Система расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
- раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
- показать его роль в системе финансовых планов страны;

Содержание

Ведение………………………………………………………………1
Глава 1 Социально-экономическая сущность и функции
федерального бюджета……………………………………………. 3
Глава 2 Расходы федерального бюджета……………………….... 5
Глава 3 Состав и структура расходов бюджета
3.1 Государственная поддержка отдельных отраслей……………
народного хозяйства… …………………………………………… 10
3.2 Финансирование социально-культурных мероприятий……. 13
3.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность.. 17
3.4 Расходы на международную деятельность и государственный
долг…………………………………………………………………. 21
3.5 Финансовая поддержка регионов……………………………...22
3.6 Расходы на управление…………………………………………25
Глава 4 Роль федерального бюджета в финансовых планах……..
страны………………………………………………………………. 27
Заключение…………………………………………………………. 30
Список используемой литературы………………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

2 курс - финансы - КР.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, еще 146,6 млрд. руб. выделено на пенсии военнослужащим и  членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению.

Необходимость финансирования части расходов Пенсионного  фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что отчисления из фонда оплаты труда не покрывают потребности Фонда по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера.

 

Расходы на науку

Фундаментальные научные  исследования оказывают значительное влияние на экономическое развитие страны, поэтому государство должно выступать в роли основного инвестора в этой сфере, поддерживая передовые научные школы, обеспечивая научные учреждения новыми кадрами и технической базой, а также создавая благоприятные условия для инвестиций частного бизнеса в науку.

Государственное финансирование науки составляет около 60 %, и эта доля остается относительно стабильной на протяжении нескольких лет.

В 2010 году расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные научные исследования составили 246 млрд. руб., что на 27,1 % больше, чем в предыдущем.

Большая часть ассигнований на прикладные научные исследования направляется в основном на исследования в области обороны и национальной экономики. В 2010 году на эти сферы в совокупности приходилось 90% всех расходов на прикладные научные исследования. По доле государственных расходов на научные исследования в области обороны в общем объеме расходов на научные исследования и разработки Россия прочно занимает одно из первых мест в мире.

 

Расходы на культуру

Основные расходы  на культуру несут бюджеты субъектов РФ. Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.

В 2010 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 65,2 млрд. руб., что на 27 % больше чем в 2009 году.

Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие  расходы и федеральная целевая  программа «Культура России».

За счет текущих  расходов финансируются предприятия  и учреждения культуры - государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.

Федеральная целевая  программа «Культура России (2006-2010 годы)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.

В 2009 году на сохранение культурного и исторического наследия из федерального бюджета было выделено 11,9 млрд. руб., что на 16,1 % больше, чем в предыдущем году. В 2006-2010 годах должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения в 70 регионах страны.

Инвестирование  государства в культуру означает инвестирование в «человеческий  капитал», который является в современном  обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований.

На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год выделено 21,8 млрд. руб., что на 26,8 % больше, чем в 2009 году.

 

3.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность

Национальная  оборона является основным и самым  весомым составным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджета страны (2,6-2,8 % ВВП) составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.

Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в  бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в  государстве политику укрепления его  обороноспособности. В целом, бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти от поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом уровень удельных расходов на одного военнослужащего вырос более чем на 20 %, что с учетом проводимых мероприятий боевой и оперативной подготовки способствовало повышению обучаемости военнослужащих и степени слаженности соединений и воинских частей. Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. Вследствие этого широко распространено мнение о непомерном росте расходов на национальную оборону, что в свою очередь породило миф о «милитаристском бюджете» страны.

Однако при  общем увеличении расходов федерального бюджета в 2010 году на 22,6 % расходы на национальную оборону возросли всего на 15,1 %, что говорит о более медленных темпах их роста по сравнению с другими разделами федерального бюджета.

Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

Наиболее существенные расходы федерального бюджета на национальную оборону, млрд. руб.

