Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности в рыночной экономике. Для выполнения поставленной цели были сформированы и решены следующие задачи:
- изучение сущности государственного регулирования собственности и рыночной экономики
- ознакомления с системой государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
- рассмотрения проблем и перспектив государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом - государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Сущность государственного регулирования собственности и рыночной
экономики 7
1.1 Формы собственности и право распоряжения 7
1.2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 11
1.3 Возможности и необходимость государственного регулирования
рыночной экономики 21
2 Система государственного регулирования собственности и рыночной
экономики в Российской Федерации 26
2.1 Анализ государственного регулирования рыночной экономики в
Российской Федерации 26
2.2 Государственное регулирование собственности 30
2.3 Нормативное регулирование собственности в России 34
2.4 Проблемы и перспективы государственного регулирования
собственности и рыночной экономики в Российской Федерации 37
Заключение 42
Библиографический список 43

Вложенные файлы: 1 файл

гос.регул.собст.в рын.эконом.docx

— 87.57 Кб (Скачать файл)

В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживала один из наиболее драматичных периодов своей  истории.

Как свидетельствует мировая  практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной  структурной революцией. Суть ее заключается  в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется  вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс  передела мирового рынка, на котором  ведущими олигархами мира, и в первую очередь США - России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой  экономической системы10.

В этих условиях у России нет другого выхода, кроме создания такой экономической системы, фундаментом  которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами  хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов  построения экономических систем и  позволяет обеспечить условия возрождения  экономического потенциала страны и  создания действительно сильного государства.

Задача перехода к рыночной экономике исключительно сложная  и по ряду причин, ее не смогли решить ряд составов Правительства, возглавлявших  эту работу за последние десятилетие.

Серьезнейшие ошибки в  несбалансированности хозяйственной  самостоятельности предприятий, отдельных  предпринимателей и государственного регулирования основных функций, которые  может осуществлять только государство привели, к такому положению дел, которое

сложилось сегодня.

Кроме того в их числе: отход  от системы планирования основных материальных и финансовых потоков; развал банковской системы страны, приведшей к «игре» спекулятивного капитала, а не к  ориентации на инвестирование реальной экономики; потери позиций рубля; распад внутрихозяйственных связей; перекосы в системе приватизации, приведшие к переходу в руки узкого круга «олигархов» значительной сферы производства и ресурсов страны, совершенно не заботящихся о судьбе населения страны, а занятых в основном переводом капиталов за рубеж; потеря значительного числа рабочих мест, приведшая к массовой безработице; распад идеологии человека и переориентация его на накопительство, а не на сферу производства и т. д.11

Поскольку страна не может  оставаться в таком состоянии  длительное время, назрела объективная  необходимость переломить ход развития российской экономики, идеологии и  политики, обеспечить неуклонный рост благосостояния российского общества.

Коренной особенностью периода  перехода экономической системы  России к рыночным отношениям явился значительный спад объема промышленного  производства и обнищание основной массы населения страны.

В этой связи требуется  осуществить безотлагательные меры, которые позволят вывести экономику  страны из кризиса. Это можно осуществить  за счет целого комплекса экономических, социальных, политических подходов к  реформированию экономики.

Большое значение для эффективного функционирования экономики страны в рыночных условиях имеет правовое обеспечение беспрепятственной  реализации его принципов. В качестве важнейших функций правового  обеспечения выступает, во-первых, создание соответствующей правовой базы для  поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства: экономической свободы и ценовой конкуренции; во-вторых, определение и обеспечение «правил игры» между субъектами рыночных отношений. Экономическая свобода гарантируется основным законом страны - Конституцией.

В Конституции Российской Федерации в ст. 8.2. содержится более  общая формулировка, регламентирующая право собственности: «В Российской Федерации признаются равным образом  частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности». В  ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации «Субъекты права собственности» указанное положение статьи Конституции  РФ повторяется, но не конкретизируется.

Собственник, сохранность  капитала которого государством не гарантируется, практически не имеет возможности  использовать его по своему усмотрению, что неизбежно сказывается на эффективности его хозяйственной  деятельности. Одним из последствий  этого может быть сужение сферы  приложения капитала, что приводит к его перетеканию в те области, в которых более ли менее обеспечиваются гарантии его сохранности. Именно это  служит причиной утечки российского  частного капитала за рубеж, ограничения  области его интереса (наряду с  другими причинами) сферой обращения, откуда можно извлечь свой капитал  более оперативно, нежели из производственной сферы, в случае угрозы конфискации  или национализации. Теми же причинами  объясняется и низкая инвестиционная активность международного капитала в  России.

Логическим обрамлением  незыблемости права собственности  служит гарантирование государством соблюдения условий контрактов. В этой своей  части данная функция имеет исключительно  важное значение для рыночной экономики. Ведь не секрет, что не только, да и, пожалуй, не столько явная слабость правоохранительных органов, сколько слабая законодательная база и отсутствие действенного механизма исполнения решений арбитражных судов по хозяйственным искам в определенной мере выступают причиной

криминализации российского  бизнеса12.

Очевидно, что неукоснительное  выполнение государством данной функции  позитивно сказывается на углублении специализации и кооперации производства, расширении масштабов рынка и  углубление рыночных отношений в  целом. Поэтому последовательное выполнение российским государством на данном этапе  реформирования экономики этой важнейшей  функции, как система государственного регулирования, выступает не только непременным условием его успешного  осуществления, но и движущей силой  преодоления спада производства, его последующего подъема, экономического роста в целом.

В современной рыночной экономике  обеспечение свободной конкуренции - одна из важнейших задач государства. С этой целью во многих странах  приняты и действуют законы о  недобросовестной конкуренции, призванные гарантировать дееспособность этого  принципа, предотвратить негативные последствия недобросовестной конкуренции.

