Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:29, контрольная работа
В условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов.
Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций [3, с.44].
1 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютная политика, ее формы. Влияние глобализации экономики на валютное регулирование и валютную политику …………………………….
3
2 Валютный протекционизм и либерализация. Мировой опыт перехода от валютных ограничений к конвертируемости валют. Роль МВФ в валютной либерализации в условиях глобализации экономики…………….
7
3 Валютные ограничения как часть валютной политики государства. Сущность и формы. Основные черты валютных ограничений. Валютные ограничения по текущим и финансовым операциям. Эволюция валютных ограничений и их последствия. Межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ.…..............................................................
15
4 Эссе: Валютное регулирование в Китае…………………………………….
23
Список использованных источников……………………………………
По Римскому договору (1957 г.) либерализация валютных операций была обязательной в той мере, в какой она необходима для нормального функционирования «Общего рынка». Поэтому к 1989 г. – моменту принятия «плана Делора» лишь в Великобритании и ФРГ валютные ограничения отсутствовали. ФРГ, отменив валютные ограничения в начале 60-х годов, практически избежала их последние 40 лет. Глобальная либерализация 80-х годов охватила и ее. С 1984 г. были отменены ограничения на валютные операции банков: немецким банкам разрешены операции «своп» и сделки в ЭКЮ, отменен налог на проценты по немецким облигациям, принадлежащим нерезидентам.
Валютные ограничения в Великобритании, введенные в 1939 г., постепенно (с конца 1958 г.) были в основном ликвидированы к концу 1979 г. В ответ на возросшую американскую конкуренцию в 80-х годах был совершен «большой лондонский скачок»: широкая либерализация финансового рынка с целью привлечения иностранного капитала.
Во Франции, несмотря на введение конвертируемости франка в 1958–1961 гг., традиционно сохранялась государственная регламентация международных валютных, кредитных, финансовых операций. Попытки их дерегулирования (в 1967 г., начале 70-х годов и особенно в 1978–1980 гг.) были безуспешны в силу внутренних и международных событий. В связи с ухудшением валютно-экономического положения страны в 1981 г. восстановлены, а в 1983 г. усилены валютные ограничения с целью сокращения дефицита торгового баланса и сдерживания отлива капитала. С ноября 1984 г. они были постепенно ослаблены. К 1989 г. во Франции, Италии, Дании, несмотря на ослабление валютных барьеров, сохранялись ограничения на открытие банковских счетов за границей. В Бельгии и Люксембурге практиковался двойной валютный курс (для коммерческих и финансовых сделок). В Испании, Португалии, Греции, Ирландии также существовали валютные ограничения.
План создания экономического и валютного союза (1989 г.) предусматривал полную либерализацию движения капиталов в Европейском союзе (ЕС). Франция, Италия, Дания, Нидерланды отменили в 1990–1992 гг. практически почти все валютные ограничения, а Бельгия и Люксембург – двойной валютный курс. Ослаблены валютные ограничения в Испании. Поэтапная либерализация валютного режима в Ирландии, Португалии, Греции в основном завершилась в 1994 г. в соответствии с Маастрихтским соглашением о создании Европейского союза, вступившим в силу в ноябре 1993 г.
Японский опыт перехода к конвертируемости валюты отличается тщательной подготовкой предпосылок, осторожностью и прагматизмом. Жесткие послевоенные валютные ограничения были постепенно отменены лишь к 1980 г. в основном по текущим операциям, но сохранены по финансовым. Для выпуска еврооблигаций в иенах и сделок на рынке капиталов требуется разрешение министерства финансов. Резиденты обязаны сообщать органам валютного контроля сведения о международных кредитах, гарантиях, прямых иностранных инвестициях, продаже и эмиссии ценных бумаг за границей. Министерство финансов имеет право в течение 20 дней рекомендовать изменить условия сделки или аннулировать ее. Участие японских банков в международных банковских консорциумах по предоставлению евродолларовых кредитов также подлежит регламентации. Несмотря на либерализацию валютных операций, сохраняются резервные протекционистские меры, которые японские фирмы добровольно используют.
Таким образом, валютные ограничения – составная часть общеэкономической и валютной политики. При переходе к конвертируемости валюты большинство стран предпочли вариант, который обеспечивает ее стабилизацию, а не стремительное падение курса. Постепенно расширяется число стран, присоединившихся к Статье VIII Устава Фонда: в 1965 г. – 27, в 1978 г. – 46, (1/3 стран – членов МВФ), в 1985 г. (апрель) – 60 (40%), в 1994 г. (апрель) – 88 (49%), в 1999 г. – 147 (80%), в том числе Россия с июня 1996 г. В этом проявляется ориентация современной валютной политики развитых стран на рыночный механизм конкуренции и регулирования валютных операций. Дерегулирование валютных операций сочетается с сохранением валютного контроля для надзора и учетно-статистических функций [12, с.132].
