Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг является неотъемлемой составляющей системы функционирования механизма рыночной экономики. Появление рынка ценных бумаг обусловлено необходимостью создания цивилизованных организационно-правовых форм деятельности участников рынка ценных бумаг.
Государственное регулирование фондового рынка необходимо на начальной стадии его развития, так как только установленная государством законодательная база и жесткий контроль за ее исполнением способствует его целям и задачам.

Вложенные файлы: 1 файл

РЦБ.docx

— 68.37 Кб (Скачать файл)

Работа в коллегии Федеральной  комиссии и Экспертном совете при  Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг представителей государственных  органов и иных организаций осуществляется на безвозмездной основе.

Перед наступлением нового финансового года составляется годовой отчет. К примеру приведены данные годового отчета ФКЦБ за 2001 г.

Основные характеристики государственной регистрации выпусков ценных бумаг, осуществленной ФКЦБ России (центральный аппарат и региональные отделения) в 2001 году, приведены в  таблице

Количество  и объем зарегистрированных ФКЦБ России (с учетом региональных отделений) выпусков акций и облигаций.

Таблица №1

Регистрирующий орган

Зарегистрировано выпусков акций

Зарегистрировано выпусков облигаций

 

Количество

Объем по номиналу, млн. руб.

Количество

Объем по номиналу, млн. руб.

Центральный аппарат ФКЦБ России

193

114 875

 

122

27 369

Региональные отделения  ФКЦБ России

23185

117642,57

30

2502,9

Итого

23378

232517,57

152

29871,9


 

Центральный аппарат  ФКЦБ России осуществляет государственную  регистрацию выпусков ценных бумаг  эмитентов, входящих в список эмитентов, документы для государственной  регистрации выпусков ценных бумаг  которых представляются в Федеральную  комиссию по рынку ценных бумаг, утвержденный распоряжением ФКЦБ России от 15.11.2001 № 1117-р «О государственной регистрации выпусков ценных бумаг».

В 2001 году суммарный объем  выпусков акций, зарегистрированных Центральным  аппаратом ФКЦБ России, существенно  вырос по сравнению с 1999 – 2000 гг. и приблизился к уровню 1998 года.

 

Таблица №2

Суммарный объем выпусков облигаций, зарегистрированных Центральным аппаратом  ФКЦБ России, также существенно вырос  в 2001 году.

Таблица №3

 

По  объему выпусков акций наибольшая доля пришлась на выпуски, размещаемые путем  открытой подписки.

Структура зарегистрированных Центральным аппаратом  ФКЦБ России выпусков акций, по способу  размещения.

Таблица №4

 

Способ размещения

Количество выпусков

% от общего количества  выпусков

Объем выпусков, млн. руб.

% от общего объема  выпусков

Открытая подписка

32

17

65 612

57

Закрытая подписка

59

31

4 512

4

Конвертация (увеличение номинала), распределение среди акционеров

35

18

23 636

21

Учреждение

11

6

11 797

10

Иное (дробление, консолидация, реорганизация и др.)

56

29

9 317

8

Итого

193

100

114 874

100


 

Среди облигаций, выпуски которых  зарегистрированы Центральным аппаратом  ФКЦБ России в 2001 году, на открытую подписку также пришлась основная доля совокупного  объема зарегистрированных эмиссий (см. таблицу № 5).

Таблица № 5.

Структура зарегистрированных Центральным аппаратом  ФКЦБ России выпусков облигаций, по способу  размещения.

Способ  размещения

Количество  выпусков

% от  общего количества выпусков

Объем по номиналу, млн. руб.

% от  общего объема выпусков

Открытая  подписка

51

42

23 595

86

Закрытая  подписка

71

58

3 774

14

Итого

122

100

27 369

100


 

 

3. Роль ФКЦБ в развитии рынка ценных бумаг

 

Эффективное регулирование  рынка ценных бумаг требует не только активного правового и институционального регулирования происходящих в этой сфере процессов, но и создания системы регулярного контроля, обеспечивающего соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг.

В настоящий момент меняются подходы к лицензированию, поскольку лицензирование в  современном  понимании  не  только "разовый" контроль, осуществляемый при входе той или  иной  компании  на рынок, но и постоянный контроль за соблюдением условий  профессиональной деятельности (регулярная отчетность, проверки и т.д.).

