Система образования и её финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
- дать общую характеристику системе образования в РФ;
- рассмотреть основные источники финансирования образования;
- дать сравнительную характеристику расходам на образование;
- перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………..……………………………….3
Глава 1. Система образования и её финансирование……….…………………..4
1.1 Общая характеристика системы образования и источники её
Финансирования…………………………………………………………………..4
1.2. Организация финансирования расходов бюджетов на образование…………………..………………………………………………….12
Глава 2. Бюджетные средства и проблемы финансирования образования….19
2.1. Расчётные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования……………………………………………….19
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования………33
2.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…..…38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………..………………44

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы и перспективы финансирования образования в России.docx

— 68.54 Кб (Скачать файл)

Другими словами, положения законодательства РФ об образовании признают любую экономическую деятельность высшего учебного заведения, осуществляемую им в рамках его основных уставных задач, непредпринимательской и не подлежащей налогообложению никакими налогами. Но для целей налогообложения отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности. Так, согласно п/п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. При этом подчеркивается, что реализация товаров подлежит налогообложению.

Таким образом, ст. 149 НК РФ ограничивает применение льгот по НДС для государственных вузов лишь услугами в сфере образования.

Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений, в том числе образовательных учреждений, и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений.

Бюджетные образовательные учреждения освобождаются от уплаты транспортного налога.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные образовательные учреждения. Обязанность платить земельный налог возникает только в том случае, если образовательное учреждение сдает земельный участок в аренду.

Плата студентов за обучение является одним из источников внебюджетного финансирования вузов. НК РФ предусматривает возможность уменьшить налогооблагаемый доход физического лица на социальные налоговые вычеты, к которым относятся вычеты на обучение (ст. 219 НК РФ). Его могут получить налогоплательщики, у которых в течение истекшего года были расходы на обучение, а также на обучение их детей в возрасте до 24 лет не дневной форме обучение в образовательных учреждениях, в размере не более 38 000 рублей.

Особенность положений НК РФ о налоге на прибыль организаций состоит в том, что они не предусматривают существование вообще никаких налоговых льгот по этому налогу. Основные положения, призванные благоприятствовать деятельности образовательных учреждений, сосредоточены в ст. 251 НК РФ, определяющей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по указанному налогу. В частности не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

НК РФ исходит из принципа налогооблагаемости любых доходов государственных высших учебных заведений от платных услуг любого рода, в том числе образовательных. То есть, подвергаются налогообложению доходы от платных услуг и иной деятельности государственных высших учебных заведений, признаваемые в то же время в силу БК РФ доходами бюджета. Другими словами государство в некотором отношении начинает подвергать налогообложению свои собственные доходы.

Таким образом, провозглашенные законом «Об образовании» государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер. Реализующие их положения налогового законодательства позволяют облагать образовательные учреждения налогами аналогично коммерческим организациям, в том числе в части образовательной деятельности.

 

1.2. Организация  финансирования расходов бюджетов  на

образование

Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных её элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчётный счёт, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объём финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц). [7, С.34]

  В действительности  нормативы финансирования отсутствуют. Использовать бюджетные средства  по своему усмотрению бюджетные  учреждения не в праве из-за  целевого финансирования расходов  казначейством по предметным  статьям. Подавляющее большинство  дошкольных учреждений и школ  обслуживаются органами казначейства  через централизованные бухгалтерии. Параллельно с законодательством  в области образования в Российской  Федерации действует Федеральный  закон от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О  бухгалтерском учёте». Он предоставляет  руководителю право в зависимости  от объёма учётной работы сделать  выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии. Какую бы учётную политику ни избрало государственное учреждение, его производственные и хозяйственные расходы покрываются за счёт средств учредителя, доходов от собственной предпринимательской деятельности, иных внебюджетных источников. [8, С.34]

  Федеральный центр  определяет общие правовые рамки  функционирования образовательной  системы и основные ориентиры  государственной политики. Субъекты  РФ и органы местного самоуправления (ОМСУ) несут ответственность за  принятие решений, касающихся региональных  и муниципальных особенностей  системы образования.

  Следующий предмет  ведения государства и ОМСУ  – учредительство и владение  государственными и муниципальными  учебными заведениями. Как правило, учредителями государственных и  муниципальных учреждений образования  выступают органы управления, которые  по закону несут ответственность  за финансирование расходов по  выполнению государственного заказа. Государственный заказ является  одним из новых механизмов  взаимодействия в области удовлетворения  общественных потребностей и  не зависит от формы собственности  его исполнителя.

  Государственный заказ  ограничен возможностями бюджетного  финансирования и рамками государственных  стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными  органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного  финансирования и недостаточная  гибкость государственной системы  явились главными факторами создания  негосударственных образовательных  учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных  учреждений профессионального образования.

   В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» НОУ имеют право после получения государственной аккредитации на бюджетное финансирование. В мировой практике существуют страны, в которых запрещено прямое и косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве же стран имеют место промежуточные варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным структурам в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований на одного учащегося НОУ в 14 раз меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах (Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов. [9, С.4]

   Основными документами, регулирующими ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» устав разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и включающий другие правовые аспекты, является двухсторонним актом. При оформлении договорных отношений по распределению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требования к объёму и характеру работы, то права создают условия для их выполнения, а ответственность означает возможность применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счёт бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены, устанавливаются минимальные нормы наполняемости при комплектовании классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

   Учредитель берёт на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утверждённой сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельной бухгалтерии, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

  Обязанностью образовательного  учреждения является своевременное  представление учредителю программы  развития, обоснований потребности  в бюджетных средствах, а также  объёмах предполагаемого поступления  внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств  по целевому назначению и эффективное  использование закреплённых за  учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет  образовательному учреждению в  пределах выделенных средств  на оплату труда самостоятельно  устанавливать штатное расписание  и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего  характера работникам; привлекать  дополнительные источники финансирования. [7, С.34]

   Опыт дореволюционной России и современных учреждений развитых стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль за пользованием средств в интересах обучающихся возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учётом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста – на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году. В США доля бюджетного финансирования высших учебных заведений покрывает около 50% расходов.  Остальные средства учреждения собирают или зарабатывают самостоятельно.

   Широкому использованию зарубежного опыта финансового обеспечения образования в отечественной практике препятствуют экономические проблемы нашей страны и правовой популизм. Однако нельзя не признать прогрессивных тенденций, проявляющихся в упорядочении бюджетных процедур и разработке новых направлений нормирования расходов.

   Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счёт бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность учреждений.

   Суть казначейской схемы исполнения бюджета заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуг и исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счёт учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

   Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг. [7, С.34]

   Определённые трудности возникают из-за необходимости учёта средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определённой степени лишает руководителей учреждений оперативности.

Информация о работе Система образования и её финансирование