Система расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
- раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
- показать его роль в системе финансовых планов страны;

Содержание

Ведение………………………………………………………………1
Глава 1 Социально-экономическая сущность и функции
федерального бюджета……………………………………………. 3
Глава 2 Расходы федерального бюджета……………………….... 5
Глава 3 Состав и структура расходов бюджета
3.1 Государственная поддержка отдельных отраслей……………
народного хозяйства… …………………………………………… 10
3.2 Финансирование социально-культурных мероприятий……. 13
3.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность.. 17
3.4 Расходы на международную деятельность и государственный
долг…………………………………………………………………. 21
3.5 Финансовая поддержка регионов……………………………...22
3.6 Расходы на управление…………………………………………25
Глава 4 Роль федерального бюджета в финансовых планах……..
страны………………………………………………………………. 27
Заключение…………………………………………………………. 30
Список используемой литературы………………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

2 курс - финансы - КР.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все регионы. В 2010 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 787,9 млрд. рублей.

Основная часть  финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.

Основным по своему значению и объемам предоставляемых  средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для  субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

В 2007 году в составе  федерального бюджета сформирован  Федеральный фонд регионального  развития в сумме 6,39 млрд. руб., что  примерно в 2,4 раза выше уровня предыдущих годов. Предоставление субсидий из фонда осуществляется субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского, около 69 регионов.

Фонд софинансирования социальных расходов образован для  оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс программы, включающие в себя обязательства в сфере бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций.

Особое место  в системе финансовой поддержки  регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения. В 2010 году Фонд компенсаций составит 158,15 млрд. руб.

Сложившаяся система  межбюджетных отношений часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации доходов в федеральном уровне и необоснованного распределения дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования испытывают серьезные финансовые затруднения с выполнением своих функций, федеральный центр формирует свой бюджет с профицитом.

Не вызывает сомнения и тот факт, что методика распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ закладывает неверную систему стимулов, поскольку не мотивирует регионы к расширению собственной доходной базы.

Однако необходимо признать, что в значительной части  эти проблемы обусловлены чрезвычайно  неравномерным распределением доходного потенциала между субъектами РФ, не позволяющим отказаться от высокой доли изъятия доходов у относительно богатых регионов с последующим перераспределением в пользу относительно бедных. В этой связи пересмотр административно-территориального деления России с целью, в том числе, снижения количества глубоко дотационных субъектов РФ является исходной предпосылкой для качественного улучшения межбюджетных отношений.

 

3.6 Расходы на управление

Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:

- На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;

- На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;

- На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;

- На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;

- Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Наличие специфической  управленческой деятельности государства  и выполнение им хозяйственно-организаторской  функции вызывают к жизни расходы  федерального бюджета на управление. Эти расходы являются материально-финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки их результативности, с другой.

Расходы федерального бюджета на управление включают в  себя затраты на содержание:

· законодательных  органов;

· правительства  страны;

· законодательных  органов и правительств субъектов  федерации;

· местных органов  власти и управления;

· органов правопорядка;

· органов судопроизводства и прокуратуры.

Бюджетные расходы  на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также  и в децентрализованном порядке  путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий и организаций. Однако фактически расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств также создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п.

Любому государству  необходимо совершенствовать свою организационную  форму управления экономической  и социальной сферой, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы.

Управление  государством финансируется за счет ассигнований, направляемых на решение общегосударственных вопросов.

Это примерно соответствует  аналогичным долям расходов в  бюджетах таких стран, как Япония, США, Германия и Франция (в среднем 13-15 %). В последнее время эта  доля расходов бюджета повсеместно  снижается, например, за счет перераспределения  бюджетных средств в пользу приоритетных, социально значимых инициатив.

Наиболее существенные статьи расходов на общегосударственные  вопросы в федеральном бюджете  в 2009-2010 гг., млрд. руб.

Статьи расходов

2009

10

Расходы, всего

3514,3

4281,3

Общегосударственные вопросы

500,9

529,7

Судебная система

42,4

59,7

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых таможенных органов  и органов надзора

82,1

120,3

Международные отношения и международное сотрудничество

28,5

36,1

Государственный материальный резерв

22,1

42,2

Фундаментальные исследования

32,0

42,6

Обслуживание  государственного и муниципального долга

208,3

169,1

Другие общегосударственные  вопросы

68,7

39,0


 

Далеко не все  расходы, проходящие по разделу «Общегосударственные вопросы», в равной степени относятся  к затратам на финансирование государственного управления и местного самоуправления. В федеральном бюджете объем расходов на государственное управление и местное самоуправление по сравнению с расходами в бюджете расширенного правительства 108,9 млрд. руб. и 139,1 млрд. руб. соответственно.

 

4. Роль бюджета в финансовых планах страны

По своей  внешней форме Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть  финансовых ресурсов всех субъектов  и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования - временно свободные средства бюджета.

В процессе составления  основного финансового плана  государства Федеральный бюджет материализуется - воплощается в  централизованный фонд денежных средств  государства.

В нем концентрируются  денежные ресурсы предприятий, организаций  и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные  нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма  и материальное воплощение - лишь внешние  признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность объективных  денежных отношений, возникающих при  образовании, расходовании и использовании  основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс  образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Главные функции  Федерального бюджета - перераспределение  национального дохода и ВВП, государственное  регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

Роль Федерального бюджета заключается в том, что  по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики  трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны  хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.

Информация о работе Система расходов федерального бюджета