Рынок ценных бумаг: структура и регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие особенностей структуры и регулирования рынка ценных бумаг.

Задачи: определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг в России; ознакомиться с системой государственного регулирования РЦБ.

Содержание

Введение
3

1.
Функции и структура рынка ценных бумаг
4

1.1.
Сущность и виды ценных бумаг
9

2.
Регулирование рынка ценных бумаг
19

2.1.
Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг
22

2.2.
Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
27

2.3.
Биржевое регулирование
30


Заключение
32


Список использованной литературы
35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)
  1. Обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка.
  2. Поддержание правопорядка на рынке.

       Косвенное государственное  регулирование происходит посредством:

  • денежной политики государства (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.)
  • налоговой политики (ставка налогов, льготы и освобожденные от них)
  • государственных капиталов (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.)
  • государственной собственности и ресурсов (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

       В настоящий момент преобладающим  является косвенное регулирование.

       На  первичном рынке государственное  регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка  выпуска (эмиссии) ценных бумаг в  обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

       На  вторичном рынке государственный  контроль осуществляется посредством  лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

       Задачи  регулирования могут иметь макроэкономический и региональный характер. Последнее особенно важно в таком огромном федеральном государстве, каким является Россия.

       Таким образом, государственное регулирование  и надзор состоят в разработке законов, норм, правил и контроля их выполнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг 

       Кроме государства процесс регулирования  рынка ценных бумаг осуществляется саморегулируемыми организациями  профессиональных участников рынка  ценных бумаг.

       Саморегулируемые  организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на РЦБ, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

       Все доходы саморегулируемой  организации  используются ею исключительно для  выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов. Саморегулирование  направлено на достижение высоколиквидационного  рынка и предполагает ответственность участников организации перед клиентами.

       Деятельность  СРОПУРЦБ регламентируется различными законодательными актами, например Законом  РФ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Законом РФ от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ

       «Об инвестиционных фондах».

       Членами СРОПУРЦБ могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Чтобы  получить статус саморегулируемой организации, она должна быть  учреждена не менее чем  десятью профессиональными  участниками рынка ценных  бумаг. Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой  организации на основании разрешения, выданного Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

       Разрешение, выданное федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных  бумаг саморегулируемой организации, включает следующие права:

  • получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  • разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль их соблюдения;
  • контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

       В выдаче разрешения может быть отказано, если в представленных организацией профессиональных участников рынка  ценных бумаг документах не содержится соответствующих требований, перечисленных выше.

       Саморегулируемая  организация обязана предоставлять  в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг данные обо всех изменениях, вносимых в  документы о создании, положения  и правила саморегулируемой  организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений.

       На  рынке ценных бумаг функционируют  такие саморегулиремые организации  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, как:

  • Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР);
  • Совет крупнейших регистраторов и депозитариев (СКРО);
  • Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД);
  • Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
  • некоммерческое партнерство « Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций» (ОПИАК);
  • Национальная фондовая ассоциация (НФА);
  • Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР) и др.
 

      К положительным сторонам саморегулирования  относятся:

  • разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг, реально представляющими его особенности;
  • экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг;
  • большая требовательность при осуществлении контроля общественными структурами, чем со стороны чиновников;
  • упрощение введения этических норм поведения профессиональных участников рынка ценных бумаг с помощью ответственного регулирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.3. Биржевое регулирование  рынка ценных бумаг 

       Наряду  с государственным регулированием и саморегулированием на рынке ценных бумаг присутствует биржевое регулирование, т.е. регулирование с помощью бирж.

       Биржа должна иметь эффективную организационную  структуру, которая могла бы обеспечить не только более низкие издержки, связанные  с торговлей ценными бумагами, но и ликвидность рынка, достаточное число продавцов и покупателей, возможность получения участниками торгов необходимой и точной информации как о прошлых ценах и объемах заключенных сделок, так и текущих ценах продавца и покупателя, представленных объемах и видах ценных бумаг. Она должна также обеспечить доверие к бирже со стороны ее членов, т.е. должна иметь избранные органы управления. Поэтому биржа рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого саморегулирования. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решение об организации своего управления, что находить отражение в ее уставе.

