Система управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи. Во-первых, прежде чем проанализировать практическую реализацию идеи управления финансами РФ, необходимо будет определиться с основными теоретическими разработками по данной проблеме. Во-вторых, следует проанализировать правовое положение по тем органам, которые осуществляют управление финансами в РФ. В-третьих, необходимо будет определить особенности организации управления финансами. И, наконец, в-четвертых, проведем анализ современного состояния органов управления финансами в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Объекты и субъекты управления.
1.1.Объекты управления…………………………………………………………..4
1.2.Субъекты управления……………………………….......................................10
1.3.Основные методы и формы управления финансами……………………….12
2. Министерство финансов и другие ведомства управления финансами……19
3. Финансовый механизм. ………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
Список использованных источников литературы……………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

Финансовый  контроль выполняет следующие задачи:

  • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную  роль в обеспечении качества финансового  контроля играет уровень организации  учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового  контроля. Успешное и эффективное  проведение финансового контроля зависит  от уровня организации и видов  контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости  от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие  его виды:

  • общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
  • ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными   управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
  • внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;
  • общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
  • независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

К методам  финансового контроля относятся:

  • Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
  • Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.
  • Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
  • Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
  • Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Контроль  осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные  учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций  и учреждений.

  1. Министерство финансов и другие ведомства управления финансами.

 

Основные  положения и сущность  функций  и задач МФ РФ, а также МНС  РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач.

Деятельность  Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О  Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ.

Согласно  положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные  правовые акты.

Минфин  проводит в своей компетенции  комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование  средств  государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также  органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти  и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство  финансов имеет право:

  • ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;
  • взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;
  • выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;
  • предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;
  • осуществлять лицензионную деятельность.

В соответствии с положением  Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном  порядке свои территориальные органы.

Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения:

  1. Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.
  2. Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.
  3. Департамент межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации.
  4. Департамент управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.
  5. Департамент управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение.
  6. Департамент аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.
  7. Департамент бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.)
  8. и другие департаменты.

В составе  Министерства финансов на основании  Указа президента РФ "О Федеральном  казначействе", Постановления Правительства  РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим  Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.

Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:

  1. Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.
  2. Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.
  3. Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.

Исполнение  бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о  федеральном (или иного уровня) бюджете  на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам  и исполнение бюджета по расходам.

 

Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

Деятельность  налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и Налогового кодекса.

Задачи  контроля со стороны налоговых органов:

  1. Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
  2. Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

Налоговые органы обязаны  вести  в установленном порядке  учет налогоплательщиков, проводить  разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне  уплаченных и взысканных сумм налогов  пеней и.

Налоговые органы вправе:

  1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам, возникающим при проверках.
  2. Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан.
  3. Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.
  4. Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей.
  5. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  6. Взыскивать недоимки и пени по налогам.
  7. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
  8. Налагать административные штрафы.

МНС РФ является органом  валютного контроля и выполняет  функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.

Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.

Единая  централизованная система налоговых  органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам и его территориальных  органов.

МНС РФ подчиняется  Президенту РФ и Правительству РФ.

Управления  МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых  органов. Также УМНС занимается контролем  крупных налогоплательщиков имеющих  межрегиональную структуру.

Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании  отчетных данных предприятий и поступивших  отчетов по налогам по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные –  проверяются все стороны деятельности предприятия, тематические.

Методы  проведения проверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные  проверки.

 

Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

Органы  налоговой полиции полномочны:

  1. производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;
  2. по запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
  3. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции"

Однако, в связи с реформами, производимыми  в настоящее время в России, в структуре органов управления финансами так же произошли изменения. В частности, были упразднены Министерство по налогам и сборам и налоговая  полиция. Функции ФНСП будут переданы МВД, то есть в системе министерства будет создана Федеральная служба по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. Естественно, что в  связи с переходом функций  изменится и нормативно-правовая база, так как у МВД и ФСНП несколько разные функции и полномочия. После внезапного упразднения налоговой  полиции резко усилились разговоры  о реформировании Министерства РФ по налогам и сборам. Возможно, это  министерство преобразуют в отдельную  службу или произойдет слияние с  другим ведомством. Например, с Минфином, при котором будет образован  соответствующий комитет или  департамент.

Информация о работе Система управления финансами