Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сбалансированности бюджета РФ.
Задачи данной темы:
- изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов;
- рассмотрение бюджетного дефицита и источников его финансирования;
- рассмотрение бюджетного профицита и направления его использования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов………………..4
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования………………...9
2.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………….9
2.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………...13
2.3. Финансирование бюджетного дефицита…………………………...15
2.4. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………17
3. Бюджетный профицит и направления его использования……………….21
3.1. Оценка бюджетного профицита………………..…………………….21
3.2. Механизм распределения профицита………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

кр. финансы.docx

— 173.54 Кб (Скачать файл)

   И всё же, если беда случилась, и дефицит в бюджете появился, то предпочтение следует отдавать третьему способу.

 

   Проведём анализ  доходов федерального бюджета  в период 2007-2015 г.г.

 

рис. 2. Динамика доходов федерального бюджета

   Проведём анализ расходов федерального бюджета в период 2007-2015 г.г.

рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета9

   Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета в развивающихся странах служат государственные займы. Однако некоторые страны с развивающейся экономикой используют средства центральных эмиссионных банков, кредитующих государство за счёт дополнительной эмиссии денег. Финансирование дефицита государственного бюджета за счёт монетизации (эмиссии) дефицита не является наилучшим выходом из положения, так как приводит к существенному развитию инфляционных процессов, с которыми развивающиеся страны могут не справиться. Нарастание инфляционных процессов может выразиться в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что приводит к существенному снижению жизненного уровня населения и может обострить социальную напряжённость.

   По этой причине государства с развивающейся экономикой для разрешения проблемы финансового дефицита прибегают к внутренним и внешним заимствованиям.

   Выигрышным способом для развивающихся стран является внутреннее долгосрочное финансирование бюджетного дефицита. Правительство выпускает в целях финансирования облигации внутренних государственных займов, при этом погашение ранее выпущенных займов может осуществляться за счёт выпуска новых займов, т.е. за счёт рефинансирования. Происходит рефинансирование государственного долга.

Для беднейших стран внутреннее финансирование не представляется возможным, поэтому к ним применимо только внешнее долговое финансирование. Среди внешних источников главными выступают кредиты и займы, предоставляемые на базе двусторонних межправительственных соглашений или международными финансовыми организациями (Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией и Международной ассоциацией развития), а также средства частных коммерческих банков развитых стран. Для большинства развивающихся стран характерна тенденция к увеличению внешней задолженности, хотя в ряде стран преобладает внутренний долг. Ведущие методы погашения внешнего долга, применяемые международными кредиторами, - списание части долга с беднейших стран; реструктуризация внешней задолженности (продление сроков её погашения и выплаты процентов); обмен долгов на акции приватизируемых предприятий.

   Мировая практика показывает, что положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо ведёт к росту внутреннего и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определённого размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета.

   Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5% ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

3. Бюджетный профицит и направления его использования

3.1. Оценка бюджетного профицита

 

   В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами ряда лет равновесия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.

   Профицит  бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объём производства и доходы.

   Профицит можно  рассчитать по следующей формуле:

BS=t*Y-G-TR,

   где BS – бюджетный профицит;

   t – налоговая ставка;

   Y – выпуск (производство, доход);

   G – государственные закупки;

   TR – трансфертные платежи.

   Из этой формулы  мы видим, что увеличение государственных  расходов сокращает бюджетный профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

 

   Профицит бюджета при допущении полной занятости – это такой профицит бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учёт бюджетного профицита и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, можно оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для профицита бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

BS*=t * Y* - G - TR

   где BS* - профицит бюджета в условиях полной занятости$

   Y* - доход при полной  занятости.

   Разница между фактическим бюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также, что при объёмах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

   При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.

   Исходя из статьи  РБК можно смело сказать, что  профицит российского бюджета  сократился в 1,5 раза:

   «Профицит федерального бюджета РФ за январь-август 2012г., по предварительной оценке, составил 529,39 млрд руб. По итогам аналогичного периода 2011г. профицит составлял 788,7 млрд руб. Таким образом, в годовом выражении профицит бюджета сократился в 1,5 раза», говорится в материалах Министерства финансов (Минфин) России.

   Что касается августа 2012г., то федеральный бюджет, согласно предварительной оценке, был исполнен с профицитом в размере 244,3 млрд руб. (или 4,7% ВВП за месяц). При этом уточнена оценка профицита в июле 2012г. - до 14,391 млрд руб., или 0,3% ВВП, а также за I полугодие 2012г. - до 270 млрд 719,5 млн руб., или 1% ВВП.

   Первичный профицит федерального бюджета за январь-август 2012г. составил 751,03 млрд руб., или 2% ВВП. По предварительной оценке, за отчётный период в федеральный бюджет поступили доходы в сумме 8 трлн 353,81 млрд руб., или 65,9% к общему объёму доходов, утверждённому федеральным законом о бюджете. Кассовое исполнение расходов составило 7 трлн 824,42 млрд руб. (61,4% к утверждённому объему расходов и 61% к уточнённой росписи).

   При этом Федеральная налоговая служба за 8 месяцев 2012г. перечислила в бюджет 3,4 трлн руб. доходов, или 65,6% к прогнозным показателям на текущий год. Федеральная таможенная служба перечислила 4,22 трлн руб. (64,02% к прогнозу), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) - 169,07 млрд руб. (101,3% к прогнозным показателям). Другими федеральными органами было перечислено 575,10 млрд руб. доходов (75,1% к прогнозу).

