Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сбалансированности бюджета РФ.
Задачи данной темы:
- изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов;
- рассмотрение бюджетного дефицита и источников его финансирования;
- рассмотрение бюджетного профицита и направления его использования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов………………..4
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования………………...9
2.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………….9
2.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………...13
2.3. Финансирование бюджетного дефицита…………………………...15
2.4. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………17
3. Бюджетный профицит и направления его использования……………….21
3.1. Оценка бюджетного профицита………………..…………………….21
3.2. Механизм распределения профицита………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

кр. финансы.docx

— 173.54 Кб (Скачать файл)

   В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 гг. отмечается, что полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции. 
   К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

   Создание различного рода резервов, так или иначе, отвлекает средства из экономики и социальной сферы. В целях достижения компромисса между потребностями народного хозяйства в ресурсах и необходимостью создания некоторого объема страховочного запаса средств на случай колебания экономической конъюнктуры, а также для осуществления платежей по долгам, представляется необходимым установить в Бюджетном кодексе предельный размер планируемого профицита бюджета по отношению к общей сумме доходов, четкий порядок его использования и ту максимальную величину создаваемых за счет профицита резервов, после достижения которой прекращается их накопление.  
   Учитывая сложившуюся практику закрепления профицита в федеральном бюджете, важное значение имеет разработка законодательной базы, регулирующей сверхдоходы бюджета, поскольку в нынешних условиях отсутствие строгой регламентации приводит к разногласиям и спорам по целям и использованию накопленных ресурсов.  
   Основной вопрос состоит в следующем: как разумно распорядиться накопленными ресурсами? Очевидно, что для ответа на него необходимо оценить, насколько процентов можно снизить инфляцию за счет изъятия валютной выручки в Резервный фонд. И, в соответствии с данными оценками, принять решение по распоряжению накопленными средствами.  
   При оценке эффективности использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния необходимо обратить внимание на следующие важные моменты. Российское государство сконцентрировало огромные финансовые ресурсы в золотовалютных резервах в Стабилизационном фонде, в то время как многие отрасли, определяющие экономическую динамику страны, находятся в очень сложном положении.   
   Принимая во внимание неэффективность размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в России, накопление в них огромных сумм в условиях наличия в стране ряда острых проблем в реальном и финансовом секторах экономики, а также в социальной сфере, представляется весьма спорным с позиции экономической целесообразности. Данная ситуация, конечно, не означает, что денежные средства должны бесконтрольно и непродуманно направляться на удовлетворение всех требований отраслей реальной экономики и социальной сферы. Задача формирования государственной денежной политики состоит в подчинении принимаемых решений потребностям экономического развития, направленного на развитие конкурентных преимуществ России, её высокотехнологичного сектора, и эти решения должны базироваться на строгих расчётах . 
   Очевидно, что «замораживание» средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния представляет собой механический подход к снижению уровня инфляции без учета перспектив и потребностей инвестиционного роста в России. Аккумуляция средств в указанных фондах особенно неэффективна при существующих инвестиционных потребностях российских компаний.  
   Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могли бы дополнительно содействовать решению задачи подавления инфляции и экономического роста при условии их использования на инвестирования в те отрасли, где создались структурные дефициты (строительство, транспорт, электроэнергетика). Следует отметить, что недостаточный рост производства в таких важнейших отраслях, как электроэнергетика и промышленность, оказывают негативное воздействие на динамику ВВП и капитальных вложений, создавая при этом повышенный ценовой фон в экономике.   
 
   Следовательно, рациональное и эффективное использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на нужды российской экономики могло бы способствовать снижению инфляции в еще большей степени, создавая тем самым весьма благоприятный макроэкономический и инвестиционный климат в нашей стране.  
   При использовании средств вышеуказанных фондов на инвестиционные цели предполагается исходить из того, чтобы эффект от инвестирования средств этих фондов превысил экономическую выгоду от погашения внешнего долга, связанную с уменьшением сумм затрачиваемых на его обслуживание. 
   В то же время использование огромных финансовых резервов на создание условий для ускоренного развития научно-технического прогресса во всех сферах экономики, освоение прорывных технологий в производстве и социальной сфере привело бы к снижению издержек и серьезному дополнительному росту ВВП. 

   Самой желательной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост. Вследствие экономического роста происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объёмов продаж и, следовательно, рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению собираемости налогов, а улучшение работы государственных предприятий приносит чистый доход. Всё это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был заранее спрогнозирован, то происходит возникновение профицита, поскольку реальные доходы государства превышают запланированные расходы. Все остальные причины возникновения профицита бюджета страны приводят к недолговременной тенденции существования данного профицита, поскольку коньюктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются.

