Система управления финансами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 05:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является комплексное исследование системы управления финансами в РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- исследованы теоретические вопросы управления финансами в РФ;
- проведен анализ управления финансами в РФ на разных этапах исторического развития страны.

Содержание

Введение 3-4 стр.
1. Финансовый менеджмент на микроуровне. 5-11 стр.
2. Управление финансами на макроуровне. 12-24 стр.
3. Современная система управления финансами. 24-28 стр.
Заключение 29-31 стр.
Список использованных источников 32 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 152.41 Кб (Скачать файл)

     Содержание

       Введение                                                                                     3-4 стр.

      1. Финансовый менеджмент на микроуровне.                         5-11 стр.

     2. Управление финансами на макроуровне.                            12-24 стр.

     3. Современная система управления финансами.                    24-28 стр.

       Заключение                                                                                29-31 стр.

       Список использованных источников                                        32 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Финансы объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки.

     Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

     Финансовая политика это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Главное назначение финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. выполнение государством своих основных функций. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В положении о Министерстве финансов отмечается, что этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет проведение единой финансовой политики и общее руководство организацией финансов в стране. Основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу представляются в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, в законах, например о федеральном бюджете, в прогнозах социально-экономического развития страны, в конкретных программах. 

     На уровне субъектов Федерации финансовая политика ограничивается бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации принимают участие в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации. 

     Хорошо разработанная финансовая политика должна быть направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они материальная база любых преобразований. Финансовая политика напрямую связана с реформированием экономики, становлением и развитием в ней рыночных отношений. И здесь важна достоверность информации о величине финансовых ресурсов страны, ее финансовом потенциале. 

     Целью контрольной работы является комплексное исследование системы управления финансами в РФ.

     Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

     - исследованы теоретические вопросы управления финансами в РФ;

     - проведен анализ управления финансами в РФ на разных этапах исторического развития страны. 
 
 
 
 

     1. Финансовый менеджмент на микроуровне 

     Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения определенного результата (цели). 

     Управление применяется во всех сферах человеческой деятельности. Управление очень разносторонне, оно воздействует на самые различные предметы и процессы. Правомерно утверждать об управлении государством, экономикой страны, и т.д. В управлении финансами также выделяют объекты, субъекты, цели и инструменты. 

     Объект управления финансами (то, что подлежит управлению) - это финансовые отношения и фонды денежных средств. В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций. В частности, это бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты труда, резервный фонд, уставный фонд. 

     Субъекты управления (те, кто управляет). Каждой подсистеме финансов соответствуют свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица, специальные службы и подразделения. В каждой организации имеется финансовая структура: департамент финансов, финансовый отдел. Если компания небольшая, то финансовый сектор, если совсем маленькая, то - главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления стремятся достигнуть определенного результата в процессе управления. Совокупность организационных структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами, называется финансовым аппаратом. 

     Методы управления финансами (то, с помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денежных средств). В экономической литературе методы нередко называют элементами либо рычагами, приемами, формами. Все эти наименования равнозначны по своему существу. Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое планирование; финансовый контроль; финансовые рычаги (налоги, таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы, санкции, целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы); нормативно-правовое обеспечение (законы, указы, постановления, инструкции, методические указания); информационное обеспечение. 

     В теории управления относительно новым является понятие «финансовый инструмент», под которым понимается любой договор между контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера - у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы) - это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций на финансовых рынках. 

     Цели управления (состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления). Относительно финансов цели управления индивидуальны для каждого субъекта управления. В государственных и муниципальных финансах целями управления могут быть бездефицитность бюджета, снижение государственного долга. Для финансов организаций - максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала; обеспечение финансовой устойчивости; снижение дебиторской задолженности. 

     Государственные органы управления на Руси начали создаваться в период правления Ивана III (1462-1505 гг.). Ими стали приказы - органы центрального управления в России XVI - начала XVIII в. (приказная форма управления). 

     К числу финансовых приказов общегосударственной компетенции относились: приказ Большого прихода (ведал сбором таможенных доходов); приказ Новой четверти (осуществлял кабацкие сборы с Москвы и южных городов); приказ Большой казны (ведал государственным хозяйством, в том числе казенной промышленностью, торговлей, а также Денежным двором, где производилась чеканка монет). 

     В период царствования Петра I (1682-1725 гг.) стала вводиться коллегиальная форма управления. Коллегии учреждены Петром I в 1717-1721 гг. Вместо всей массы приказов созданы 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия и другие. Три из 12 коллегий имели финансовый характер: Камер-коллегия - ведала денежными доходами; Штатс-коллегия - управляла расходами государства; Ревизион-коллегия - осуществляла контрольные функции. 

     При Александре I (1801-1825 гг.) с учреждением в 1802 г. Министерств (министерская форма управления) управление финансами стали осуществлять: Министерство финансов (создано в 1802 г.) - управляло источниками доходов; Государственное казначейство (учреждено в 1796 г.) - ведало движением денежных сумм; Государственный контроль - осуществлял проверку счетов. 

     Постепенно функции Государственного казначейства стали передаваться Министерству финансов и банковской системе. Казначейство прекратило свое существование в 1926 г. и заново возрождено в 1993 году. 

     В СССР Министерство финансов являлось органом централизованного управления всеми финансами страны. 

     В зарубежных странах общее управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти и управления. 

      Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.  

     На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

     - зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;

     - распределение федеральных регулирующих налогов;

     - возврат излишне уплаченных сумм доходов;

     - учет доходов и составление отчетности о доходах.  

     Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:

     - разрешение на осуществление платежа;

     - осуществление платежа.  

     На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.  

     Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

     - предоплату счетов;

     - взаимозачетные операции;

     - товарообменные (бартерные) операции;

     - замену долга заемным обязательством с уплатой процентов;

     - задаток;

     - банковскую гарантию или поручительство;

     - залог;

     - цессию, т. е. уступку прав требования;

     - факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию;

     - учет векселей и др.  

     Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Система управления финансами в РФ