Система расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
- раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
- показать его роль в системе финансовых планов страны;

Содержание

Ведение………………………………………………………………1
Глава 1 Социально-экономическая сущность и функции
федерального бюджета……………………………………………. 3
Глава 2 Расходы федерального бюджета……………………….... 5
Глава 3 Состав и структура расходов бюджета
3.1 Государственная поддержка отдельных отраслей……………
народного хозяйства… …………………………………………… 10
3.2 Финансирование социально-культурных мероприятий……. 13
3.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность.. 17
3.4 Расходы на международную деятельность и государственный
долг…………………………………………………………………. 21
3.5 Финансовая поддержка регионов……………………………...22
3.6 Расходы на управление…………………………………………25
Глава 4 Роль федерального бюджета в финансовых планах……..
страны………………………………………………………………. 27
Заключение…………………………………………………………. 30
Список используемой литературы………………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

2 курс - финансы - КР.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

1)  обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2)  функционирование федеральной судебной системы;

3)  осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4)  национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;

5)  фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6)  государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7)  государственная поддержка атомной энергетики;

8)  ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9)  исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11)  формирование федеральной собственности;

12)  обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13)  компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

14)  пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

15)  проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

16)  федеральная инвестиционная программа;

17) обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

19)  финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

20)  официальный статистический учет;

21)  прочие расходы.

Кроме того, в  соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

1. государственная  поддержка отраслей экономики  (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2. обеспечение  правоохранительной деятельности;

3. обеспечение  противопожарной безопасности;

4. научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

5. обеспечение  социальной защиты населения;

6. обеспечение  охраны окружающей природной  среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

7. обеспечение  предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий межрегионального  масштаба;

8. развитие рыночной  инфраструктуры;

9. обеспечение  развития федеративных и национальных  отношений;

10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;

11. обеспечение  деятельности средств массовой  информации;

12. финансовая  помощь другим бюджетам;

13. прочие расходы,  находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

3. Состав и структура расходов

3.1 Государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства

Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.

В последние  годы наибольшими темпами росли  расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие водных ресурсов, связь и информатику, а также транспорт. Эти средства направляются, в первую очередь, на финансирование мер по развитию соответствующих отраслей экономики, в том числе топливно-энергетического комплекса, космических исследований, сельского хозяйства, территорий и инфраструктуры и т.д.

Согласно оценкам, за 2010 год добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,2 %, и этот рост был обусловлен как благоприятной внешней конъюктурой, так и повышением внутреннего спроса. Несмотря на это в последние годы наметилось устойчивое сокращение темпов прироста добычи. Для сохранения рентабельности добычи полезных ископаемых необходимо постоянное пополнение минерально-сырьевой базы за счет вновь разведанных месторождений. На эти цели только в федеральном бюджете 2010 года было предусмотрено 18,1 млрд. руб.

Сегодняшние темпы  роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные  Энергетической стратегией России на период до 2020 года. Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов.

Для того чтобы  не допустить сдерживания экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо увеличить генерирующие мощности электростанций.

При решении этой проблемы большие надежды возлагаются на атомную энергетику. На эти цели в 2010 году выделено 18 млрд. руб.

Развитие российской экономики невозможно без создания эффективной транспортной системы. С учетом сложившейся ситуации необходимы ускоренная модернизация и разветвленность транспортной системы. Именно поэтому бюджетные расходы на эти цели увеличиваются. В 2010 году на развитие транспортной системы из федерального бюджета было выделено 181,6 млрд. руб. большая часть этих средств направляется на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям.

В бюджете, помимо расходов на дороги федерального значения, предусмотрены расходы на развитие дорожной сети внутри крупных городов. В 2011 году из федерального бюджета было потрачено 35 млрд. руб. на субсидии, связанные со строительством автомобильных дорог, бюджетам других уровней.