Особая роль в либерализации международных валютных отношений принадлежит МВФ, который насчитывает в настоящее время 184 страны-члена. Фонд является межправительственной финансово-кредитной организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН, и служит институциональной основой мировой валютной системы.
Место и роль Фонда в «Справочнике по МВФ» определяется следующим образом. «МВФ является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы – системы международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести между собой экономические операции». МВФ «предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, – не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем».
В соответствии с зафиксированными в статье 1 Статей Соглашения об МВФ задачами Фонд содействует развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, сбалансированному росту международной торговли и промышленного производства, проводит консультации в области макроэкономической и валютной политики, оказывает помощь в достижении высокого уровня занятости и реальных доходов стран-членов, обеспечивает стабильность валютных курсов стран-членов, предоставляет странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов, создает многостороннюю систему расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устраняет валютные ограничения, тормозящие рост международной торговли.
Однако с учетом того, что спрос на ресурсы МВФ стал менее предсказуемым ввиду возросшей роли потоков капитала, зависимость между квотами и доступом к средствам Фонда с годами стала более эластичной. Освобождение от лимитов доступа к ресурсам МВФ, установленных Статьями Соглашения об МВФ, предоставляется в соответствии с операционными требованиями.
По состоянию на 2006г. наибольшую квоту в капитале МВФ и, соответственно, наибольшее число голосов в Фонде имеют США (17,08% общего количеств голосов), Япония (6,13%), ФРГ (5,99%), Великобритания и Франция (по 4,95%). Для принятия принципиальных решений в Совете управляющих МВФ требуется простое (70%) или квалифицированное (85%) большинство голосов. Система распределения голосов в МВФ по капиталу позволяет узкому кругу развитых стран контролировать деятельность Фонда. В результате, обладая квалифицированным большинством, США и развитые страны, которые располагают в совокупности свыше 62% голосов, имеют возможность блокировать решения Фонда по наиболее важным вопросам, затрагивающим функционирование современной мировой валютной системы.
Так как развивающиеся страны располагают в совокупности около 26% голосов, то они не могут оказывать реальное воздействие на реформирование Фонда. Вместе с тем при наличии скоординированных действий они таїоке в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран достаточно сложно. Тем не менее, вопрос практически всегда не выносится на голосование до тех пор, пока между всеми странами не достигается консенсуса.
Изначально квоты стран-членов
были установлены в 1944г. на Бреттон-Вудской
конференции (приложение «А» к Статьям
Соглашения об МВФ). Однако с целью
обеспечения и поддержания
3 Валютные ограничения как часть валютной политики государства. Сущность и формы. Основные черты валютных ограничений. Валютные ограничения по текущим и финансовым операциям. Эволюция валютных ограничений и их последствия. Межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ.
В качестве одной из форм протекционистской валютной политики периодически используются валютные ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.
При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяются наличие валютных лицензий, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на центральный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы (например, во Франции после второй мировой войны).
В России органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, в рамках которого – Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные коммерческие банки [10, с.76].
Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели:
Во время подготовки
и ведения войн валютные ограничения
используются военно-промышленными
комплексами для импорта
Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных корпораций за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте. Поэтому немонополизированный сектор обычно выступает против их введения. Валютные ограничения являются составной частью политики протекционизма. Немаловажную роль в их реализации играют политические мотивы.
В целях давления на другие страны ведущие державы применяют валютную блокаду. Это экономическая санкция в форме односторонних валютных ограничений одной страны или группы стран по отношению к другому государству, препятствующих использованию его валютных ценностей с целью принудить его к выполнению определенных требований и направленных на подрыв его валютно-экономического положения. Сущность валютной блокады заключается в замораживании валютных ценностей этого государства, хранящихся в иностранных банках, и применении дискриминационных валютных ограничений [9, с.83].
Валютные ограничения предусматривают:
В этой связи различаются следующие принципы валютных ограничений, определяющие их содержание:
Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и др.
Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие и финансовые операции платежного баланса.
По текущим операциям практикуются следующие их формы:
Контролируются размеры авансовых платежей импортеров иностранным экспортерам, устанавливаются ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты на национальную, чтобы эти средства не были использованы для спекулятивных операций против национальной валюты.
Множественность валютных курсов - дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам.
Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. Поскольку многие валютные счета были блокированы и степень свободного распоряжения ими была различна, скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты колебались от 10 до 90% (в Германии) [10, с.107].