Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности в рыночной экономике. Для выполнения поставленной цели были сформированы и решены следующие задачи:
- изучение сущности государственного регулирования собственности и рыночной экономики
- ознакомления с системой государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
- рассмотрения проблем и перспектив государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом - государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Сущность государственного регулирования собственности и рыночной
экономики 7
1.1 Формы собственности и право распоряжения 7
1.2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 11
1.3 Возможности и необходимость государственного регулирования
рыночной экономики 21
2 Система государственного регулирования собственности и рыночной
экономики в Российской Федерации 26
2.1 Анализ государственного регулирования рыночной экономики в
Российской Федерации 26
2.2 Государственное регулирование собственности 30
2.3 Нормативное регулирование собственности в России 34
2.4 Проблемы и перспективы государственного регулирования
собственности и рыночной экономики в Российской Федерации 37
Заключение 42
Библиографический список 43

Вложенные файлы: 1 файл

гос.регул.собст.в рын.эконом.docx

— 87.57 Кб (Скачать файл)

Если же, напротив, в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается. А чем выше норма обязательных резервов, тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.

Есть и другие способы  воздействия государства на частные  банки. Иногда собственных вкладов банку не хватает, чтобы дать взаймы выгодным заемщикам. Тогда банки имеют право взять кредит Центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить или повысить процентную ставку по своим займы частным коммерческим банкам, и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.

Таким образом, с помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика – кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная – кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций.

В последние десятилетия  государства осуществляют активное антимонопольное. В частности, многие страны Западной Европы устанавливают плановые ориентиры эмиссии денежной массы в зависимости от роста национального дохода – 3 - 5 % в год. Для преодоления инфляции центральные банки намечают сокращение эмиссии денег и повышения учетных ставок.

Для балансирования рынка  товаров и услуг национальной промышленности от иностранной конкуренции  используются количественные квоты  на импорт и экспорт, таможенные пошлины, экспортные субсидии,

косвенные налоги и т. д.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т. д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т. д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу  экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается  в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс  – производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение  и т. п.

Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую  свободу, вполне оправданы, если они  используются в тех случаях, когда  максимальная свобода одних субъектов  оборачивается тяжелыми потерями для  других субъектов и рыночного  хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов  эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Во-первых, жесткий государственный  контроль монопольных рынков. Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические  регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро  или лес, то никакие финансовые санкции  их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных  зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

В-третьих, разработка экологических  стандартов, гарантирующих населению  экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

В-четвертых, определение  и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения  – гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и  т. п.

В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над  импортом капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно  превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма. Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его - значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной

экономики7.

Хотя мировая хозяйственная  практика знает немало комбинаций различных  методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так  и административные) выполняют в  экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов. Предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономике.

1.3 Возможности  и необходимость государственного  регулирования

     рыночной экономики

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в  рамках общества, степени воздействия  его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих  перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономической деятельности, функционирования всей экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.

Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже  давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим  ходом развития экономики и общества в целом. По мере развития производственно-хозяйственной  деятельности возникали и обострялись  многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут  быть решены в той степени, которая  устраивала бы все общество. Рыночная экономика переросла свои изначальные  возможности по полному саморегулированию. Да и новые проблемы, возникающие  перед обществом по мере его развития, делают вопрос об участии государства  в управлении рынком практически  решенным. Поэтому споры между  специалистами идут только по поводу степени этого участия.

Изначально государственное  воздействие на экономику в условиях рынка

может быть представлено целенаправленной системой мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, реализуемой  соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших  результатов экономического и социального  развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий  деятельности отдельных экономических  субъектов или блоков экономической  системы.

Как следует из характеристики сути государственного вмешательства  в экономику и причин, объясняющих  его необходимость, присутствие  этого вторжения желательно и  даже обязательно для обеспечения  экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы  к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Решение каждой из проблем  развития социально-экономической  системы, перечисленных на первом уровне предлагаемой схемы, невозможно без  участия общегосударственных, региональных, местных органов власти. Следовательно, существует объективная необходимость  в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения, причем эта необходимость возрастает.

Однако по мере экономического и социального развития появляется и объективная возможность осуществления мер государственного регулирования экономики. Делают возможным это регулирование прежде всего все возрастающая концентрация производства и капитала, вертикальная и горизонтальная интеграция в экономике.

Экономические объекты государственного вмешательства, его масштаб и  глубина, формы воздействия на рынок  диктуются степенью общественно-политического  и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые  наблюдаются в данный период времени. Поэтому и степень развитости системы государственного участия  и регулирования рынка различается  в отдельных странах. Традиционно  сильны, например, позиции государства  в экономике некоторых западноевропейских стран (Франции, Испании, Германии, Нидерландов), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки. Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем. Принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправности всех форм собственности.

Возможности свободного рынка  не безграничны. Он не в состоянии  гарантировать решение всех социальных и экономических проблем совершенного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может  дать результата, необходимо экономическое  вмешательство государства. Даже в  стерильной экономике свободного предпринимательства  остаются, по крайней мере, три следующие  проблемы, которые не подвластны рыночному  механизму:

1) государственное регулирование внешних эффектов. Рынок охватывает не все социально-экономические отношения участников макроэкономической системы. Деятельность и производителей, и потребителей порождает внешние эффекты, которые непосредственно могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое участвует в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего сделать не может. Без участия государства здесь не обойтись. Во многих странах государство использует правовые и административные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды. Современное государство несёт ответственность за жизнь человека в условиях здоровой окружающей среды, которая постоянно нарушалась как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом;

2) государственное регулирование потребления общественных товаров.

Речь идет прежде всего о товарах и услугах коллективного пользования. Таких как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции;

3) обеспечение государством экономики нужным количеством денег. Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге получаем предоставление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два ведущих звена - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходиться даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве8.

Государство также участвует  в распределении товаров, так  как рыночное распределение не обеспечивает благосостояния всех членов общества, не гарантирует некоторый стандарт благосостояния, достойное существование. Здесь государство активно включилось в перераспределение доходов, чем  ослабило острые социальные конфликты.

Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, в рыночной экономике  неизбежна безработица. Поэтому  государство регулирует рынок рабочей  силы с целью поддержки полной занятости, сокращения безработицы.

Вмешательство государства  необходимо и в области науки  и технологий,

глубоких структурных  преобразований производства. Именно оно стимулирует научно-технический  прогресс и осуществляет структурную  политику.

Для решения региональных проблем также требуется вмешательство  государства, нужна региональная политика. Регулирование на национальном и  межгосударственном уровнях является обязательным условием эффективного развития мировой экономики.

Любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) подвержена инфляции монополизму. Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике9.

 

 

2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕН-

  НОСТИ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

2.1 Анализ государственного  регулирования рыночной экономики  в

      Российской Федерации

Информация о работе Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации