Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:33, контрольная работа
Планирование – это получение информации о будущем; это предвидение, которое делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное – на так называемом жизненном опыте, связанными с аналогиями, приметами и т.д.; религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.
Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Какие же бывают прогнозы? Поисковый прогноз – это определение возможного положения явления в будущем; нормативный – определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель. Целевой прогноз отвечает на вопрос: что именно желательно и почему? Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать, чтобы достичь желаемого? Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту. Прогнозирование необходимо, потому что будущее необычно и эффект многих решений, принимаемых сегодня, на протяжении определённого времени не ощущаются. Поэтому точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.
Система национальных счетов (СНС) — балансовый метод взаимосвязанной комплексной характеристики экономических процессов и их результатов. Система национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Становление планирования и прогнозирования в зарубежных странах.4
1.1 Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике………………………………………………………………………….4
1.2 Методы, подходы и особенности финансового планирования и прогнозирования за рубежом………………………………………………….5
2. Система национальных счетов………………………………………………11
2.1 Понятие о системе национальных счетов………………………………….11
2.2 Основные показатели системы национальных счетов…………………..14
Заключение………………………………………………………………………16
В некоторых странах используют планы и прогнозы на составление Чрезвычайного бюджета – это бюджет, принимаемый в условиях введения чрезвычайного положения в стране, либо дополнительно к обычному бюджету, либо вместо него. Чрезвычайный бюджет составляется в основном в период войн или стихийных бедствий. Однако в некоторых странах он имел специфический характер. Так, в Бельгии до 1976 года функционировал чрезвычайный бюджет капитальных затрат, впоследствии объединенный с государственным бюджетом. В ряде африканских стран бюджеты капиталовложений (или бюджеты развития) называют чрезвычайным бюджетом. Расходы таких чрезвычайных бюджетов покрываются за счет внутренних и внешних займов и кредитов.
В странах бывшего социалистического лагеря Восточной Европы применяются самые разные методы прогнозирования и планирования. При переходе к рыночной экономике изменились сложившиеся методы прогнозирования и планирования. В основу прогноза и плана бюджетирования положена договорная система. Так, в Чехии и Словакии главным в планировании и прогнозировании является хозяйственный договор, он является основой разработки, как планов предприятий, так и государственного прогноза развития национальной экономики. В Венгерской Республике достаточно хорошо сложилась многоканальная система сбыта национального продукта, что исключает монопольное положение производителя и покупателя. Все венгерские предприятия самостоятельно заключают договоры с зарубежными покупателями, минуя внешнеторговые государственные организации, и ведут расчеты в свободно конвертируемой валюте на демократических началах. Основной задачей Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Венгрии является стратегическое прогнозирование и планирование, с целью предупреждения товаропроизводителей о перепроизводстве какого-либо вида продукции. В других странах Восточной Европы планы и прогнозы также не носят директивного характера. Также просматривается легкое государственное регулирование экономики в Венгрии и Польше.
Макроэкономические основы и внутренние ресурсы готовятся Департаментом прогнозирования.
Департамент прогнозирования состоит из пяти поддиректоратов:
-Поддиректорат макроэкономических прогнозов, которому поручено проводить прогнозирование и мониторинг, с тремя отделами: национальные прогнозы на основе модели, международные обобщения и мониторинг;
Поддиректорат макроэкономической политики – его задачей является оценка воздействия макроэкономической политики в динамике европейской интеграции и глобализации;
Поддиректорат отраслевой политики, который ставит диагноз экономической политике через отраслевой анализ;
Поддиректорат государственных финансов;
Поддиректорат социальной политики и пенсионной системы.
Помимо этого, Директорат отвечает за работу Национальной экономической комиссии и выпуск обзора «Экономика и прогнозирование». Национальная экономическая комиссия является механизмом обеспечения участия представителей научной и деловой общественности в диагностике и прогнозировании. В Комиссии 22 члена, назначаемых министром финансов.
Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно технологических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы (носящие индикативный характер) как было сказано выше. Они разрабатываются по заданию правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных производится анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации правительства, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.[1]
2 Система национальных счетов
2.1 Понятие о системе национальных счетов
Система национальных счетов (СНС) – это согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с четкими правилами ведения счетов и учета на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.