В качестве главного инструмента  реализации государством данной функции  служит антимонопольное законодательство, которое проводят в жизнь специализированные государственные структуры - Государственный  комитет по антимонопольной политике и поддержке новых хозяйственных  структур в Российской Федерации.

Многие трудности, переживаемые в настоящее время нашей страной, не в последнюю очередь вызваны  ослаблением государственной машины, недостаточной разработанностью или  практическим отсутствием законодательной, нормативно-правовой базы экономической  деятельности и соответственно государственно-административных и властных механизмов ее обеспечения. Слабость государства - главная предпосылка  слабости экономики и ее криминализации. С данной точки зрения главным  просчетом первой волны реформаторов явилось забвение или игнорирование  ими той очевидной истины, что формирование рыночных механизмов и политической демократии представляет собой двуединый процесс, в котором государство выступает в качестве главного гаранта жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы.

Возрождение реальной экономики  России - многоаспектная задача. Она включает в себя использование широкого комплекса факторов и, прежде всего, государственных, ибо без политики государства все остальные факторы не могут действовать в режиме реального времени, противоречат друг другу и порождают хаос.

Создание оптимальной  модели государственного регулирования  высокоэффективной экономикой требует  всего анализа экономики России не только как «экономической системы», а с учетом перехода к рыночным отношениям и наличия бесконечно большого количества динамично изменяющихся факторов - «социально-экономической  системы».

Важным условием создания такой системы является использование  принципа оптимальности, обладающего  гибкостью, альтернативностью правовых, административных и производственно-хозяйственных  ситуаций, в условиях которых приходится формировать стратегию планово-управленческих решений.

Главной особенностью, которая  должна быть положена в основу такой  работы, является принцип социально  ориентированного расширенного воспроизводства  отечественной экономики. Таким  образом, федеральная программа  правового совершенствования России станет важным рычагом устойчивого  роста экономики России, повышения  жизненного уровня населения страны. В то же время будут созданы  благоприятные условия для существенного  укрепления научно-технического потенциала России.

2.2 Государственное  регулирование собственности

Рыночные отношения предусматривают  функционирование предприятий и  организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют  на равных основаниях акционерные, арендные, частные,

государственные предприятия.

Собственность представляет форму отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства. Формы собственности  предполагают различные способы  распределения, обмена, потребления  материальных благ, определяют положение  определенных групп, классов в обществе. При частной собственности отношения строятся на обособленном присвоении, при общественной — на совместном присвоении.

Предприятия частного сектора  экономики различаются в зависимости: от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия; от уровня ответственности за деятельность предприятия; от способа включения  единоличных капиталов в общий  капитал предприятия.

В настоящее время в  экономике взят курс на переход к  системе, сочетающей частную, государственную  и смешанную формы собственности  на средства производства. Каждая форма  собственности по-своему приспосабливается  к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так  как рынок предполагает свободу  производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы

собственности.

Крупным шагом в этом направлении  является реализация программы разгосударствления и приватизации государственных  и муниципальных предприятий.

Разгосударствление включает в себя как приватизацию, так и  изменение функций государственного управления хозяйством. Последнее означает передачу государством функций непосредственного  управления предприятиям или их объединениям. В ходе разгосударствления предприятие  как государственный хозяйствующий  субъект обретает полную самостоятельность  и ответственность.

Приватизация — наиболее короткий путь к созданию конкурентной

среды через нивелирование  монополизма государственной собственности. Одним из критериев выбора способов приватизации стал размер предприятий.

В России до сих пор сохраняется  вера во всесилие государства, которое  может заплатить долги, повысить зарплату, поставить топливо, наладить подачу электроэнергии и т. п.

Фискальная политика держится на принуждении. В то же время российская действительность, более чем какая-либо другая, подтверждает справедливость классического тезиса: «Когда дамба  преграждает путь реке, река находит  новое русло».

Второе, альтернативное фискальному, направление государственного вмешательства — косвенное, или монетарное, регулирование. Его основа — денежное обращение и кредит. Денежно-кредитная политика призвана создавать условия, при которых свободный выбор экономического человека совпадал бы со стратегией правительства.

Над умелым, соответствующим  времени и месту сочетанием двух основных рычагов регулирования  бьется экономическая мысль и  политическая практика.

В начале 90-х гг. коммунистическое руководство страны тянуло привычную мистерию до тех пор, пока не возникли очевидные признаки голода, пока экономический «пейзаж» не стал трагическим. Пытались использовать частичные реформы.

Иностранный опыт и рецептуру  приватизации невозможно механически  переносить на российскую почву. Не следует забывать, что в США живут американцы, в Германии — немцы, в Китае — китайцы, а в России — русские; что большие масштабы страны не способствуют радикализации реформ и быстрому их осуществлению. Но зарубежный опыт, тем не менее, учит работать.

Особенностью приватизации в России является то, что перевод  предприятий в частногрупповую собственность, ее рассеивание происходят при сохранении «рыночной слепоты» значительной части директоров, почти

полном отсутствии навыков здоровой конкуренции.

Основными способами приватизации были выкуп ранее арендованного  имущества, продажа недвижимости и  акционирование. После завершения этапа  массовой приватизации на первый план выдвигаются три взаимосвязанные проблемы. Во-первых, распространяется такая форма, как приватизация по индивидуальным программам; во-вторых, весьма актуальной стала работа по повышению эффективности управления разгосударствленньши предприятиями и, наконец, в третьих вопрос о разгосударствлении земли. В этом нуждаются уже приватизированные предприятия, находящиеся на том или ином земельном участке. Они заинтересованы в применении новых технологических линий, расширении своих владений, инвестициях, уходе за территорией предприятия и т. п. А государство нуждается в дополнительных доходах.

Информация о работе Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации