Рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютная политика, ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов.
Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций [3, с.44].

Содержание

1 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютная политика, ее формы. Влияние глобализации экономики на валютное регулирование и валютную политику …………………………….


3
2 Валютный протекционизм и либерализация. Мировой опыт перехода от валютных ограничений к конвертируемости валют. Роль МВФ в валютной либерализации в условиях глобализации экономики…………….


7
3 Валютные ограничения как часть валютной политики государства. Сущность и формы. Основные черты валютных ограничений. Валютные ограничения по текущим и финансовым операциям. Эволюция валютных ограничений и их последствия. Межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ.…..............................................................




15
4 Эссе: Валютное регулирование в Китае…………………………………….
23
Список использованных источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

МВФО Вариант 8.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

После второй мировой  войны многие страны - члены МВФ  в нарушение его Устава практиковали множественность валютных курсов. Во Франции было установлено десять валютных курсов. До середины 60-х гг. в Турции наряду с завышенным официальным курсом национальной валюты (1 долл. США = 2,8 лиры) применялись дифференцированные курсы: 9 лир по импорту в целях его сдерживания; 4,9 лиры по экспорту меди; 5,6 лиры по экспорту изюма и орехов в целях стимулирования вывоза этих товаров; 9 лир по вызво- зу других товаров.

Таким образом, валютные ограничения в ряде случаев переплетаются  с кредитным и торговым регулированием. Их арсенал разнообразен, неэффективные  формы заменяются более приспособленными к особенностям валютно-экономического положения страны и конкуренции на мировом рынке.

Влияние валютных ограничений  на валютный курс и МЭО. Оно различно по степени и направленности в  зависимости от форм ограничений  и валютно-экономического положения  отдельных стран и мировой  экономики. В ряде случаев это фактор воздействия на конкурентоспособность товаров наряду с ценами, условиями поставки и качеством послепродажного обслуживания. Следствием валютных ограничений является поддержание на определенном уровне официального валютного курса. Однако на валютном рынке устанавливается более высокий курс иностранной валюты, а на нелегальном («черном») – еще более высокий ее курс.

После второй мировой  войны, несмотря на жесткие валютные ограничения в ряде стран Западной Европы, курс их валют снижался. А курс валют Швейцарии, Японии, ФРГ, несмотря на контроль за притоком капиталов, стремительно повышался. Относительно действенным средством сдерживания притока иностранного капитала в Швейцарию оказались ограничения на форвардные продажи швейцарских франков нерезидентам, а также отрицательные процентные ставки по их счетам.

Однако распространение  негативных процентов на счета во франках иностранных центральных  банков в Швейцарии оказалось  неэффективным, поскольку доля швейцарского франка в международной валютной ликвидности невелика. В ФРГ введение отрицательных процентных ставок не дало значительных результатов, так как рынок ссудных капиталов в этой стране был более открытый, чем в Швейцарии. Увеличение норм обязательств резервов в 1978 г. до 100%) прироста иностранных обязательств банков ФРГ дало возможность изъять 1/3 притока иностранных валют [11, с.112].

Новым явлением в послевоенный период стало межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ. Опираясь на Устав МВФ, США добивались от стран-членов отмены валютных ограничений по текущим операциям и введения обратимости валют. Но в условиях послевоенной разрухи, кризиса платежных балансов, истощения валютных резервов это требование встретило противодействие Западной Европы и Японии. Статья XIV предусматривает переходный период, в течение которого в стране сохраняются валютные ограничения.

Кроме того, Устав Фонда  предусматривает возможность и  в ряде случаев обязанность стран  вводить валютные ограничения по движению капиталов в условиях нестабильности экономики. Более того, возможность получения кредита в Фонде поставлена в зависимость от эффективности использования валютных ограничений для выравнивания платежного баланса страны. Ежегодно проводятся консультации экспертов Фонда с соответствующими странами по проблемам валютных ограничений. Это объясняется тем, что страны прибегают к таким ограничениям в целях защиты экономики от кризисных потрясений.

Валютные ограничения  препятствуют использованию национальных валют в международных расчетных, валютных и кредитных операциях и свободному обмену их на иностранные валюты. Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент (или его уполномоченный орган) ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса.

Официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на валютных счетах в банках для достижения определенных экономических или политических целей называется блокированием счетов. Эта мера применяется при валютных ограничениях и в качестве санкции к другим странам, а также по судебному иску к владельцу счета. При валютных ограничениях блокирование счетов направлено на сдерживание «бегства» капиталов за границу.

С практикой валютных ограничений связано понятие  «блокированная валюта» – валюта на счетах в банках, использование которой запрещено или ограничено органами государственной власти. По согласованию с владельцем счета при валютных ограничениях устанавливается ограниченный режим использования средств на банковском счете – клиринговом, или счете специального назначения. Для физических и юридических лиц, находящихся за пределами страны пребывания банка, вводятся внешние счета (для нерезидентов) с особым режимом использования валютных средств. В целях воздействия на курс национальной валюты, на движение капиталов процентные ставки по этим счетам дифференцируются вплоть до установления отрицательных процентов.

В первые годы после второй мировой войны только США и  Швейцария взяли обязательство поддерживать конвертируемость своих валют, т.е. свободный обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Причем конвертируемость их валют распространялась на резидентов (внутренняя) и нерезидентов (внешняя).

Внутренняя обратимость  валют дает право гражданам и  организациям данной страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений. Внешняя конвертируемость валют означает возможность для иностранных граждан и организаций свободно переводить и конвертировать средства в данной валюте. Конвертируемость валюты – необходимое условие интеграции страны во всемирное хозяйство и международное разделение труда, так как интернационализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют [12, с.136].

Частичная обратимость валют сохраняется и при валютных ограничениях. Это проявляется в наличии валютных счетов с разным режимом для резидентов и нерезидентов. Соответственно различаются дифференцированные категории банковских счетов: внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны); по двухсторонним правительственным соглашениям; блокированные; конвертируемые (полностью или частично). Валюты с промежуточным режимом обмена на иностранные денежные единицы называются частично конвертируемыми. В этом случае конвертируемость распространяется на определенных держателей данной валюты или имеет региональный характер (ограничивается определенным кругом стран, например, в валютной группировке – зоне французского франка африканские валюты свободно обмениваются на французскую).

После второй мировой  войны Великобритания заключила с рядом государств соглашения об открытии им переводных счетов, с которых фунты стерлингов переводились на счета только этих государств. В 1954 г. этот режим был распространен на все иностранные государства, что расширило сферу конвертируемости английской валюты. ФРГ (с 1954 г.), Италия, Франция (с 1957 г.), а затем и другие участники ЕПС открыли подобные счета в рамках соглашений о платежах в ограниченно конвертируемой валюте. Под давлением США некоторые страны долларовой зоны вынуждены были поддерживать конвертируемость своих валют в интересах американских инвесторов. Канада ввела такой тип обратимости в 1952 г.

Проблема восстановления конвертируемости валют Западной Европы, Японии стала фокусом, в котором сосредоточились послевоенные валютные противоречия. США настойчиво добивались введения обратимости западноевропейских валют, чтобы содействовать экспансии национальных монополий. Особенно остро стоял вопрос о восстановлении обратимости фунта стерлингов. Под натиском американского капитала Великобритания в качестве платы за заем, полученный от США в 1946 г. (3,7 млрд долл.), в июле 1947 г. восстановила свободный размен фунта стерлингов на доллары, что привело к локальному валютному кризису. Через 35 дней 21 августа 1947 г. в стране были восстановлены еще более жесткие валютные ограничения. Негативный опыт Великобритании свидетельствует о необходимости создания условий для перехода к конвертируемости валюты. Несмотря на нажим США, страны Западной Европы стали постепенно отменять валютные ограничения лишь с конца 1958 г. Этот процесс в ЕС растянулся до 1992 г. [8, с.89-90].

 

 

4 Эссе: Валютное регулирование в Китае

Валютное регулирование  в Китае.

До 1974 года курс юаня к  иностранным валютам устанавливался через фунт стерлингов, а также гонконгский доллар. Начиная с августа 1974 года, была введена ежедневная котировка юаня к доллару США и другим валютам на базе валютной корзины.

С 1994 года Китай установил  жесткую привязку юаня к доллару  в соотношении 1RMB/8,27USD. Однако мировое сообщество, в частности США, страны ЕС и Япония, настаивало на либерализации курса. По их мнению, курс юаня был существенно занижен, в результате чего китайские товары получали существенное ценовое преимущество на мировом рынке.

В июле 2005 года Народный Банк Китая отказался от привязки юаня к доллару США, а курс юаня стал определяться исходя из его отношения  к валютной корзине. В результате реформы обменного курса к  концу 2010 года юань подорожал по отношению  к доллару США на 25%, к евро – на 14%.

С конца 70-х годов с  началом рыночных экономических  реформ КНР стала быстро превращаться в одного из ведущих игроков на международной экономической сцене. Китай является одним из мировых  лидеров по темпам экономического роста. Усиливается присутствие страны на мировых товарных рынках и рынках капитала. Во второй половине 90-х годов Китай превратился в обладателя вторых по размеру в мире (после Японии) валютных резервов. В целом, за прошедшие годы страна существенно усилила свою роль в мировой экономике. Успехи КНР во многом достигнуты благодаря гибкому экономическому курсу. Его органичной частью является последовательная и достаточно эффективная валютная политика. Однако механизмы и мотивы, лежавшие в основе валютной политики государства в последние десятилетия, весьма специфичны. Зачастую они далеки от стандартных моделей и прямолинейных решений, в том числе в силу своеобразия экономических и исторических условий страны. Специфична и методика проведения экономических реформ - сугубо постепенная, взвешенная, по принципу «переходя реку, нащупывать камни под водой».

Валютная политика и  валютное регулирование в КНР  на современном этапе во многом отличается от тех образцов, которые представлены развитыми, развивающимися странами, а  также государствами с переходной экономикой. Помимо прочего, особенности китайской политики в рассматриваемой области связаны с масштабами хозяйства, наличием специальных экономических зон, Сянгана и т.д.

К настоящему времени КНР все активнее интегрируется в мировую экономику, а валютное регулирование имеет большое значение с точки зрения защиты национального рынка, являющегося одним из крупнейших в мире.

В годы рыночных реформ волны  смягчения валютной политики на одних  направлениях нередко совпадали  с усилением централизованного контроля в других сферах, отражая различия в состоянии и фазах развития китайской и мировой экономики, в том числе в периоды перегревов, низкой конъюнктуры, спадов и депрессий. Поэтому опыт валютного регулирования в Китае, который, в частности, позволил противостоять давлению финансового кризиса в Азии 1997-1998 г., сопутствуя и способствуя социально-экономическим успехам страны, приобретает важное теоретическое и практическое значение. Особую актуальность исследованию придает необходимость изучения значительных изменений в валютном положении страны, которые произошли к началу XXI века в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.) в состав единого государства, усилением экономического взаимодействия с Тайванем, резким расширением притока в КНР иностранного капитала.

Проблемы валютного  регулирования в Китае заслуживают  пристального внимания с учетом динамики развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, в котором немаловажная роль отводится валютному регулированию обеих стран и необходимости его совершенствования.

Новые правила валютного  контроля в Китае.

Согласно новой «Инструкции  по управлению валютными средствами физических лиц», вступившей в действие с 1 февраля 2007 г., физическое лицо имеет  право оперировать валютными средствами в размере 50 000 долларов США в год.

Если обороты по счету  превышают эту сумму, то необходимо предоставить обосновывающие документы  в виде договоров, контрактов или  инвойсов на оплату и разрешение, полученное в местном отделении Управления по валютному контролю. Сумма, превышающая 50 000 долларов США, должна быть конвертирована в юани и переведена на юаневый счет. Эти правила касаются как граждан Китая, так и иностранцев, проживающих в Китае. Согласно новым правилам физическое лицо может обменять юани на валюту в течение 24 месяцев с момента ее получения при предъявлении квитанций на получение валютного перевода, однако небольшие суммы в пределах 500-1000 долларов США могут быть обменены и без предъявления доказательств получения валюты при выезде заграницу.

Единовременный безналичный  валютный перевод физического лица на сумму, не превышающую 50 000 долларов США, может быть произведен на основании  документа, удостоверяющего личность, если сумма перевода превышает вышеуказанную, то необходимо предоставить обосновывающие документы. Обмен валюты можно произвести в отделениях любого крупного банка, либо в специальных обменных пунктах. Кроме того, обмен валюты могут осуществлять некоторые крупные отели, магазины и рестораны. Для обмена необходимо наличие действующего паспорта и визы. Обмен денег на улице в Китае запрещен законом.

Многие отечественные  и зарубежные авторы с некоторой  долей справедливости указывают  на то, что главной причиной сохраняющейся  устойчивости китайской экономики  и прочности ее валюты является низкий уровень финансовой либерализации в КНР. Однако, по моему мнению, только этого объяснения недостаточно. По-видимому, по-другому вряд ли могли развиваться реформы в крупнейшей стране с огромным и увеличивавшимся разнообразием социально-экономических, географических и других условий. Результатом последовательного взаимодействия разнонаправленных этапов было, тем не менее, достаточно динамичное и сбалансированное экономическое развитие. Постепенно в теории и практике китайских реформ увеличивалось число скоординированных, комплексных, многоцелевых решений и действий, этапы оживлений и зажимов начинали находить область пересечения и сочетания в реальном времени, способы продуктивного одновременного взаимодействия.

Информация о работе Рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютная политика, ее формы