   Существование финансового  резерва в виде аналитического  показателя в составе остатков  средств федерального бюджета, определяемого  расчётным путём, принципиально  не соответствует самой идее  финансового резерва – экономического  стабилизатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Профицит бюджета за прошедшие годы был технически неизбежен, его наличие в силу общепринятых правил: выплата основной части государственного долга (его погашение) относится не к категории «расходов» (в отличие от выплаты процентов), а к платежам из «источников покрытия дефицита». И наличие профицита, показывает лишь то, что необходимые суммы займов меньше сумм погашения долга.

   То, что государственный долг падает – можно оценить как успех бюджетной политики. Но обеспечить синхронность выплат по долгу и должного размера профицита проблематично.

   Было предложено создание финансового резерва со следующими целями:

   - обеспечить сохранность бюджетных остатков (возникших как результат неожиданных профицитов последних лет);

   - обеспечить накопление резервов для платежей по долгу во время исполнения бюджета будущего года;

   - позволить Правительству  за счёт размещения средств финансового резерва или досрочных выплат по долгу оптимизировать структуру платежей.

   Первые две цели  частично могут быть достигнуты  предлагаемыми нормами. Финансовый резерв будет создан за счёт «свободных» бюджетных остатков на 1 января. Но в нормы, связанные с созданием резерва оказались включены и положения связанные с ограничением ведения части расходов в случае нехватки доходов, что снижает прозрачность бюджета. Что касается третьей цели, то она вряд ли достижима, пока ясно не определены критерии эффективности.

   К основным проблемам формирования сбалансированного федерального бюджета в области основных статей доходов являются:

   - высокий уровень косвенных (прямых) доходов;

   - низкий уровень национального дохода;

   - ухудшение социально-экономических показателей развития страны.

   Далеко не каждая страна может похвастаться таким продолжительным профицитом бюджета. Особенно при текущем финансовом кризисе в мире многие страны вынуждены смириться с сократившимися доходами.

   К положительному балансу экономики следует стремиться всем. Но не всегда это возможно осуществить в короткие сроки и экстренными мерами.

   Значение профицита бюджета очень велико – часть средств бюджета будет оставаться после его расходования, а деньги лишними не бывают – их всегда можно потратить на какие-то необходимые мероприятия, целевые программы развития и т.д. И добиться тем самым еще большей отдачи от экономики страны.

   Кроме того, профицит может использоваться в погашении госдолга страны. Это очень важно в частности для России.

   В настоящее время в РФ из-за мирового кризиса профицит прошлых лет сменился дефицитом бюджета, но сформированные запасы успешно помогают преодолевать сложную экономическую ситуацию в стране.

   С ростом цен на энергоносители, доходы страны снова начнут увеличиваться, следовательно, дефицит будет постепенно перерастать в профицит.

   Основными задачами  правительства в 2011-2012 г.г. являлись поддержание высоких темпов экономического роста, борьба с последствиями МФК, а также рост доходов населения. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, была направлена на выполнение этих задач.

   Анализируя перспективы  развития бюджетно-налоговой политики, можно сделать окончательный  вывод о перспективах налогово-бюджетной  политики и возможных путях  её осуществления в интересах  будущего развития России: главными задачами, на выполнение которых должна быть направлена активная экономическая политика государства, являются развитие и диверсификация экономики. В условиях высоких цен на нефть и профицитного бюджета следует либо снижать налоги, давая тем самым экономике возможность определить приоритеты развития посредством рыночного механизма, либо использовать накопленные в Стабилизационном фонде средства на проведение активной инвестиционной политики в инфраструктурной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19.05.2010)

   2. Сайт министерства финансов - http://www.minfin.ru/ru/

   3. Сайт Российской  газеты - http://www.rg.ru/tema/ekonomika/finansy/

   4. Сайт Президента  РФ - http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/acts/15786

   5. Сайт официальной статистики - http://www.rbc.ru/gks/

   6. Экономический словарь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/13358

   7. Булатова А.С. Мировая экономика. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007.

   8. Бюджетная система России: Учебн. для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Юнити - ДАНА, 2008. 

   9. Хейфец Б. А. Долговая политика России: актуальные проблемы // Экономика. Научный эксперт. - 2007. - № 3 - С. 37-51.

   10. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. д.э.н., профессора Сидоровича А.В.- М.: Издательство “Дело и сервис”, 1998.

1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/13358

2 http://www.gazeta.ru/financial/2012/09/24/4785549.shtml

3   Булатова А.С. Мировая экономика. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007.

 

4 Бюджетная система России: Учебн. для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Юнити - ДАНА, 2008.

5 Бюджетный кодекс РФ

6 Бюджетная система России: Учебн. для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Юнити - ДАНА, 2008.

7 Хейфец Б. А. Долговая политика России: актуальные проблемы // Экономика. Научный эксперт. - 2007. - № 3 - С. 37-51.

8 Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. д.э.н., профессора Сидоровича А.В.- М.: Издательство “Дело и сервис”, 1998.

9 http://info.minfin.ru/fbrash.php

10 http://top.rbc.ru/economics/17/11/2012/825504.shtml

 

 


Информация о работе Сбалансированность бюджетов