

В соответствии со ст. 92 Закона «Об акционерных обществах» открытое общество обязано опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Закон «О рынке ценных бумаг» содержит подробные требования к:

    • решению о выпуске ценных бумаг;
    • сертификату эмиссионной ценной бумаги;
    • проспекту эмиссии;
    • раскрываемой информации о выпуске ценных бумаг;
    • отчету об итогах выпуска ценных бумаг.

Также в этом законе (гл. 7) содержатся общие требования ко всем случаям раскрытия текущей информации со стороны эмитента ценных бумаг,

Постановление ФКЦБ России № 9 от 8.05.96 определяет информацию, которую  открытое акционерное общество должно ежегодно опубликовывать в дополнение к требованиям ст. 92 Закона «Об акционерных обществах»: соотношение стоимости чистых активов и размера уставного капитала, количество акционеров и данные о реестродержателе. «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 1.07.96 г. № 1008, определила, что одной из ключевых задач государства в сфере развития рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности рынка.

ФКЦБ России, используя  зарубежный опыт и опыт первых эмиссий  ценных бумаг российскими предприятиями, разработала и утвердила новый формат проспекта эмиссии акций и облигаций. Состав информации, которую необходимо указывать в проспекте эмиссии, позволит потенциальному инвестору оценить доходность и рискованность вложения в новые ценные бумаги, чтобы принять информированное решение.

ФКЦБ разрабатывает  также форматы и порядок предоставления эмитентами ежеквартальной отчетности и сообщений о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную  деятельность эмитента, предпринимает шаги по созданию электронной базы данных для раскрытия информации об эмитентах (ежеквартальных отчетов, проспектов эмиссии и т. д.) по типу того, как это реализовано в базе данных по публичным компаниям EDGAR, которая действует в США с 1992 года. Это позволит ФКЦБ на регулярной основе получать информацию от российских эмитентов и обеспечивать ее дальнейшее распространение, чтобы акционеры и потенциальные покупатели ценных бумаг на вторичном рынке могли оценить инвестиции в ценные бумаги конкретной компании.

Раскрываемая информация должна быть достаточной для принятия решения инвесторами и представлена в форме, доступной для понимания. Тем не менее российская финансовая отчетность не предназначалась для  широкого круга пользователей, а  лишь для специфических целей налоговых и статистических органов. Минфин и ФКЦБ России ведут работу по приближению российской финансовой отчетности к международным стандартам. Кроме того, необходимы и технические условия для распространения информации. Помимо расширения требований к раскрытию информации необходимо ужесточать и законодательно определять ответственность за укрытие информации. Но и этого будет недостаточно до тех пор, пока сами менеджеры (собственники) не осознают преимущества открытия информации для привлечения инвестиций.

С февраля 1996 года функционирует Internet-сервер ФКЦБ России, на котором  раскрывается нормативная информация по рынку ценных бумаг, а также  представлены сведения о выданных лицензиях  и другая информация о регистраторах, депозитариях, управляющих компаниях ПИФов, специализированных депозитариях и др.

Таблица 2. Движение ценных бумаг и доходов по ним.

 

Положение о системе  раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 09.01.97 № 2, определяет систему раскрытия информации как техническую систему сбора информации и обеспечения доступа к ней. Система раскрытия информации основывается на введении Технического центра раскрытия информации. Для примера в таблице 1 представлена статистика движения ценных бумаг и доходах по ним за 2003-2010 годов.

Положение предусматривает  присутствие в системе раскрытия  информации в широком смысле следующих  участников:

  1. ФКЦБ России создает систему раскрытия информации, является также раскрывателем своей информации (согласно Закону «О рынке ценных бумаг»), а также потребляет эту информацию в лице своих аналитических служб;
  2. другие регулирующие органы принимают участие в создании системы раскрытия информации, сами являются раскрывателями и потребителями этой информации;
  3. раскрыватели информации (регулирующие органы, СРО, профессиональные участники рынка, эмитенты, инвесторы);
  4. «информационные агентства» - непосредственные клиенты Технического центра раскрытия информации, которые имеют доступ к оригинальному «сырому» потоку раскрываемой информации. Информационные агентства добавляют стоимость к информации (добавляют дополнительную информацию, улучшают формат, вычисляют дополнительные значения, предоставляют развитые функции поиска и т.д.) и осуществляют «розничное» распространение этой информации для потребителей;
  5. «аналитики» - потребители информации: аналитические службы профессиональных участников, службы регуляторов рынка, консультанты, специальная и общая пресса, отдельные интересующиеся из мелких инвесторов; мелкие инвесторы.

Из приведенной схемы  видно, что в доведении необходимой  информации до мелкого инвестора  обычно задействована целая цепочка  различных участников системы раскрытия  информации (в широком смысле). Основная идея такой схемы - это максимальное удовлетворение интересов инвесторов за счет включения механизма конкуренции. Было принято несколько других крупных решений по организации системы раскрытия информации:

  • механизм исправления ошибок, внесения дополнений и изменений в раскрытую информацию будет разработан на уровне регламентов;
  • оплачиваться функционирование системы предоставления информации должно первичными пользователями. по раскрытию информации.

 

 

Глава III. Проблемы и перспективы рынка ценных бумаг

 

§ 1. Проблемы рынка  ценных бумаг

В процессе исследования выявлены институциональные проблемы современного российского рынка ценных бумаг, связанные с особенностями его формирования и развития.

1. Проблемы  институций. Законодательство отстает от темпов развития рынка. Недостаточная защищенность прав собственности. Отсутствие инвестиционной культуры. Нет доверия частных инвесторов к рынку. Информационный голод населения. Недостаточное правовое регулирование пенсионных накоплений и инвестиционных фондов. Высокие правовые барьеры входа на рынок ценных бумаг для российских компаний. Высокий уровень инвестиционного риска на российском фондовом рынке. Отсутствие правового регулирования процессов поглощений и реорганизаций;

2. Проблемы  инфраструктуры рынка ценных  бумаг. Высокие риски переучета прав собственности. Неэффективное депозитарное обслуживание. Отсутствие хорошо технологически оснащенной расчетно-клиринговой организации. Недостаточное развитие страховой инвестиционной деятельности. Неэффективная работа пенсионных и инвестиционных фондов. Выраженная конкуренция между двумя крупными торговыми площадками, что мешает приходу иностранных инвесторов. Отсутствие инфраструктуры первичных размещении. Высокие трансакционные издержки;

3. Проблемы  организаций 1-го и 2-го порядка. Неэффективное и коррумпированное государственное управление. Недостаточно отлаженный государственный инфорсмент. Наличие опасности реприватизации в России. Непредсказуемость действий на фондовом рынке органов власти, включая Правительство РФ и ЦБ РФ. Недостаточное взаимодействие государственных и саморегулирующих организаций в принятии решений.

 

§ 2. Перспективы развития рынка ценных бумаг

Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в странах с развитыми рыночными отношениями на нынешнем этапе являются:

  • концентрация и централизация капиталов;
  • интернационализация и глобализация рынка;
  • повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;
  • компьютеризация рынка ценных бумаг;
  • нововведения на рынке;
  • секьютеризация;
  • взаимопроникновение с другими рынками капиталов.

Информация о работе Рынок ценных бумаг