Финансовый
контроль выполняет следующие задачи:
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.
Важную
роль в обеспечении качества финансового
контроля играет уровень организации
учета в стране – бухгалтерского,
бюджетного, налогового. Отчетная документация
– главный объект финансового
контроля. Успешное и эффективное
проведение финансового контроля зависит
от уровня организации и видов
контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости
от субъектов контроля, осуществляющих
финансовый контроль, различают следующие
его виды:
- общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
- ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
- внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;
- общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
- независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.
К методам
финансового контроля относятся:
- Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
- Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.
- Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
- Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
- Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
Контроль
осуществляют законодательные органы
власти, исполнительные органы управления,
финансовые, налоговые и кредитные
учреждения, страховые организации,
госкомитеты, министерства и ведомства;
финансовые службы предприятий, организаций
и учреждений.
Министерство финансов и другие ведомства управления финансами.
Основные
положения и сущность функций
и задач МФ РФ, а также МНС
РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь
попытаемся раскрыть механизм реализации
этих функций и задач.
Деятельность
Министерства финансов РФ определяется
и регулируется положением "О
Министерстве финансов" утвержденным
постановление Правительства РФ.
Согласно
положению МФ РФ издает в пределах
своей компетенции на основе законодательства
РФ приказы, инструкции и иные нормативные
правовые акты.
Минфин
проводит в своей компетенции
комплексные ревизии и тематические
проверки поступлений и расходования
средств федерального бюджета; контролирует
в установленном порядке рациональное
и целевое использование средств
государственных внебюджетных фондов
и других федеральных средств. Также
органы министерства проводят документальные
проверки финансово-хозяйственной деятельности
организаций по заданиям правоохранительных
органов, организуют ревизии и финансовые
проверки в организациях по обращениям
органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления.
Министерство
финансов имеет право:
- ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;
- взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;
- выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;
- предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;
- осуществлять лицензионную деятельность.
В соответствии
с положением Министерство финансов
для осуществления своих полномочий
может создавать в установленном
порядке свои территориальные органы.
Центральный
аппарат Министерства финансов включает
следующие подразделения:
- Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.
- Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.
- Департамент межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации.
- Департамент управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.
- Департамент управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение.
- Департамент аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.
- Департамент бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.)
- и другие департаменты.
В составе
Министерства финансов на основании
Указа президента РФ "О Федеральном
казначействе", Постановления Правительства
РФ "О Федеральном казначействе
Российской Федерации", утвердившим
Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое
представляет собой единую централизованную
систему.
Структура
территориальных органов казначейства
является трехуровневой:
- Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.
- Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.
- Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.
Исполнение
бюджетов органами федерального казначейства
происходит на основании закона о
федеральном (или иного уровня) бюджете
на соответствующий год и представляет
собой два параллельно осуществляемых
процесса: исполнение бюджета по доходам
и исполнение бюджета по расходам.
Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением
налогового законодательства РФ, правильностью
исчисления, полнотой и своевременности
внесения в соответствующий бюджет налогов
и других обязательных платежей, а также
за соблюдением валютного законодательства.
Деятельность
налоговых органов регламентируется
и определяется на основании закона
"О налоговых органах РФ"
и Налогового кодекса.
Задачи
контроля со стороны налоговых органов:
- Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
- Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.
Налоговые органы обязаны
вести в установленном порядке
учет налогоплательщиков, проводить
разъяснительную работу по применению
налогового законодательства, информировать
налогоплательщиков о действующих
налогах и сборах; обязаны осуществлять
возврат или зачет излишне
уплаченных и взысканных сумм налогов
пеней и.
Налоговые
органы вправе:
- Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам, возникающим при проверках.
- Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан.
- Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.
- Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей.
- Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
- Взыскивать недоимки и пени по налогам.
- Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
- Налагать административные штрафы.
МНС РФ является органом
валютного контроля и выполняет
функции, связанные с осуществлением
им валютного контроля.
Налоговые
органы несут ответственность за
полный и своевременный учет всех
налогоплательщиков.
Единая
централизованная система налоговых
органов состоит из Министерства
Российской Федерации по налогам
и сборам и его территориальных
органов.
МНС РФ подчиняется
Президенту РФ и Правительству РФ.
Управления
МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют
руководство территориальными государственными
налоговыми инспекциями. И обеспечивают
через них решение задач налоговых
органов. Также УМНС занимается контролем
крупных налогоплательщиков имеющих
межрегиональную структуру.
Территориальные
государственные налоговые инспекции
(ТГНИ) осуществляют непосредственную
работу с налогоплательщиками. Проводят
камеральные проверки (на основании
отчетных данных предприятий и поступивших
отчетов по налогам по налогам), документальные
(с выходом на предприятие, не реже
одного раза в год), комплексные –
проверяются все стороны деятельности
предприятия, тематические.
Методы
проведения проверок: сплошной, выборочный,
формальный, арифметический, встречные
проверки.
Федеральные органы налоговой полиции выполняют
свои функции по предупреждению, выявлению,
пресечению и расследованию нарушений
законодательства о налогах и сборах,
являющихся преступлениями или административными
правонарушениями, а также иные функции,
возложенные на них законом РФ "О федеральных
органах налоговой полиции".
Органы
налоговой полиции полномочны:
- производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;
- по запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции"
Однако,
в связи с реформами, производимыми
в настоящее время в России,
в структуре органов управления
финансами так же произошли изменения.
В частности, были упразднены Министерство
по налогам и сборам и налоговая
полиция. Функции ФНСП будут переданы
МВД, то есть в системе министерства
будет создана Федеральная служба
по борьбе с экономическими и налоговыми
преступлениями. Естественно, что в
связи с переходом функций
изменится и нормативно-правовая
база, так как у МВД и ФСНП
несколько разные функции и полномочия.
После внезапного упразднения налоговой
полиции резко усилились разговоры
о реформировании Министерства РФ по
налогам и сборам. Возможно, это
министерство преобразуют в отдельную
службу или произойдет слияние с
другим ведомством. Например, с Минфином,
при котором будет образован
соответствующий комитет или
департамент.