       Биржа имеет как внешнее, так и внутреннее регулирование.

       Внешнее регулирование –  это подчиненность деятельности биржи нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениями. Внешнее регулирование осуществляется государственными органами, саморегулируемыми организациями и международными организациями. Основу внешнего регулирования составляют государственные нормативные акты. К ним относятся законы, постановления, распоряжения, указы и т.д., которые создают единую правовую основу биржевой деятельности, оказывают законодательную поддержку биржам.

       Государственное регулирование фондовой биржи нужно не столько профессиональным участникам торговли, сколько их клиентам, чьи приказы они выполняют в ходе своей деятельности. Это связано с тем, что инвесторы, как правило, не  имеют прямого выхода на фондовую биржу и непосредственно не участвуют в биржевых торгах, а доверяют профессиональным посредникам свои права и средства для вложения в ценные бумаги. Государство заботится, прежде всего, о соблюдении интересов инвесторов и с развитием фондового рынка должно гарантировать их соблюдение определенным образом. Государство обеспечивает равные права всех участников биржевых торгов, стимулирует участие в ней, контролирует соблюдение установленных правил торговли.

       Составной частью государственного регулирования  является лицензирование фондовых бирж, организаций  ее инфраструктуры и профессиональных участников торговли.

       Внутреннее  регулирование – это подчиненность ее деятельности собственным нормативным документам: уставу, учредительному договору, Правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность данной биржи в целом, ее подразделений и работников.

       Биржа должна обеспечивать постоянный контроль над содержанием своих внутренних систем коммуникаций, чтобы гарантировать  их надежность и осуществлять надзор за финансовой дисциплиной своих членов – участников торгов, чтобы банкротство одного члена (участника) не повлекло за собой банкротства другого.

       Биржа должна проводить строго регулярные проверки правильности  ведения  учета операций и контроль ведения  банковского счета (в основном ежедневно). Система регулирования здесь чрезвычайно жесткая.

       Основной  проблемой российского рынка  ценных бумаг является наличие большого числа регуляторов. Кроме государственных  органов регулирования есть еще  саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. 
 

       Заключение

 

       Рынок ценных бумаг – это совокупность экономических отношений, возникающих  между различными экономическими субъектами по поводу мобилизации и размещения свободного капитала в процессе выпуска  и обращения ценных бумаг.

         Рынок ценных бумаг выполняет  ряд функций, которые можно  разделить на две группы: 1) общерыночные  функции, присущие любому рынку,  и 2) специфические функции, которые  отличают его от остальных  рынков.

       К общерыночным относятся:

  • коммерческая функция, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке;
  • ценовая функция, при помощи которой обеспечивается процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т. д.;
  • информационная функция, на основе которой рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли;
  • регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управлении и контроля.

       К специфическим можно отнести:

  • перераспределительную функцию, обеспечивающую перелив денежных средств между отраслями и сферами деятельности и финансирование дефицита бюджета;
  • функцию страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирования, которое осуществляется на основе нового класса производственных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

         Можно выделить следующие  виды рынков ценных бумаг:

  • первичный и вторичный;
  • организованный и неорганизованный;
  • биржевой и внебиржевой;

       Ценная  бумага – это особая форма существования капитала, которая заменяет его реальные формы, выражает имущественные отношения, может самостоятельно обращаться на рынке как товар и приносить доход.

       Различают именные, предъявительские и ордерные ценные бумаги.

       Для принятия инвестиционных решений в процессе анализа рынка ценных бумаг используются различные стоимостные оценки акций. В практической деятельности различают следующие их виды: 1) номинальная стоимость, 2) бухгалтерская стоимость, 3) рыночная стоимость.

Информация о работе Рынок ценных бумаг: структура и регулирование