Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:29, контрольная работа
Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночных отношений.
На нем ценные бумаги служат предметом купли - продажи с использованием комплекса цен, чем также отличаются от обычных товаров.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.
Введение
1. Сущность рынка ценных бумаг
1.1. Характеристика рынка ценных бумаг
1.2. Субъекты рынка ценных бумаг
1.3. Задачи и функции рынка ценных бумаг
2. Система управления рынком ценных бумаг
3. Современный рынок ценных бумаг России - особенности и тенденции развития.
3.1 Интернационализация и секъюритизация рынка ценных бумаг
3.2 Дезинтермидация, как особенность российского рынка ценных бумаг
3.3 Компьютеризация рынка ценных бумаг. Интернет-трейдинг
Заключение
Список использованной литературы
Во-первых, рынок ценных бумаг исполняет роль регулировщика инвестиционных потоков, обеспечивающего оптимальную для общества структуру использования ресурсов. Именно через рынок ценных бумаг осуществляется основная часть веса перетока капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений. Курс акций на вторичном рынке, изменяясь под воздействием рыночного спроса и предложения (естественно, инвесторы стремятся вкладывать средств наиболее доходные проекты, одновременно избавляясь от ценных бумаг, оказавшихся малоприбыльными), определяет цену первичного рынка, который, в конечном счете, только и важен для производства, так как именно на нем предприятия могут получить средства на развитие. На развитых рынках успех или неудача молодого предприятия часто бывают обусловлены темпами подписки на его ценные бумаги. На российском рынке мало удачных попыток привлекать ресурсы путем размещения ценных бумаг под серьезные проекты.
Во-вторых, рынок ценных бумаг
обеспечивает массовый характер инвестиционного
процесса, позволяя любым экономическим
агентам (в том числе и обладающим
номинально небольшим инвестиционным
потенциалом), имеющим свободные
денежные средства, осуществлять инвестиции
в производство путем приобретения
ценных бумаг. Концентрация оборота
ценных бумаг на фондовых биржах и/или
у профессиональных посредников
позволяет инвестору облегчить
процедуру осуществления
В-третьих, рынок ценных бумаг очень чутко реагирует на происходящие и предающиеся изменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества. В связи с этим обобщающие показатели состояния рынка ценных бумаг являются основными индикаторами, по которым судят о состоянии экономики страны. По более узким выборкам можно проанализировать изменение положения дел в отдельных регионах, отраслях, на конкретных предприятиях.
В-четвертых, с помощью ценных бумаг реализуются принципы демократизма управлении экономикой на микроуровне, когда решение принимается путем голосования владельцев акций, причем один голос равен одной акции, поэтому чем больше акций, тем большее влияние имеет тот или иной совладелец на принятие управленческих решений.
В-пятых, через покупку-продажу ценных бумаг отдельных предприятий государство реализует свою структурную политику, приобретая акции «нужных» предприятий и совершая, таким образом, инвестиции в производства, важные с точки зрения развития общества в целом.
В-шестых, рынок ценных бумаг
является важным инструментом государственной
финансовой политики; основным рычагом,
через который реализуется
Как инструмент государственной финансовой политики рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:
1) финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней. В результате выпуска государственных ценных бумаг и реализации их на открытом рынке правительство получает денежные средства, которые направляются на покрытие дефицита государственного бюджета. Это один из главных внутренних источников уменьшения дефицита, не приводящий к инфляционным всплескам, а лишь перераспределяющий свободные финансовые ресурсы от предприятий и населения к государству. Помимо достигнутой цели у этого способа решения бюджетных проблем есть и существенный отрицательный побочный эффект, касающийся уменьшения производственных инвестиций, что приводит к сокращению (снижению темпов роста) ВНП. Кроме того, увеличение государственного долга, произведенное с целью и нормализации бюджета, впоследствии приводит к росту нагрузки на бюджет из-за не ходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям. Не всегда значению этой функции рынка ценных бумаг уделялось должное внимание. Консервативность бюрократического аппарата и недоверие к государству как агенту рынка задавали совершенно недостаточные для серьезного рассмотрения в качестве источника бюджетных поступлений ориентиры емкости рынка государственных ценных бумаг. Радикальный перелом в этом секторе финансового рынка произошел летом 1994 года, когда, с одной стороны, давление внешних кредиторов, заставило правительство пересмотреть отношение к традиционным, сугубо эмиссионным источникам финансирования бюджета, а с другой стороны, стремительный рост емкости рынка Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) доказал наличие огромного фискального потенциала государственных ценных бумаг. В результате путем продажи государственных ценных бумаг привлекалось в бюджет несколько десятков триллионов ежегодно;
2) финансирование конкретных
проектов. Обычно к выпуску ценных
бумаг под конкретные проекты
прибегают муниципальные
3) регулирование объема
денежной массы, находящейся в
обращении. Данная функция
4) поддержание ликвидности
финансово-кредитной системы.
