Система образования и её финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
- дать общую характеристику системе образования в РФ;
- рассмотреть основные источники финансирования образования;
- дать сравнительную характеристику расходам на образование;
- перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………..……………………………….3
Глава 1. Система образования и её финансирование……….…………………..4
1.1 Общая характеристика системы образования и источники её
Финансирования…………………………………………………………………..4
1.2. Организация финансирования расходов бюджетов на образование…………………..………………………………………………….12
Глава 2. Бюджетные средства и проблемы финансирования образования….19
2.1. Расчётные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования……………………………………………….19
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования………33
2.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…..…38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………..………………44

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы и перспективы финансирования образования в России.docx

— 68.54 Кб (Скачать файл)

  Важное значение при  планировании бюджетных средств  как по школам, так и на содержание  учреждений профессионального образования  имеет система стандартов. Образовательный  стандарт определяет обязательный  минимум содержания основных  образовательных программ, требования  к уровню подготовки выпускников, максимальный объём нагрузки  обучающихся. Одним из элементов  государственных государственных  образовательных стандартов является  базисный учебный план общеобразовательных  учреждений РФ. В нём определено  минимальное количество часов  на изучение образовательных  областей, установлена максимальная  учебная нагрузка учащихся по  классам. Этот учебный план позволяет  сохранить единое образовательное  пространство в России. На его  основе планируются расходы на  оплату труда учителей.

  Ещё один показатель, используемый в процессе планирования  расходов общеобразовательных школ, - количество педагогических ставок. Он рассчитывается на базе  двух показателей – числа часов  учебных занятий и нормы учебной  нагрузки учителей в неделю. Базисный  учебный план РФ устанавливает  предельно допустимую нагрузку  на учащихся (в часах) при пятидневной  и шестидневной учебных неделях. При пятидневной она составляет  в I – III классах – 22, в V – 28, в VI – 29, в VII – 31, в VIII – IX – 32, в X – XI - 33 часа. Норма учёбной нагрузки учителя на ставку установлена для начальной школы 20 часов в неделю, для старших классов  -18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок определяется отдельно по группам классов. При определении числа оплачиваемых часов следует иметь в виду, что в некоторых случаях занятия ведутся с классами, разделёнными на две группы учащихся (иностранные языки, трудовое обучение, физическая культура и др.). Общее число учебных занятий в неделю определяется умножением количества классов на число часов для одного класса. Количество педагогических ставок рассчитывается делением общего числа часов учебных занятий в неделю по каждой группе классов на установочную норму учебной нагрузки учителя в неделю.

  Фонд оплаты труда  учителей определяется, исходя из  количества педагогических ставок  и средней ставки учителя в  месяц по тарификации. Тарификационные  списки позволяют определить  общую сумму фонда заработной  платы учителей за один месяц. Исходя из этих данных и  зная число классов по группам  на 1 января и 1 сентября, нетрудно  рассчитать среднюю ставку учителя  в месяц и фонд заработной  платы за месяцы текущего и  нового учебного года, приходящиеся  на планируемый финансовый год. Для определения средней ставки  учителя месячный фонд оплаты  труда по каждой группе классов, установленный на базе тарификационного  списка,  делится на соответствующее  этим группам классов количество  педагогических ставок.

   Фонда оплаты труда  учебно-вспомогательного и административно-хозяйтвенного персонала определяется на основе штатного расписания и установленных должностных окладов. Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и её индивидуальных особенностей. По учреждениям, реализующим образовательные программы повышенного уровня (гимназия, лицеи), а также по школам с продлённым днём обучения в штатное расписание вводятся дополнительные должности. В дореформенный период по всем типам учреждений Министерством образования утверждались типовые штаты. В настоящее время типовые штаты отменены, однако они всё ещё служат основой для выделения средств на оплату труда. После согласования с учредителем объёма финансирования на оплату труда учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. [7, С.34]

   Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонда зазывается тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы заработной платы на установление за дополнительные виды работ (проверку тетрадей, классное руководство и т.п.) и надбавок за высокое качество работы. При исчислении надтарифного фонда оплаты труда применяется следующая методика: тарифный фонда принимается за 75%, надтарифный по школам должен составлять не более 25%. Следовательно, чтобы исчислить его объём, необходимо тарифный фонд разделить на 75 и умножить на 25. Узаконенный норматив надтарифного фонда по каждому типу учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования он составляет 10%, по дошкольным учреждениям – 12%, по школам – 25%.

  Следующей экономической  статьёй расхода по любому  учреждению бюджетной сферы являются  начисления на фонд оплаты  труда. Размер ассигнований определяется  путём умножения общего фонда  оплаты труда на установленный  правительством РФ норматив. В  настоящее время он составляет 35,8% от общего фонда оплаты  труда.

   При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников. Объём ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней посещения школьных занятий в год одним ребёнком, установленной дневной нормы питания. Кроме того, отдельно определяются расходы на питание учащихся, посещающих группы продлённого дня. Действующая в настоящее время расчётная норма расхода на бесплатные завтраки всех обучающихся составляет 1,5% от минимального размера оплаты труда. По группам продлённого дня (ГПД) бесплатные обеды предоставляются 10% контингента и льготные (половина размера стоимости питания) – 15% контингента учащихся.

