Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности в рыночной экономике. Для выполнения поставленной цели были сформированы и решены следующие задачи:
- изучение сущности государственного регулирования собственности и рыночной экономики
- ознакомления с системой государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
- рассмотрения проблем и перспектив государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом - государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Сущность государственного регулирования собственности и рыночной
экономики 7
1.1 Формы собственности и право распоряжения 7
1.2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 11
1.3 Возможности и необходимость государственного регулирования
рыночной экономики 21
2 Система государственного регулирования собственности и рыночной
экономики в Российской Федерации 26
2.1 Анализ государственного регулирования рыночной экономики в
Российской Федерации 26
2.2 Государственное регулирование собственности 30
2.3 Нормативное регулирование собственности в России 34
2.4 Проблемы и перспективы государственного регулирования
собственности и рыночной экономики в Российской Федерации 37
Заключение 42
Библиографический список 43

Вложенные файлы: 1 файл

гос.регул.собст.в рын.эконом.docx

— 87.57 Кб (Скачать файл)

В книге «Россия: рождение рыночной экономики» А. Ослунд, бывший экономический советник правительства России, считает приватизацию главным достижением реформаторского курса. Разгосударствление открывает простор для развития рынка. Но применявшиеся у нас организационные формы и методики были далеки от совершенства.

Мы не можем отрешиться от старых идеологий и понять, что  приватизация по своей сути не может  быть «общенародной», хотя ее можно  сделать выгодной для общества, для  детей, стариков, инвалидов в особенности. Вместе с тем децентрализация  экономической власти позволит потеснить  российский истеблишмент, освободиться от его диктата, встать на путь демократии.

Кроме этих способов приватизации, действующее законодательство предусматривает:

- продажу долей (акций) в капитале акционерных обществ (товариществ);

- продажу имущества предприятия, сданного в аренду с правом выкупа;

- безвозмездную передачу.

Регулирование отношений  внутри государственных органов  и рынка, а также между ними осуществляется на основе некоторой  структуры общеобязательных социальных норм права. Структура права последовательно проявляет элементы, необходимые для совершения искомого действия13.

2.3 Нормативное регулирование собственности в России

Для раскрытия этого вопроса  рассмотрим основные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые  составляют основу правового регулирования  отношений собственности в нашей  стране.

К таким нормативным правовым актам следует отнести, в первую очередь, следующие: Конституция Российской Федерации; гражданский Кодекс Российской Федерации; ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Основной закон Российской Федерации наряду с другими наиболее важными сферами жизни общества и государства регулирует также  отношения муниципальной собственности. В частности, пункт 1 статьи 130 Конституции  Российской Федерации гласит: «местное самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Одним из источников, регулирующих право муниципальной собственности, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В п. 1 ст. 215 даётся определение  муниципальной собственности - «имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям» ГК РФ. В соответствии с ГКРФ, от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности участника гражданских правоотношений, в том числе права собственника могут в соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ, «органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов». Кодекс, кроме того, устанавливает закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями и учреждениями во владении, пользовании и распоряжении. В этой связи возникает такой аспект управления муниципальной собственностью, как её принадлежность муниципальным учреждениям и предприятиям на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. В первом случае предприятие значительно ограничено в осуществлении прав собственности в отношении принадлежащего ему имущества. Оно не вправе как-либо распоряжаться этим имуществом14. Также собственник (муниципальное образование), в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ, «имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении». Собственник, кроме того, решает широкий круг вопросов, как то создание предприятия, определение предмета и целей его деятельности, реорганизация и ликвидация предприятия (учреждения) и другие. Право оперативного управления даёт более широкие полномочия в отношении принадлежащего предприятию имущества в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, «казённое предприятие, а также учреждение в отношении закреплённого за ними имущества осуществляют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им». При этом собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое имущество или используемое не по назначению. Важным моментом является то, что муниципальное образование (собственник) не отвечает по своим обязательствам имуществом, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

Таким образом, анализ статей ГК РФ, касающихся отношений муниципальной собственности, показывает, что имущество муниципальных образований, принадлежащее им на праве собственности, используется не только непосредственно муниципальным образованием через созданные им органы управления. Муниципальное имущество находится в ведении созданных городским или сельским поселением юридических лиц. При этом главенствующая роль в осуществлении прав собственника остаётся за муниципальным образованием: это хорошо показано в статьях 294 - 296 ГК РФ, где описаны правомочия предприятий и учреждений в отношении принадлежащего им имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Отношения муниципальной  собственности регулируются также действующими Федеральными законами Российской Федерации. Это, Конституция РФ, которая установила, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Аналогичное положение закреплено и ГК РФ. Статьями 71 - 73 Конституции РФ определены предметы ведения, в том числе в области экономических отношений и регулирования вопросов собственности, Российской Федерации и субъектов РФ, а статьями 130 и 132 вопросы, решаемые посредством местного самоуправления. Муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления15.

