Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сбалансированности бюджета РФ.
Задачи данной темы:
- изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов;
- рассмотрение бюджетного дефицита и источников его финансирования;
- рассмотрение бюджетного профицита и направления его использования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов………………..4
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования………………...9
2.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………….9
2.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………...13
2.3. Финансирование бюджетного дефицита…………………………...15
2.4. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………17
3. Бюджетный профицит и направления его использования……………….21
3.1. Оценка бюджетного профицита………………..…………………….21
3.2. Механизм распределения профицита………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………35
- во-первых, дефицит
может возникнуть в связи с необходимостью
осуществления крупных государственных
вложений в развитие экономики. В этом
случае он отражает не кризисное течение
общественных процессов, а государственное
регулирование экономического положения,
стремление обеспечить прогрессивные
сдвиги в структуре общественного производства;
- во-вторых, дефициты возникают
в результате чрезвычайных обстоятельств
(войн, крупных стихийных бедствий и т.п.),
когда обычных резервов становится недостаточно
и приходится прибегать к источникам особого
рода;
- в-третьих, бюджетный дефицит
может отражать кризисные явления в экономике,
её развал, неэффективность финансово-кредитных
связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию
в стране.
В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
- чрезмерных государственных расходов;
- ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы;
- циклических спадов в экономике.4
Бюджетный кодекс РФ в ст. 92 устанавливает ограничения для размера утверждаемых дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утверждённого общего годового объёма доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений.
Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утверждённого общего годового объёма доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.5
Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:
1. увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);
2. увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);
3. увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;
4. увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;
5. увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;
6. сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;
7. уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;
Причин бюджетного дефицита
может быть много, например:
- спад общественного производства;
- рост предельных издержек общественного производства;
- массовый выпуск «пустых» денег;
- излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
- возросшие затраты на финансирование ВПК;
- оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
- возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведённой продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учёту.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоёмкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
2.3. Виды бюджетного дефицита
В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:
- циклический
дефицит (излишек) государственного бюджета
является результатом действия встроенных
стабилизаторов экономики. "Встроенный"
(автоматический) стабилизатор – экономический
механизм, позволяющий снизить амплитуду
циклических колебаний уровней занятости
и выпуска, не прибегая к частым изменениям
экономической политики. В качестве таких
стабилизаторов в индустриальных странах
обычно выступают прогрессивная система
налогообложения, система государственных
трансфертов (в том числе страхование
по безработице) и система участия в прибылях.
Создание эффективных систем прогрессивного
налогообложения и страхования занятости
является первоочередной задачей для
переходных экономик, где объективные
сложности стабилизационной политики
сочетаются с отсутствием адекватных
налоговых, кредитно-денежных и других
механизмов макроэкономического управления.
- структурный
дефицит (излишек) государственного бюджета
– разность между расходами и доходами
бюджета в условиях полной занятости.
- циклический
дефицит нередко оценивается как разность
между фактической величиной бюджетного
дефицита и структурным дефицитом. Оценки
структурного дефицита используются,
в основном, в индустриальных странах,
где размеры бюджетных дефицитов определяются
в большей степени циклическими колебаниями,
а не дискреционными мерами правительства.
- операционный
дефицит – общий дефицит государственного
бюджета за вычетом инфляционной части
процентных платежей по обслуживанию
государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е.
выплата процентов по ней и постепенное
погашение основной суммы долга – его
амортизация) является важной статьёй
государственных расходов.
- первичный
дефицит (излишек) государственного бюджета
– разность между величиной общего дефицита
и всей суммой выплат по долгу. Наличие
первичного дефицита является фактором
увеличения долгового бремени.
- квазифискальный
(квазибюджетный) дефицит - существующий
наряду с измеряемым (официальным) скрытый
дефицит государственного бюджета, обусловленный
квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью
государства.7
2.3. Финансирование бюджетного дефицита
При разработке стратегий бюджетно-налоговой политики необходимо оценивать возможные результаты с точки зрения динамики уровня инфляции, величины “эффекта вытеснения” и состояния платёжного баланса при сопоставлении следующих основных вариантов финансирования бюджетного дефицита:
- кредитно-денежной эмиссии (монетизации);
- долгового финансирования (внутреннего и внешнего);
- увеличения налоговых поступлений.
В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. Дефицит госбюджета, который непосредственно финансируется Центральным банком, оказывает сильное отрицательное воздействие на платёжный баланс, поскольку происходит рост предложения денег, и на руках населения накапливается избыток наличных средств.
Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ не устраняет угрозы роста инфляции, а только создаёт временную отсрочку для него. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное давление окажется слабее, чем при их размещении в Центральном банке.
В состав внутреннего долгового финансирования дефицита бюджета включаются:
- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
- бюджетные кредиты;
- кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита является наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказываться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
В состав источников внешнего долгового
финансирования дефицита бюджета включаются:
- средства, поступившие от размещения
государственных займов, которые осуществляются
путём выпуска государственных ценных
бумаг от имени государства или соответствующего
региона, номинальная стоимость которых
указана в иностранной валюте;
- кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
- прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.8
2.4. Способы покрытия бюджетного дефицита
Способов покрытия бюджетного дефицита несколько. Рассмотрим главные из них.
Первый способ сводится к тому, что его финансируют посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Такая мера создаёт видимость быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия, ибо ложится бременем на плечи населения, ведёт к резкому ускорению инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение через «дыру» в бюджете, равнозначен неполноценным деньгам, ибо не обеспечен товарной массой продуктов и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением товаров.
Второй способ связан с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к займам у Центрального банка. На первый взгляд кажется, что такая мера не сопровождается инфляцией денег, но это только кажется. Инфляция происходит и здесь, но протекает медленнее и в более цивилизованных формах. В самом деле, допустим, что правительство заняло у центральною банка n-ю сумму денег и в назначенный срок вернула банку ссуду с процентами. Но, расплатившись с банком сегодня, государство уже завтра вынуждено обратиться к нему за новыми кредитами, которые на данный момент не обеспечены товарными ценностями. В результате происходит постепенное инфляционное разбухание денежной массы.
Третий способ покрытия дефицита заключается в том, что государство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций государственного займа. Данный вид финансирования внешне не носит инфляционного характера. Объём денежных знаков не увеличивается, но дестабилизирующее действие и возможность развития инфляционных процессов очевидны. Дело в том, что выпуск облигаций и изъятие у населения денег сокращают инвестиции в экономику, ограничивают предложение товаров. Кроме того, выпуск государственных долговых обязательств сопровождается повышением процентных ставок за предоставляемые кредиты, что также ограничивает размеры инвестиций. В итоге происходит то же самое – тормозится экономическое развитие, сокращается предложение, усугубляется инфляционное неравновесие рынков. Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, является экономическим бедствием для страны.