Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:06, контрольная работа
Рынок ценных бумаг является неотъемлемой составляющей системы функционирования механизма рыночной экономики. Появление рынка ценных бумаг обусловлено необходимостью создания цивилизованных организационно-правовых форм деятельности участников рынка ценных бумаг.
Государственное регулирование фондового рынка необходимо на начальной стадии его развития, так как только установленная государством законодательная база и жесткий контроль за ее исполнением способствует его целям и задачам.
Работа в коллегии Федеральной комиссии и Экспертном совете при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг представителей государственных органов и иных организаций осуществляется на безвозмездной основе.
Перед наступлением нового финансового года составляется годовой отчет. К примеру приведены данные годового отчета ФКЦБ за 2001 г.
Основные характеристики
государственной регистрации
Количество и объем зарегистрированных ФКЦБ России (с учетом региональных отделений) выпусков акций и облигаций.
Таблица №1
Регистрирующий орган |
Зарегистрировано выпусков акций |
Зарегистрировано выпусков облигаций | ||
Количество |
Объем по номиналу, млн. руб. |
Количество |
Объем по номиналу, млн. руб. | |
Центральный аппарат ФКЦБ России |
193 |
114 875
|
122 |
27 369 |
Региональные отделения ФКЦБ России |
23185 |
117642,57 |
30 |
2502,9 |
Итого |
23378 |
232517,57 |
152 |
29871,9 |
Центральный аппарат ФКЦБ России осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг эмитентов, входящих в список эмитентов, документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг которых представляются в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, утвержденный распоряжением ФКЦБ России от 15.11.2001 № 1117-р «О государственной регистрации выпусков ценных бумаг».
В 2001 году суммарный объем выпусков акций, зарегистрированных Центральным аппаратом ФКЦБ России, существенно вырос по сравнению с 1999 – 2000 гг. и приблизился к уровню 1998 года.
Таблица №2
Суммарный объем выпусков облигаций, зарегистрированных Центральным аппаратом ФКЦБ России, также существенно вырос в 2001 году.
Таблица №3
По объему выпусков акций наибольшая доля пришлась на выпуски, размещаемые путем открытой подписки.
Структура зарегистрированных Центральным аппаратом ФКЦБ России выпусков акций, по способу размещения.
Таблица №4
Способ размещения |
Количество выпусков |
% от общего количества выпусков |
Объем выпусков, млн. руб. |
% от общего объема выпусков |
Открытая подписка |
32 |
17 |
65 612 |
57 |
Закрытая подписка |
59 |
31 |
4 512 |
4 |
Конвертация (увеличение номинала), распределение среди акционеров |
35 |
18 |
23 636 |
21 |
Учреждение |
11 |
6 |
11 797 |
10 |
Иное (дробление, консолидация, реорганизация и др.) |
56 |
29 |
9 317 |
8 |
Итого |
193 |
100 |
114 874 |
100 |
Среди облигаций, выпуски которых зарегистрированы Центральным аппаратом ФКЦБ России в 2001 году, на открытую подписку также пришлась основная доля совокупного объема зарегистрированных эмиссий (см. таблицу № 5).
Таблица № 5.
Структура зарегистрированных Центральным аппаратом ФКЦБ России выпусков облигаций, по способу размещения.
Способ размещения |
Количество выпусков |
% от общего количества выпусков |
Объем по номиналу, млн. руб. |
% от общего объема выпусков |
Открытая подписка |
51 |
42 |
23 595 |
86 |
Закрытая подписка |
71 |
58 |
3 774 |
14 |
Итого |
122 |
100 |
27 369 |
100 |
3. Роль ФКЦБ в развитии рынка ценных бумаг
Эффективное регулирование рынка ценных бумаг требует не только активного правового и институционального регулирования происходящих в этой сфере процессов, но и создания системы регулярного контроля, обеспечивающего соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг.
В настоящий момент меняются подходы к лицензированию, поскольку лицензирование в современном понимании не только "разовый" контроль, осуществляемый при входе той или иной компании на рынок, но и постоянный контроль за соблюдением условий профессиональной деятельности (регулярная отчетность, проверки и т.д.).
На рынке ценных бумаг за деятельностью
участников выстраивается многоуровневая
система контроля, к ним относятся: ФКЦБ
России и региональные отделения ФКЦБ
России; регистрирующие органы и лицензирующие
органы; саморегулируемые организации
(СРО); структурные подразделения (должностные лица)
участников, осуществляющие внутренний контроль деятельности.
Данная система регулирования на практике должна обеспечить распределение функций между государственными органами, регионами и центром, и способствовать более пропорциональному распределению усилий по поддержанию правопорядка на рынке.
ФКЦБ России призвана играть ключевую роль в деле защиты прав инвесторов и принуждения участников рынка к соблюдению законодательства. В настоящее время у ФКЦБ имеются следующие административные полномочия по принуждению к соблюдению законодательства о ценных бумагах: выдача предписаний, обязательных для исполнения эмитентами, профессиональными участниками и их саморегулируемыми организациями; приостановление или аннулирование лицензии у профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций; обращение с исками в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным, о ликвидации юридического лица или о признании недействительными сделок с ценными бумагами;
применение дисциплинарных мер (включая лишение квалификационного аттестата, дающего права на совершение операций с ценными бумагами) к должностным лицам, специалистам и участникам рынка.
Практика работы ФКЦБ России показала, что имеющиеся полномочия по реализации основных государственных функций на рынке ценных бумаг должны быть расширены. В частности, большое значение имеет наделение ФКЦБ полномочиями по установлению штрафов иди проведению разбирательств и административных слушаний в отношении нарушителей законодательства о ценных бумагах.
Соблюдение законодательства о рынке ценных бумаг в России является крайне сложной и дорогостоящей функцией, поскольку требует привлечения значительных материальных ресурсов. Ее успешное осуществление во многом будет зависеть от того, насколько ФКЦБ удастся привлечь к этой деятельности саморегулируемые организации и иные общественные объединения. Подобная система контроля принята и в других странах, создавших механизм саморегулирования рынка. Она позволяет снизить издержки государства и одновременно повысить эффективность контроля. С появлением саморегулируемых организаций на российском фондовом рынке система контроля за профессиональной деятельностью на рынке станет более всеобъемлющей, поскольку к ней будут привлечены сами профессиональные участники.
Заключение
Государство как непосредственный участник указанных правоотношений играет доминирующую роль на рынке ценных бумаг и от него во многом зависит то положение, которое займет рынок ценных бумаг в России и на международной арене.
Основной целью
Государство определяет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также формулирует некоторые обязательные требования, предъявляемые к ним. Особое внимание уделено проблеме лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, фондовых бирж, саморегулируемых организаций, а также деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», контроль за использованием лицензий осуществляют органы, выдавшие лицензию (ФКЦБ), причем в случаях нарушения правил действующего законодательства РФ о рынке ценных бумаг к профессиональным участникам рынка ценных бумаг применяются санкции в виде отзыва выданной лицензии.
С 13 марта 2004 года ФКЦБ России упразднена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» с передачей всех полномочий Федеральной службе по финансовым рынкам.
Список литературы