Система национальных счетов — это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование. Счета СНС представляют собой больше, чем моментальный снимок состояния экономики на некоторый момент времени, поскольку на практике счета составляются для последовательно сменяющих друг друга периодов времени, обеспечивая таким образом непрерывный поток информации, который незаменим для мониторинга, анализа и оценки экономических результатов во времени. СНС предоставляет информацию не только об экономической деятельности за тот или иной период времени, но также об уровнях активов и обязательств экономики на некоторые моменты времени и, таким образом, о богатстве жителей страны. Кроме того, СНС включает счет внешних операций, отражающий связи между национальной экономикой данной страны и остальным миром.
СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:
-измерение объемов производства за определенный промежуток времени
-выявление существующих тенденций в экономике
-организация экономической политики государства.
Система национальных счетов состоит из трех наборов счетов, каждый из которых предназначен для отражения различных аспектов процесса функционирования экономики. Это текущие счета, счета накопления и балансовые счета.
В текущих счетах отражаются операции, связанные с производством, образованием и перераспределением дохода, а также с использованием дохода, т.е. в текущих счетах СНС отражается то, что относится к операциям, завершенным в текущем отчетном периоде.
В счетах накопления отражаются операции, связанные с приобретением, использованием и выбытием объектов, которые продолжают использоваться в последующих периодах. В счетах накопления отражаются изменения в экономических активах и обязательствах.
В балансовых счетах отражаются запасы нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств, а также представляется чистое национальное богатство страны в целом или чистая стоимость капитала в отдельных секторах экономики.[5]
Целью внедрения системы национальных счетов является получение полной картины социальной и экономической деятельности в России с помощью системы взаимосвязанных счетов и таблиц по стране в целом, по секторам экономики и отраслям национального хозяйства.
Национальные счета, отражающие все фазы экономического процесса (производство, образование и распределение доходов, потребление и накопление, операции с финансовыми инструментами и т.д.), дают обобщенное представление о функционировании экономики в определенный период. Основой для построения национальных счетов России является методология, принятая в качестве международного стандарта ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом.
Концептуальной основой СНС России является «Система национальных счетов, 1993», разработанная под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам, созданной Евростатом, Международным валютным фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, ООН, Всемирным банком.
Структура Системы национальных счетов исходит из того, что каждой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.
Система национальных счетов России в настоящее время включает в себя следующие счета:
При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие.
1. Принцип двойной записи
(принцип бухгалтерского учета) -
каждая операция в СНС
2. Принцип последовательности,
соответствующий
3. Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).
4. Принцип расчетных категорий,
где речь идет о том, что
балансирующие статьи являются
прежде всего расчетными
5. Принцип формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».
Основные методологические принципы национального счетоводства обеспечивают получение на базе СНС характеристик реальной ситуации в экономике, сопоставимость получаемой информации на меж страновом и международном уровнях.[4]
Для СНС очень важно, чтобы каждому счету соответствовала своя балансирующая статья, что для наглядности представлено в таблице 1.1[6]
Таблица 1.1
Таблица счетов и балансирующих статей
Счет текущих операций |
Балансирующая статья |
Счет производства |
Валовой внутренний продукт (ВВП) (для нац. экономики) и валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики) |
Счет образования доходов |
Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы (для нац. экономики и для секторов нац. экономики) |
Счет распределения первичных доходов |
Валовой национальный доход (ВНД) (для нац. эконом.) и сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.) |
Счет вторичного распределения доходов |
Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) (для нац. экономики) и валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики) |
Счет использования доходов |
Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики) |
2.2 Основные показатели системы национальных счетов
Показатели СНС используются для описания, анализа и прогнозирования макроэкономических процессов. Важнейшими разделами СНС являются счет производства товаров и услуг, счет использования валового внутреннего продукта, счет образования доходов. Главные макроэкономические показатели системы национальных счетов, валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.
Важнейшим из всех макроэкономических показателей является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который отражает масштабы национального производства товаров и услуг в данный период. (Общепринятая в мире английская аббревиатура, обозначающая валовой внутренний продукт, - GDP, от Gross Domestic Product).
Валовой внутренний продукт (GDP) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведенной в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.