В бюджете также  предусмотрены ассигнования на модернизацию парка воздушных судов с целью приведения их в соответствие международным стандартам. Размер финансирования связанных с этой целью мероприятий из федерального бюджета в 2010 году составил 10,3 млрд. руб.

На развитие морского транспорта 7,3 млрд. руб. Эти средства направляются на поддержание конкурентоспособности торгового флота и морских портов. Предусмотренные меры поддержки будут способствовать повышению загруженности морских портов к 2011 году почти в 2 раза по сравнению с 2002 годом, росту российского торгового флота, причем как численности судов, так и их совокупного водоизмещения.

На развитие железнодорожного транспорта 10,8 млрд. руб., что направлено на меры по обновлению и модернизации основных фондов, повышение  инвестиционной привлекательности  железнодорожного транспорта, улучшение качества обслуживания.

В последние  годы активизировалась государственная  поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в  принятии целевых федеральных программ и национальных проектов по российским сельским территориям. Одним из приоритетных направлений поддержки и развития сельского хозяйства является сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей, повышение доступности качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания. На реализацию этих планов в 2009-2011 годах предполагается выделить из федерального бюджета 65,5 млрд. руб.

 

3.2 Финансирование социально-культурные мероприятия

Расходы на здравоохранение

Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства - обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.

Основные расходы  на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая  ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2009-2010 годах составляла не более 10,3 %. В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования до 13%.

В 2009-2011 годах здравоохранение являлось одним из приоритетов государственной политики, что выразилось в увеличении доли расходов на здравоохранение в общих расходах федерального бюджета, которая за этот период возросла более чем в 2 раза: с 6,1 % в 2009 году до 11,5 % в 2010 году.

В 2011 году в рамках проекта выделено 15,4 млрд. руб. из федерального бюджета на закупку около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.

Одной из важных задач государства является борьба с заболеваниями социально значимого характера. Из федерального бюджета на финансирование данной программы будет выделено 35,1 млрд. руб. если в предыдущие периоды ее реализации (2008-2009гг.) из федерального бюджета выделялось 18-19 % общего объема средств, то теперь предполагается тратить около 45 %.

Расходы федерального бюджета на ФЦП «Предупреждение  и борьба с социально значимыми  заболеваниями», млрд. руб.

Программа/подпрограмма

2008

2009

2010

2011

ФЦП «Предупреждение  и борьба с заболеваниями социально значимого характера»

3,3

3,4

3,6

4,3

Подпрограмма  «Туберкулез»

1,4

1,6

2

1,5

Подпрограмма  «АнтиВИЧ/СПИД»

0,13

0,19

0,79

0,85

Подпрограмма  «Онкология»

0,49

0,63

0,79

0,85

Подпрограмма  «Инфекции, передаваемые половым путем»

0,1

0,1

0,11

0,2


 

Решение демографической  проблемы также является одним из приоритетных направлений государственной  политики. В 2010 году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3 млрд. руб. С учетом расходов на материнский базовый капитал обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составляют около 165 млрд. руб. ежегодно.

 

Расходы на образование

Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных  и муниципальных учреждениях. Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Из федерального бюджета  в основном финансируются высшее профессиональное образование и  научные исследования в образовательной  сфере. В 2010 году расходы на образование увеличились на 31 % и составили 278,5 млрд. руб.

Кроме того, с 2009 года часть средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование» дополнительно направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку школьного образования.

 

Расходы на пенсионное обеспечение

В России в 2009 году насчитывалось около 38,5 млн. пенсионеров, что составляет более 27 % населения. Другими словами, благосостояние четверти населения страны напрямую зависит от системы пенсионного обеспечения. Рост расходов бюджета на выплату пенсий в 2010 году составил примерно 16,6 % как и в 2009 году. В 2010 году на выплату пенсий из пенсионного фонда РФ было направлено 1725 млрд. руб. При этом из федерального бюджета на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд. руб.

Информация о работе Система расходов федерального бюджета