Статьи расходов

2008

2009

2010

2011

Военный персонал

76,3

76,3

107,1

123,3

Гражданский персонал

55,6

36,7

47,8

61,3

Продовольственное обеспечение

20,0

17,9

22,0

23,2

Материально-техническое  обеспечение

61,6

64,8

85,2

93,8

Боевая подготовка

 

13,5

13,9

17,0

ФЦП «Переход к  комплектованию военнослужащими, проходящими  военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы»

7,8

16,7

16,6

22,8

Президентская программа «Уничтожение запасов  химического оружия РФ»

5,4

11,2

13,6

19,9


 

В 2010 году на нужды Министерства обороны из бюджета выделено 841 млрд. руб., причем с каждым годом все больше средств идет именно на развитие Вооруженных сил, а не на их содержание.

 Значительный  объем расходов государства на  национальную безопасность страны  в целом и на защиту отдельного  гражданина в частности - вынужденная,  но необходимая мера. Защита интересов  страны и защита россиян - прямая обязанность государства.

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2010году составили 10,5 % консолидированного бюджета РФ, причем 77% этих средств было потрачено из федерального бюджета, что составило 550,2 млрд. руб. Это почти 12,8 % всех расходов федерального бюджета. В расчете на одного гражданина России эти расходы составили почти 5 тыс. руб. в год.

Эти деньги идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении  и незначительным изменением структуры в части увеличения долей расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, доли расходов на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего, за счет выделения бюджетных ассигнований на уровне консолидированы бюджетов субъектов РФ.

Общий объем  расходов на предупреждение и раскрытие  преступлений, контроль за соблюдением  законности и правопорядка в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом в 2,14 раза, а к 2011 году увеличится в 2 раза.

Наиболее существенные расходы федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, млрд. руб.

Статьи расходов

20010

2011

%

Органы прокуратуры

27,3

31,2

17,6

Органы внутренних дел

156,7

178,9

14,2

Внутренние  войска

31,9

40,0

25,4

Органы юстиции

28,2

39,6

40,4

Система исполнения наказаний

77,6

91,3

17,7

Органы безопасности

3,5

3,0

-14,3

Органы пограничной  службы

0,5

1,3

160,0

Органы по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ

11,2

12,9

14,3


 

3.4 Расходы на международную деятельность и государственный долг

Расходы на международную  деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей. Одним из источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования РФ и субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственные заимствования представляют собой  займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ, либо субъекта РФ как заемщика и гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Высокие цены на энергоресурсы и продолжающийся экономический рост позволили сводить  бюджет с профицитом, что снимает  необходимость во внешних заимствованиях для финансирования деятельности органов  власти и проведения реформ.

Высокие доходы, получаемые от экспорта энергоресурсов, позволяют как создавать финансовые резервы, так и погашать задолженность, накопившуюся за годы реформ. Досрочное  погашение позволяет, во-первых, экономить  на обслуживании долга, в во-вторых, снизить зависимость от состояния мировой экономики. По оценкам Минфина, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах только Парижскому клубу кредиторов за период до 2020 года превысит 12 млрд. долл. Сэкономленные платежи планируется направлять на инвестиционную деятельность.

В 90-х годах  прошлого века и начале нынешнего  значительную роль в структуре внешнего долга России играли долги бывшего  СССР.

На сегодняшний  день долги бывшего СССР в основном либо погашены, либо конвертированы в еврооблигации (ценные бумаги, являющиеся государственными долговыми обязательствами, номинированными в иной валюте, чем валюта страны-эмитента. Достоинством еврооблигаций является их свободное обращение на финансовом рынке, что снимает зависимость эмитента от банка-кредитора или финансовой организации).

Внутренние  заимствования происходят в основном за счет выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) с различной доходностью  и сроками погашения. Эти облигации  свободно обращаются на финансовом рынке, что делает правительство независимым от решения отдельных кредиторов. Расходы на обслуживание долга включают в себя все платежи, связанные с ним, за исключением погашения основной суммы долга. Сюда входят: процентные и другие платежи, не уменьшающие размера задолженности. Согласно оценкам, в 2010 году расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили около 163 млрд. руб., что на 40 млрд. меньше, чем в 09оду.

 

3.5 Финансовая поддержка регионов

Природные особенности  и сложившиеся экономические реалии обуславливают неравномерное размещение производственного и ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному разрыву в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.

Информация о работе Система расходов федерального бюджета