На рынке ценных бумаг за деятельностью участников выстраивается  многоуровневая система контроля, к ним относятся:   ФКЦБ России и региональные отделения ФКЦБ России; регистрирующие органы  и лицензирующие  органы; саморегулируемые организации (СРО); структурные  подразделения  (должностные лица)  профессиональных

участников, осуществляющие внутренний контроль деятельности.

Данная система регулирования на практике должна обеспечить  распределение функций между государственными органами, регионами и центром, и способствовать более пропорциональному распределению  усилий по поддержанию правопорядка на рынке.

ФКЦБ России призвана играть ключевую роль в деле защиты прав инвесторов и принуждения участников рынка к соблюдению законодательства. В настоящее время у ФКЦБ имеются  следующие  административные  полномочия  по принуждению к соблюдению законодательства о ценных бумагах: выдача предписаний, обязательных для исполнения эмитентами, профессиональными участниками и их саморегулируемыми организациями; приостановление  или  аннулирование  лицензии  у  профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций; обращение с исками в суд  о  признании  выпуска  ценных  бумаг  недействительным, о ликвидации  юридического  лица  или  о  признании  недействительными сделок с ценными бумагами;

применение дисциплинарных мер  (включая  лишение  квалификационного аттестата, дающего права на совершение операций с  ценными  бумагами)  к должностным лицам, специалистам и участникам рынка.

Практика работы ФКЦБ России показала, что имеющиеся полномочия по реализации основных  государственных функций на рынке ценных бумаг  должны  быть  расширены.  В частности, большое значение имеет наделение ФКЦБ полномочиями  по  установлению штрафов иди проведению разбирательств и административных слушаний в отношении нарушителей законодательства о ценных бумагах.

Соблюдение законодательства о рынке ценных бумаг  в  России является крайне сложной  и  дорогостоящей функцией, поскольку требует привлечения  значительных  материальных ресурсов. Ее успешное осуществление во многом будет  зависеть  от того, насколько ФКЦБ удастся привлечь к этой деятельности саморегулируемые организации и иные общественные объединения. Подобная система  контроля принята и в других странах,  создавших  механизм  саморегулирования рынка. Она позволяет снизить издержки государства и  одновременно  повысить эффективность контроля. С появлением  саморегулируемых  организаций на российском фондовом рынке система контроля за  профессиональной  деятельностью на рынке станет более всеобъемлющей, поскольку  к  ней  будут привлечены сами профессиональные участники.

 

 

 

 

 

Заключение

Государство как непосредственный участник указанных правоотношений играет доминирующую роль на рынке  ценных бумаг и от него во многом зависит то положение, которое займет рынок ценных бумаг в России и  на международной арене.

Основной целью государственного правового регулирования является установление конкретных критериев  деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Государство определяет виды профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, а также формулирует  некоторые обязательные требования, предъявляемые к ним. Особое внимание уделено проблеме лицензирования деятельности профессиональных участников рынка  ценных бумаг, фондовых бирж, саморегулируемых организаций, а также деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», контроль за использованием лицензий осуществляют органы, выдавшие лицензию (ФКЦБ), причем в случаях нарушения правил действующего законодательства РФ о рынке ценных бумаг к профессиональным участникам рынка ценных бумаг применяются  санкции в виде отзыва выданной лицензии.

С 13 марта 2004 года ФКЦБ России упразднена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» с передачей всех полномочий Федеральной службе по финансовым рынкам.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». www.consultant.ru
  2. Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1009 «О федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» //СЗ РФ, № 28, 08.07.1996, ст. 3357.
  3. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг.– М.: ИНФРА, 2010. – 245 с.
  4. Рынок ценных бумаг и биржевое право. Учебник. Под ред. О.И. Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. М., ЮНИТИ, 2011 – 301 с.
  5. Ивашина Т.Б. «Рынок ценных бумаг: анализ, зарубежный опыт, перспективы», Воронеж: Проспект, 2009. – 287 с.
  6. «Рынок ценных бумаг»// Уч.пос. под ред. Колесников В.И., Торкановский В.С., Бакланов С.А.- СПб, Колос, 2009. – 229 с.
  7. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 2011. – 335 с.
  8. Ценные бумаги/Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 416 с.
  9. Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 410 с.
  10. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки.-М.:Финансы,2011. – 378 с.
  11. Алехин Б.И. “Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции”. –М: Финансы и статистика, 2009. – 221 с.
  12. Алексеев М.Ю. “Рынок ценных бумаг”. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 346 с.
  13. www.fkcb.ffms.ru

Информация о работе Рынок ценных бумаг