Для наиболее полного изучения правовых основ управления муниципальной  собственностью необходимо рассмотреть  также Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», так как приватизация, будучи сложным и значительным процессом  «возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, в собственность физических и (или) юридических лиц», Федеральный  закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 №178-ФЗ. Ст. 1 является довольно значительным аспектом взаимоотношений муниципальных образований (через создаваемые ими органы) с физическими и юридическими лицами, действующими на данной территории и зачастую являющимися собственниками. Покупателями муниципального имущества (по сути - участниками отношений, возникающих в ходе приватизации), в соответствии с пунктом 1 статьи 5 закона, могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и других лиц (в соответствии с законом)16.

Приватизацию муниципального имущества можно проводить большим

количеством способов, основная часть которых сводится к продаже  данного имущества. При этом приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим  Федеральным законом. Федеральный  закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 №178-ФЗ п. 5 ст. 13.

2.4 Проблемы и перспективы государственного регулирования

     собственности и рыночной экономики в Российской Федерации

Рыночная экономическая  система в России сформирована лишь в самых общих чертах. Можно  констатировать наличие основных институциональных  условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования  его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику  России пока слабо соответствуют  правительственным прогнозам. Поэтому  существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры  государственного регулирования экономики, формирования целостной системы  экономических институтов рыночного  хозяйствования, модернизации институциональной  среды государственного регулирования  российской экономики, с учётом влияния  глобальных социально-экономических  факторов.

Государственное регулирование  экономики осуществляется на основе

четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что  термины «государственное регулирование  экономики» и «государственная экономическая  политика» в наше время идентичны.

Государственная экономическая  политика представляет собой основные направления деятельности государства  в сфере экономики, в то время  как государственное регулирование  экономики - деятельность государства  в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической

политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

В настоящее время отсутствует  правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать  в качестве приоритетного направления  развития законодательства (в широком  смысле слова), регулирующего отношения  в экономике. Так, например, остро  необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких  средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое  планирование и т. д.

Только после того, как  будет создана правовая основа для  эффективного применения отдельных  средств государственного регулирования, после того как будет обобщен  опыт их применения на практике, следует  вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого  акта будет выступать Предпринимательский  кодекс России, в котором будет  содержаться раздел, посвященный  государственному регулированию рынка.

Анализ отношений, возникающих  в рамках исследования проблемы

государственного регулирования  экономики, в том числе и регулирования  отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии  особенностей, специфики предпринимательских  отношений, что проявляется в  их комплексном характере. Предпринимательские  отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.

Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и  претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все

еще не сформирована.

Наиболее важными из нерешенных задач являются: преодоление кризиса  неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности; оздоровление экономического положения предприятий, в том  числе оставшихся в собственности  государства и находящихся под  его контролем, включая улучшение  управления принадлежащими государству  пакетами акций акционерных предприятий; активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки  экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности; поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны; перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля за экспортом и возвратом валюты в страну; создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных

ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности17.

Таким образом, существующая в настоящее время система  государственного регулирования носит  переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

Механизм государственного регулирования не является раз и  навсегда

данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями  технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное  регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую  энергию для углубления партнерства  и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами - здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д.

Перспективы российской экономики  связываются с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности  для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением  инфляции, а также обеспечением структурных  сдвигов в производстве и экспорте продукции.

Активизацию инвестиционного  процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъюнктуры.

Социальная и военная  реформы позволят в перспективе  сократить нагрузку на государственный  бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия  будет стимулировать экономический  рост. Это достигается тем, что  средства налогоплательщиков предоставляются  корпоративному сектору исключительно  на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой  нагрузки.

Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ  экономики. Страна достигает конкурентного  преимущества благодаря экономическим  факторам и наличию уникальных институциональных  механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, предпринимательства.

Общепризнанной задачей  правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это  позволяет повысить эффективность  производства, диктовать высокие  цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли  и отдельные территории.

Информация о работе Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации