Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
- раскрыть понятия дефицита и источники его финансирования
Введение 2
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов 5
1. 1. Понятие и сущность бюджета 5
1.2. Сбалансированный бюджет 7
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования 10
2. 1. Виды бюджетного дефицита, методы достижения сбалансированности бюджета 10
2. 2. Источники финансирования бюджетного дефицита 13
3. Бюджетный профицит и направления его использования 19
3.1. Причины проявления бюджетного профицита 19
3.2. Раскрытие причин появления бюджетного профицита 23
Заключение 30
Список литературы 31
Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.
Операционный дефицит
Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть:
- финансирование
- накопление в коммерческих
банках большого портфеля
- финансирование Центральным
- рефинансирование Центральным
Банком сельскохозяйственных, промышленных
и жилищных программ
Методы достижения сбалансированности бюджета.
Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов.
При его составлении применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней:
- лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельных объемов финансирования, нормативов финансовых затрат;
- создание
эффективного механизма
- совершенствование
механизма предоставления
- использование
эффективных форм бюджетных
При
формировании бюджета он
При исполнении бюджета основными методами поддержания его сбалансированности являются: установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств; использование процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств; сокращение расходов бюджета при невыполнении плана доходов; блокировка расходов при невыполнении условий, обусловивших включение их в бюджетные назначения; использование дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов; осуществление комплекса мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, а также за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. [2, с. 398 – 402]
Основным источником финансовых ресурсов для осуществления государственных расходов являются различные виды бюджетных доходов, а именно поступления от уплаты налогов, различные неналоговые платежи и сборы, безвозмездные перечисления. Однако на практике, в подавляющем большинстве случаев совокупные расходы бюджетной системы за отдельно взятый год не равны совокупным бюджетным доходам. В таком случае возникает дефицит бюджета, если расходы превысили доходы, или, в случае превышения доходов над расходами, говорят о профиците бюджета.
Когда бюджет сводится с дефицитом, т.е. суммарные доходы бюджета не покрывают суммарные расходы бюджета и остается часть расходов, не профинансированная за счет бюджетных доходов. В таком случае, денежные средства для финансирования указанной части расходов, другими словами для финансирования дефицита бюджета, привлекают или за счет выпуска государственных долговых обязательств, или за счет продажи (приватизации) государственного имущества. В первом случае происходит увеличение государственного долга, во втором - уменьшаются нефинансовые активы государства.
Здесь указано только два основных источника финансирования дефицита бюджета, однако на практике существует больше возможностей. Подробная структура источников финансирования дефицита бюджета приведена на схеме (рис.1).
Рис. 1. Схема источников финансирования дефицита бюджета
Размер дефицита государственного бюджета традиционно считается одним из основных показателей устойчивости системы государственных финансов страны. Стандартным способом измерения дефицита бюджета является представление его в долях валового внутреннего продукта страны или, другими словами, в процентах к ВВП. В Европейском союзе принято ограничение на размер дефицита государственного бюджета на уровне 3% ВВП. В целом можно считать этот уровень за своеобразную границу устойчивости бюджетной системы.
Дефицит федерального бюджета в 2009 году оказался на уровне 8,9% ВВП (3 418,8 млрд.рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах был постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году (рисунок 2). [8]
Рис. 2. Баланс федерального бюджета
Дефицит
ненефтегазового бюджета при этом будет
также сокращаться - с 15%ВВП в 2011 году до
9,8%ВВП в 2012 году. Несмотря на постепенное
снижение предполагаемого уровня бюджетного
дефицита с каждым годом все более остро
будет стоять проблема его финансирования.
В 2011 году практически весь объем дефицита
финансировался за счет средств Резервного
фонда (чистое долговое финансирование
ожидается на уровне 405,2 млрд. рублей по
сравнению с объемом дефицита 3 617,8 млрд.
рублей). Большая часть дефицита 2012 года
также финансировалась за счет средств
Резервного фонда, а также частично за
счет средств Фонда национального благосостояния.
Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена на рисунках 3, 4.
Рис. 3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд.руб.)
Рис. 4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета (% ВВП)
Динамика средств нефтегазовых фондов приведена в Таблице 1.
Таблица 1
Законами о федеральном бюджете России дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. К концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. руб. В законе о федеральном бюджете на 2003 год превышение доходов над расходами было предусмотрено в сумме 72,2 млрд. рублей, что составляет 3,1% от объема бюджетных расходов и 0,55% от валового внутреннего продукта.
Если при составлении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объем доходов оказывается выше расходов, до окончательного принятия закона о бюджете следует сократить профицит в следующей последовательности; [12]
1) уменьшить доходы от продажи
государственной или
2) направить средства на
3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить налоговые поступления в бюджет, что потребует внесения изменений в налоговое законодательство. Это, в свою очередь, будет означать уменьшение налоговой нагрузки на экономику и способствовать повышению экономической активности.
Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.
При осуществлении государством особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину это происходит знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.
Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.
При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции, будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.
Вывод: Профицит и дефицит бюджета - это бюджетный избыток или недостаток. Бюджетный дефицит (профицит) определяется следующим образом (Таблица 2):
Таблица 2
Дефицит бюджета |
= |
Заимствования |
- |
Погашения долга |
+ |
Уменьшение остатка ликвидных финансовых средств |
Профицит бюджета |
= |
Погашение долга |
- |
Заимствования |
+ |
Увеличение остатка ликвидных финансовых средств |
Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твёрдый курс на сбалансируемость бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов.
Бюджетная политика РФ до 2003 г. выполняла задачу сбережения конъюнктурных доходов с избытком, а в последующие два года – с некоторым недостатком (хотя величина структурного баланса не выходила за пределы 1 % ВВП). Расширенный бюджет до 2005 г. исполнялся со структурным профицитом, причём в среднем за 2000-2004 гг. сбережения превышали величину конъюнктурных доходов на 1,5 % ВВП. [9]