5) некоторые другие, вспомогательные
функции. Например, важную роль
сыграли государственные
2. Система управления рынком ценных бумаг
Система управления рынком ценных бумаг - это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Цель ее состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.
В качестве цели регулирования
рынка иногда называют защиту интересов
инвесторов. Но такой подход к постановке
цели является односторонним. Инвестор
выступает одним из элементов
управляющей подсистемы, выполняя только
ему присущую функцию, тесно связан
с другими элементами системы
управления, и обладает способностью
взаимодействовать и
Система управления рынком ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами, и включает две подсистемы: управляющую и управляемую. Первая подсистема выступает в роли субъекта, вторая - объекта управления. Управляющая подсистема включает:
· Государственные органы и организации;
· Законодательную
· Этику фондового рынка;
· Традиции и обычаи.
Управляющая и управляемая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся: организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества ценных бумаг, информационное обеспечение рынка. Субъект управления выполняет функции: координация, регулирование, прогнозирование, стимулирование, организация и контроль процессов, происходящих на рынке.
Система управления рынком
ценных бумаг основана на использовании
государственных и
1. Регулирование фондового
рынка является
2. При сохранении за
государством основных
Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:
· Разработку и реализацию специальных нормативных актов;
· Разработку стандартов;
· Регламентацию основных процедур и государственный контроль
Задачами государственного регулирования являются:
· Реализация государственной политики развития рынка;
· Обеспечение безопасности рынка;
· Создание открытой системы информации
Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центробанк и ассоциации профессиональных участников. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами.
Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
· Разработка концепции развития рынка
· Концентрация ресурсов для развития инфраструктуры рынка
· Контроль за финансовой устойчивостью
· Установление норм функционирования рынка
· Создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг
· Создание системы защиты инвесторов от потерь
Важную роль в управлении рынкам ценных бумаг предстоим сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка. Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и сообщества профессиональных участников. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов. Эти объединения не только защищают интересы участников рынка ценных бумаг, но и устанавливают жесткие правила на нем, обеспечивают контроль за соблюдением.
К положительным сторонам саморегулирования относятся:
1) разработка стандартов
поведения самими
2) экономия государственных средств, сокращение аппарата управления;
3) участники рынка
4) с помощью общественного
регулирования проще ввести
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» саморегулируемым организациям дан статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов.
Оценивая состояние системы
регулирования рынка ценных бумаг
в России, в первую очередь следует
отсутствие эффективного регулирования
как со стороны государства, так
и со стороны самих субъектов
рынка ценных бумаг. Развитие рынка
ценных бумаг сдерживается, прежде
всего, неразвитостью технической
и функциональной подсистем инфрастуктуры.
Неэффективно действует система
контроля за операциями. По мере расширения
и усложнения масштабов рынка
ценных бумаг возникает необходимость
в передаче регионам части контрольных
функций. Одним из признаков низкого
уровня развития фондового рынка
является фактическая изолированность
локальных рынков ценных бумаг в
России. Из-за отсутствия эффективных
средств коммуникаций инвесторы
не имеют доступа ко всем ценным
бумагам, обращающимся на рынке. Формирующиеся
на местах фондовые рынки должны быть
связаны через центральную
В широком смысле инфраструктура рынка ценных бумаг включает 4 взаимосвязанных блока:
· Систему торговли ценными бумагами;