   Методика исчисления затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных учреждений одинакова. Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п. Расчётный объём средств зависит от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях, как правило, коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности  и имеющим собственное печное или паровое отопление, расчёт более сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются действующие цены на него, продолжительность отопительного сезона. Как правило, расчётный объём средств по прочим и коммунальным расходам определяется, исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет. В последние годы из-за недофинансирования коммунальных расходов у учреждений образования возникает кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также следует учитывать для планирования расходов на очередной финансовый год.

  Расходы на приобретение  мягкого инвентаря планируются  только по сельским школам, в  которых имеются интернаты для  проживания учащихся, посещающих  школы, расположенные на значительном  расстоянии от места их постоянного  проживания. Более типичны эти  затраты дл дошкольных и интернатных  учреждений. Планируемые суммы осуществляются  в зависимости от наличия постельных  принадлежностей, одежды и обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично планируются расходы  на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим  оборудованием и инвентарём.

   Исчисленные учреждением объёмы необходимого бюджетного финансирования оформляются сметой доходов и расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения, соответствующие коды бюджетной классификации, приводится свод утверждённых расходов по каждой экономической статье с поквартальным распределением.

   Аналогично школам планируются расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Учреждения начального профессионального образования имеют целью подготовку работников  квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем направлениям общественно полезной деятельности. Главной задачей учреждений этого типа является создание необходимых условий для получения гражданином конкретной профессии (специализации) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определённой работы. Виды учреждений начального профессионального образования: профессиональное училище; профессиональный лицей; учебно-курсовой комбинат (пункт); учебно-производственный центр; техническая школа; вечернее (сменное) профессиональное училище. Профессиональна подготовка граждан может осуществляться также в межшкольных учебных комбинатах; в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии; в порядке индивидуальной подготовки у специалистов; в частных учебных заведениях.

   Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы), колледжи, техникумы-предприятия. Отличительной особенностью колледжа является то, что в нём обеспечивается повышенный уровень (по сравнению с техникумом) квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии  осуществляется не только образовательная, но и профессиональная деятельность в соответствии с профилем подготовки учащихся.

  Учреждения высшего  профессионального образования  призваны обеспечить потребности  личности в приобретении высшего  образования и квалификации в  избранной области профессиональной  деятельности. Этот тип учреждений  подразделяется на следующие  виды: университет – высшее учебное  заведение, деятельность которого  направлена на развитие образования, науки и культуры путём проведения  фундаментальных научных исследований  и обучения на всех уровнях  высшего, послевузовского дополнительного  образования по широкому спектру  естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академия; институт. Академия в отличие от университета осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определённой отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры.

   За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования снизилась на 20%, в то время как число студентов вузов возросло почти в полтора раза. Рост показателей по высшей шкале связан с развитием негосударственной сети учреждений и расширением приёма в государственные вузы на основе полного возмещения затрат на обучение. [7, С.34]

  Одним из важных  показателей для расчёта расходов  на профессиональное образование  служит число студентов на  одного преподавателя.

  При определении расходов  на содержание учреждений профессионального  образования шире, чем по дошкольной  и школьной сети, применяется  нормативный способ расчёта расходов. Однако при расчёте используются  не реальные нормативы финансовых  затрат, а нормативы минимальной  бюджетной обеспеченности.

   Они устанавливаются путём деления заранее определённой суммы бюджетных ресурсов на контингент обучающихся за счёт бюджетных средств. Отличительной чертой структуры расходов на профессиональное образование по сравнению с затратами на общее образование является выделение средств на обеспечение студентов стипендиями. В соответствии с законодательством учреждения среднего и высшего профессионального образования самостоятельно формируют объём стипендиального фонда и порядок его использования. Стипендии, как правило, подразделяются на академические и социальные.

   Реформа образования и введение новых принципов его финансирования в большей степени касаются высшего и среднего профессионального образования. В настоящее время намечено проведение эксперимента по отработке финансового обеспечения системы образования на основе финансовых именных финансовых обязательств (ГИФО). С помощью системы ГИФО предполагается уравнять в правах на получение бюджетного финансирования учебные заведения любой формы собственности. Считается, что новая система финансирования позволит обеспечить доступ абитуриентов к наиболее качественным и разнообразным услугам образования и повысить его доходность. Если бы государственные финансовые нормативы покрывали реальные затраты стандартного обучения, такая модель позволила бы увеличить общий объём ресурсов, направляемых на подготовку кадров.

   Внедрение ГИФО является значительным шагом на пути к нормированию средств, выделяемых на профессиональное обеспечение. Однако в современных условиях трудно обеспечить реальный выбор места учёбы, поскольку номинальная стоимость данной ценной бумаги будет значительно ниже реальных затрат на обучение одного студента. Новый способ финансирования предполагает отказ от системы постатейного планирования расходов на содержание вузов. Стоимость ГИФО будет дифференцироваться в зависимости от категории сертификата, выдаваемого выпускникам школ по результатам аттестации. В программных документах говорится, что указанная система нормативов найдёт отражение в федеральном бюджете. При этом объём расходов бюджета, предусмотренных на цели высшего и среднего профессионального образования останется без изменения.

   Рассмотрение отдельных элементов расходов по трём типам учреждений  образования показывает многогранность проблем отрасли, значительное число которых связанно с несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности государства по их осуществлению.

Информация о работе Система образования и её финансирование