   Стоит отметить, что были опубликованы данные по профициту консолидированного бюджета РФ, который «с учётом бюджетов государственных внебюджетных фондов в январе-июле 2012г. составил 1,402 трлн руб. против профицита в январе-июле 2011г. в размере 2,1 трлн руб. Таким образом, этот показатель снизился в годовом выражении в 1,5 раза», говорится в отчёте Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета. Доходы консолидированного бюджета РФ за 7 месяцев 2012г. составили 13 трлн 166,6 млрд руб., расходы - 11 трлн 764,6 млрд руб.

   Напомним, 6 июня 2012г., президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, вносящий изменения в бюджет РФ на 2012г. и снижающий дефицит с 1,5% до 0,1% валового внутреннего продукта (ВВП). Поправки, принятые Государственной думой 25 мая 2012г. и одобренные Советом Федерации 30 мая с.г., внесены в закон "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.". Поправки рассчитаны исходя из повышения прогноза по среднегодовой цене на нефть марки Urals в 2012г. со 100 до 115 долл./барр. Однако позже министр финансов РФ Антон Силуанов сообщал, что из-за наблюдающегося снижения цен на нефть дефицит бюджета по итогам текущего года может составить 1,5% ВВП».

   Так же Минфин  не исключает профицит бюджета  по итогам года:

   Минфин РФ не исключает, что по итогам 2012г. профицит бюджета будет на уровне 0,1-0,2% ВВП. Об этом сообщила журналистам первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

   "Это, скорее, называется  – возле нуля мы балансируем. Может быть, как обычно это бывает, 0,1 - 0,2. Сейчас это от многих факторов зависит", - сказала Т.Нестеренко, отвечая на вопрос журналистов о том, какой в текущем году будет примерный профицит бюджета.

   Отметим, что ранее министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что Минфин не исключает что федеральный бюджет РФ в 2012г. может быть исполнен с профицитом.

   По словам Т.Нестеренко, исполнение бюджета зависит от многих факторов: первый из них – это размер доходов, которые спрогнозировали в ведомстве. Второй фактор – это как бюджетополучатели смогут реализовать те решения, которые были приняты. Замминистра отметила, что Минфин рассчитывает, что все средства будут освоены.

   При этом она добавила, что каждый год неосвоенный остаток у нас сокращается. Она указала, что профицит бюджета может быть не только из-за экономии расходов, но и оказаться выше прогнозов. "Доходы поступают так, как они поступают. Мы их прогнозируем, они от многих факторов зависят", - сказала она.

   Т.Нестеренко подчеркнула, что сейчас происходят сдерживание поступлений активов по импорту за счёт того, что ждали, когда вступят в силу новые ставки по ВТО. Она также отметила, что предельные размеры расходов – это то, что контролируется правительством и парламентом и больше расходовать нельзя.

   Напомним, что согласно подготовленным Минфином проекту поправок, центральный бюджет на 2012г. прогнозируется с дефицитом на уровне 0,07 % ВВП».10

 

3.2. Механизм распределения  профицита

 

   В России бюджетный профицит формируется за счёт нефтегазовых доходов федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

   - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

   - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

   - вывозных таможенных пошлин на газ природный;

   - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

   Таким образом, мировые изменения цен на некоторые виды товаров и услуг могут дать стране дополнительную прибыль, исходя из которой образуется бюджетный профицит.  

   Теоретически профицит бюджета может использоваться:

   - на сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества;

   - на погашение дополнительных обязательств;

   - на увеличение расходов, в том числе за счёт передачи части доходов бюджетам других уровней;

   - на снижение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

   Профицит в российском его понимании – это не что иное, как сокрытие значительных средств, использование которых должным образом не урегулировано Бюджетным кодексом Российской Федерации. Оно противоречит основополагающим принципам функционирования бюджетной системы, поскольку использование бюджетных средств осуществляется неэффективно, приводит к «замораживанию» много миллиардных сумм и устраняет контроль со стороны налогоплательщиков за огромными финансовыми ресурсами. Иначе, профицит – это деньги граждан, налогоплательщиков, изъятые из экономики. 
   Огромный профицит, содержащийся в бюджете, означает сжатие конечного спроса, так как деньги не работают, а лежат во благо конкурентам. Роль сдерживателя роста играет именно искусственно сокращение конечного спроса вследствие профицита федерального бюджета, из-за которого экономика теряет теоретически, да и практически 3-5 рублей на рубль профицита. 
   Чем масштабнее кредитоподдерживаемые предприятия, ориентированные на конечный спрос, тем больше налогов соберут бюджеты, всякие фонды, и тем больше будет строиться, например, дорог. За счёт развязывания проблемы конечного спроса можно резко увеличить налогооблагаемую базу, повысить реальную собираемость налогов, решить проблему увеличения и наполняемости бюджета, который пока сам себе вредит.   
   Устойчивый экономический рост тесно связан с развитием инфраструктуры, без которой невозможно развивать внутреннюю торговлю, а значит, реализовать потенциал спроса и обеспечить оптимальное межрегиональное разделение труда. При этом государство сегодня является единственным субъектом, способным финансировать масштабные инфраструктурные проекты и осуществлять инвестиции в человеческий капитал (образование, здравоохранение и др.).  
   В целях совершенствования механизма формирования и использования средств, аккумулированных в бюджете в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также снижения зависимости бюджета от изменения мировых цен на нефть был создан Стабилизационный фонд как новый финансовый инструмент, обеспечивающий устойчивость бюджета в среднесрочной перспективе.  
   Стабилизационный фонд Российской Федерации — часть средств федерального бюджета, образующаяся за счёт превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учёту, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Создание стабилизационного фонда продиктовано чрезмерной зависимостью экономики Российской Федерации от мировых цен на нефть и нефтепродукты, необходимостью нейтрализации воздействия внешнеэкономической конъюнктуры на состояние финансов, бюджета, денежно-кредитной политики.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов