Система управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи. Во-первых, прежде чем проанализировать практическую реализацию идеи управления финансами РФ, необходимо будет определиться с основными теоретическими разработками по данной проблеме. Во-вторых, следует проанализировать правовое положение по тем органам, которые осуществляют управление финансами в РФ. В-третьих, необходимо будет определить особенности организации управления финансами. И, наконец, в-четвертых, проведем анализ современного состояния органов управления финансами в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Объекты и субъекты управления.
1.1.Объекты управления…………………………………………………………..4
1.2.Субъекты управления……………………………….......................................10
1.3.Основные методы и формы управления финансами……………………….12
2. Министерство финансов и другие ведомства управления финансами……19
3. Финансовый механизм. ………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
Список использованных источников литературы……………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

 

 

                          3.Финансовый механизм.

 

 

 В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. 

   Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма. 

    Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.  

   Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

  • финансовое планирование и прогнозирование;
  • финансовые показатели, нормативы и лимиты;
  • управление финансами;
  • финансовые рычаги и стимулы;
  • финансовый контроль;

 

    В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.   

   Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности. 

   Таким образом можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.  

   Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм. 

   В более узком смысле финансовый механизм можно определить как  действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. 

   Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма. 

   Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма, как пять взаимосвязанных элементов:

  • финансовые методы;
  • финансовые рычаги;
  • правовое обеспечение;
  • нормативное обеспечение;
  • информационное обеспечение.

 

    Рассмотрим подробнее данные элементы. 

   Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. 

   Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.  

   Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.  

   Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п. 

   Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.  

   Другие авторы трактуют понятие финансового механизма предприятия в другом аспекте. Рассмотрим подробнее данную точку зрения. 

   Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.  

   В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:  

   1. Система регулирования финансовой деятельности включает:

  • Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).
  • Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
  • Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.

 

    2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

  • Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.
  • Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.
  • Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.
  • Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.
  • Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).

 

    3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:

  • Цену.
  • Процент.
  • Прибыль.
  • Амортизационные отчисления.
  • Чистый денежный поток.
  • Дивиденды.
  • Синергизм.
  • Пени, штрафы, неустойки.
  • Прочие экономические рычаги.

 

    4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

  • Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).
  • Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
  • Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
  • Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).
  • Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
  • Прочие виды финансовых инструментов.

 

    На основе всего изложенного можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.

 

 

 

 

 

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление финансами является составной частью общей системы  управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование  системы отношений, призванных нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые для  социально-экономического развития общества. Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости  национальной валюты, в сочетании  экономических интересов государства  и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами  выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое  устанавливает общие принципы, правила  и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной  политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной  политики в Российской Федерации; и  управление финансами отдельных  субъектов управления.

В новых условиях хозяйствования и  становлении рыночных отношений  в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное  управление ресурсами предприятий  различных форм собственности.

Место государства в рыночной экономике  не является раз и навсегда заданным. От того, какую часть ВВП расходует  государство, во многом зависит процветание  и развитие страны. Но и здесь  среди экономистов нет единства. Одни убеждены: чем больше эта часть, тем лучше. Другие придерживаются противоположного мнения.

Между тем даже то, что бюджетные  средства распределяют государственные  чиновники (которые не рискуют своими деньгами, как частные владельцы), неизбежно снижает эффективность  производства (не говоря уже о том, что деньги имеют обыкновение "прилипать" к рукам). А при низкой эффективности  производства сокращаются инвестиции в дальнейшее развитие - следовательно, ограничиваются возможности экономического роста.

Увеличение налоговых изъятий, государственных расходов, бюджетного дефицита на 1% ВВП при прочих равных условиях приводит к снижению экономического роста (или увеличению экономического спада) и снижению уровня потребления  также примерно на 1%, - утверждают одни эксперты. Другие им возражают: поскольку  часть государственных расходов (на мирную науку, образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры) способствует экономическому росту, значит - чем "больше" государство в этой части, тем  лучше.

Однако есть исторический прецедент. Стремясь догнать развитые страны, Япония по настоянию победивших в  войне и по своей воле резко  сократила государственные расходы - с 30% в 1938 г. до 19,8% в 1950 г. (ограничение  военных расходов было даже записано в конституции). Результат известен всему миру: если в 1950 г. ВВП на душу населения в Японии был в 3 раза меньше, чем во Франции, в 4 раза меньше, чем в Великобритании, в 6 раз меньше, чем в США, то к 80-м годам эти  показатели примерно сравнялись. И  лишь после этого Япония увеличила  государственные расходы: в 1980 г. - до 32,0%, в 1990 г. - до 32,3%.

Сокращение роли государства означает не его ослабление, а освобождение экономики из-под государственной  опеки (отсюда и термин "либеральные  реформы"). Но не правы те, кто считает, что при сокращении роли государства "невидимая рука" рынка все  сделает сама. "Невидимую руку" рынка необходимо подкрепить сильной  государственной властью. Однако она  должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют действию рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

Информация о работе Система управления финансами