Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 15:07, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
- раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
- показать его роль в системе финансовых планов страны;
Ведение………………………………………………………………1
Глава 1 Социально-экономическая сущность и функции
федерального бюджета……………………………………………. 3
Глава 2 Расходы федерального бюджета……………………….... 5
Глава 3 Состав и структура расходов бюджета
3.1 Государственная поддержка отдельных отраслей……………
народного хозяйства… …………………………………………… 10
3.2 Финансирование социально-культурных мероприятий……. 13
3.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность.. 17
3.4 Расходы на международную деятельность и государственный
долг…………………………………………………………………. 21
3.5 Финансовая поддержка регионов……………………………...22
3.6 Расходы на управление…………………………………………25
Глава 4 Роль федерального бюджета в финансовых планах……..
страны………………………………………………………………. 27
Заключение…………………………………………………………. 30
Список используемой литературы………………………………... 32
Кроме того, еще 146,6 млрд. руб. выделено на пенсии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению.
Необходимость финансирования части расходов Пенсионного фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что отчисления из фонда оплаты труда не покрывают потребности Фонда по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера.
Расходы на науку
Фундаментальные научные исследования оказывают значительное влияние на экономическое развитие страны, поэтому государство должно выступать в роли основного инвестора в этой сфере, поддерживая передовые научные школы, обеспечивая научные учреждения новыми кадрами и технической базой, а также создавая благоприятные условия для инвестиций частного бизнеса в науку.
Государственное финансирование науки составляет около 60 %, и эта доля остается относительно стабильной на протяжении нескольких лет.
В 2010 году расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные научные исследования составили 246 млрд. руб., что на 27,1 % больше, чем в предыдущем.
Большая часть ассигнований на прикладные научные исследования направляется в основном на исследования в области обороны и национальной экономики. В 2010 году на эти сферы в совокупности приходилось 90% всех расходов на прикладные научные исследования. По доле государственных расходов на научные исследования в области обороны в общем объеме расходов на научные исследования и разработки Россия прочно занимает одно из первых мест в мире.
Расходы на культуру
Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ. Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.
В 2010 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 65,2 млрд. руб., что на 27 % больше чем в 2009 году.
Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России».
За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры - государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.
Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.
В 2009 году на сохранение культурного и исторического наследия из федерального бюджета было выделено 11,9 млрд. руб., что на 16,1 % больше, чем в предыдущем году. В 2006-2010 годах должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения в 70 регионах страны.
Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который является в современном обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований.
На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год выделено 21,8 млрд. руб., что на 26,8 % больше, чем в 2009 году.
3.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность
Национальная оборона является основным и самым весомым составным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджета страны (2,6-2,8 % ВВП) составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.
Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти от поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом уровень удельных расходов на одного военнослужащего вырос более чем на 20 %, что с учетом проводимых мероприятий боевой и оперативной подготовки способствовало повышению обучаемости военнослужащих и степени слаженности соединений и воинских частей. Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. Вследствие этого широко распространено мнение о непомерном росте расходов на национальную оборону, что в свою очередь породило миф о «милитаристском бюджете» страны.
Однако при общем увеличении расходов федерального бюджета в 2010 году на 22,6 % расходы на национальную оборону возросли всего на 15,1 %, что говорит о более медленных темпах их роста по сравнению с другими разделами федерального бюджета.
Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.
Наиболее существенные расходы федерального бюджета на национальную оборону, млрд. руб.
Статьи расходов |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Военный персонал |
76,3 |
76,3 |
107,1 |
123,3 |
Гражданский персонал |
55,6 |
36,7 |
47,8 |
61,3 |
Продовольственное обеспечение |
20,0 |
17,9 |
22,0 |
23,2 |
Материально-техническое обеспечение |
61,6 |
64,8 |
85,2 |
93,8 |
Боевая подготовка |
13,5 |
13,9 |
17,0 | |
ФЦП «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы» |
7,8 |
16,7 |
16,6 |
22,8 |
Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия РФ» |
5,4 |
11,2 |
13,6 |
19,9 |
В 2010 году на нужды Министерства обороны из бюджета выделено 841 млрд. руб., причем с каждым годом все больше средств идет именно на развитие Вооруженных сил, а не на их содержание.
Значительный
объем расходов государства на
национальную безопасность
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2010году составили 10,5 % консолидированного бюджета РФ, причем 77% этих средств было потрачено из федерального бюджета, что составило 550,2 млрд. руб. Это почти 12,8 % всех расходов федерального бюджета. В расчете на одного гражданина России эти расходы составили почти 5 тыс. руб. в год.
Эти деньги идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении и незначительным изменением структуры в части увеличения долей расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, доли расходов на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего, за счет выделения бюджетных ассигнований на уровне консолидированы бюджетов субъектов РФ.
Общий объем расходов на предупреждение и раскрытие преступлений, контроль за соблюдением законности и правопорядка в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом в 2,14 раза, а к 2011 году увеличится в 2 раза.
Наиболее существенные расходы федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, млрд. руб.
Статьи расходов |
20010 |
2011 |
% |
Органы прокуратуры |
27,3 |
31,2 |
17,6 |
Органы внутренних дел |
156,7 |
178,9 |
14,2 |
Внутренние войска |
31,9 |
40,0 |
25,4 |
Органы юстиции |
28,2 |
39,6 |
40,4 |
Система исполнения наказаний |
77,6 |
91,3 |
17,7 |
Органы безопасности |
3,5 |
3,0 |
-14,3 |
Органы пограничной службы |
0,5 |
1,3 |
160,0 |
Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
11,2 |
12,9 |
14,3 |
3.4 Расходы на международную деятельность и государственный долг
Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей. Одним из источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования РФ и субъектов РФ и муниципальных образований.
Государственные заимствования представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, либо субъекта РФ как заемщика и гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
Высокие цены на энергоресурсы и продолжающийся экономический рост позволили сводить бюджет с профицитом, что снимает необходимость во внешних заимствованиях для финансирования деятельности органов власти и проведения реформ.
Высокие доходы,
получаемые от экспорта энергоресурсов,
позволяют как создавать
В 90-х годах прошлого века и начале нынешнего значительную роль в структуре внешнего долга России играли долги бывшего СССР.
На сегодняшний день долги бывшего СССР в основном либо погашены, либо конвертированы в еврооблигации (ценные бумаги, являющиеся государственными долговыми обязательствами, номинированными в иной валюте, чем валюта страны-эмитента. Достоинством еврооблигаций является их свободное обращение на финансовом рынке, что снимает зависимость эмитента от банка-кредитора или финансовой организации).
Внутренние заимствования происходят в основном за счет выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) с различной доходностью и сроками погашения. Эти облигации свободно обращаются на финансовом рынке, что делает правительство независимым от решения отдельных кредиторов. Расходы на обслуживание долга включают в себя все платежи, связанные с ним, за исключением погашения основной суммы долга. Сюда входят: процентные и другие платежи, не уменьшающие размера задолженности. Согласно оценкам, в 2010 году расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили около 163 млрд. руб., что на 40 млрд. меньше, чем в 09оду.
3.5 Финансовая поддержка регионов
Природные особенности и сложившиеся экономические реалии обуславливают неравномерное размещение производственного и ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному разрыву в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.