Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности в рыночной экономике. Для выполнения поставленной цели были сформированы и решены следующие задачи:
- изучение сущности государственного регулирования собственности и рыночной экономики
- ознакомления с системой государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
- рассмотрения проблем и перспектив государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом - государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Сущность государственного регулирования собственности и рыночной
экономики 7
1.1 Формы собственности и право распоряжения 7
1.2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 11
1.3 Возможности и необходимость государственного регулирования
рыночной экономики 21
2 Система государственного регулирования собственности и рыночной
экономики в Российской Федерации 26
2.1 Анализ государственного регулирования рыночной экономики в
Российской Федерации 26
2.2 Государственное регулирование собственности 30
2.3 Нормативное регулирование собственности в России 34
2.4 Проблемы и перспективы государственного регулирования
собственности и рыночной экономики в Российской Федерации 37
Заключение 42
Библиографический список 43

Вложенные файлы: 1 файл

гос.регул.собст.в рын.эконом.docx

— 87.57 Кб (Скачать файл)

В странах с федеративным устройством государственная собственность  делится на федеральную и субфедеральную, т. е. собственность регионов –

субъектов федерации.

Четко провести грань между  государственной и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

В заключение рассмотрения различных форм собственности нельзя выбрать лучшую или худшую форму  собственности. В действительности же, только наиболее рациональное сочетание  обеих форм собственности позволит, обеспечить в данный исторический момент и в отдаленной перспективе более  высокий уровень удовлетворения потребностей населения во благах, но обязательно с учетом индикаторов  качества жизни.

1.2 Методы государственного  регулирования рыночной экономики

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет  различные требования.

Во-первых, исключаются любые  действия государства, разрывающие  рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей,

чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок  как самонастраивающуюся систему  можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические  регуляторы не должны ослаблять или  заменять рыночные стимулы, их следует  применять по правилу «не мешай  рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

Административные  методы

Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование  рыночной экономики административными  методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются: военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают.

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т. д.

Финансовая поддержка  из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация – это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

Дотации из бюджета могут  выдаваться из средств вышестоящих  бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.

В последнее время дотации  вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов – субвенциями. Субвенция – это  фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально-государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закреплённых за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

Субсидия – особая форма  связи – финансовой и экономической- между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличии от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека5.

Во многих странах государство  использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов, ограничение роста перегруженных крупногородских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей среды, которое постоянно нарушалось как

системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.

Правовые и административные рычаги используются государством и  для вмешательства в трудовые отношения – путем создания законов  о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты. Во многих странах созданы министерства труда для надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществления посредничества в трудоустройстве, введении трудовой статистики. Существуют также специальные органы для урегулирования трудовых конфликтов, например, в США – это Национальное управление по трудовым отношениям и федеральная служба посредничества и примирения. В ряде стран существует система принудительного арбитража, например, в Австралии и Новой Зеландии. Там специальные административные органы устанавливают условия труда в обязательном порядке.

В отличии от командной экономики, в условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.

На новой основе реализуются и государственные программы. Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта.

К административным методам  государственного регулирования относят  и антимонопольные меры. Например, в США за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы, комиссии конгресса. Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том, что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так, только регулированием банков

и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа6.

Экономические методы

К ним относится бюджетное, налоговое, кредитно-денежное регулирование.

Для экономического воздействия  государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются  в госбюджете. Политика изменения  государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с  экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство  увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и  запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т. е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.

Еще одним направлением бюджетной  политики может быть увеличение или  сокращение государственных доходов  посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет.

Налоговое регулирование  включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т. д.

Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в  налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих

использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.

Экономисты вывели зависимость  между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лаффера. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30 %.

Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика - воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.

Из увеличения же денежной массы следует, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т. е. процентная ставка снижается. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно-денежной политике как о едином целом.

В этой политике важнейшее  значение имеет процентная ставка .Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, не подчиняющиеся правительству.

Тем не менее у государственных органов есть возможность воздействовать на данный процесс. Например, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которые банки могут дать взаймы. Так, если в стране экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму, тогда частные смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов, значит, и цена их, возрастет,           т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики.

Информация о работе Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации