Система управления финансами и её характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:55, реферат

Краткое описание

В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства. Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.
«Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие финансовой системы……………………………………………………4

Сущность и структурное строение…………………………………................... 5

Звенья финансовой системы государства……………………………………….7

Финансовая система звеньев и характеристика её звеньев…………………….9

Сущность управления финансами, цели и задачи……………………………..11

Объекты управления…………………………………………………………….12

Субъекты управления……………………………………………………………13

Управление финансовой системой государства……………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

          Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

            В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и.т.п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

          Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы — просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

          Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

          Собственно правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями государства. В составе его расходов — военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита.

Финансовая система и характеристика ее звеньев

           Финансовая система представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств и государства.

 

 

 

 

          Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансовые предприятия участвую в создании материального источника всех денежных фондов страны - национальный доход. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, а им принадлежит ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства. Финансы домашних хозяйств лишь недавно включены как звено в финансовую систему. Финансовые отношения населения по формированию и использованию семейного бюджета имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия, а значит и экономическое положение государства в целом.

          Централизованная сфера находится в собственности государства в соответствии с бюджетным кодексом, вступившим в силу с первого января 2000 года, и включает бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды. Действующая бюджетная система Российской Федерации трехзвенная:

  федеральный;

  региональный(в том числе краевые, областные, республиканские, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт- Петербурга);

  местные (около 29000, в том числе районные, городские, поселковые, сельские).

         Каждый бюджет функционирует автономно, т.е нижестоящий бюджет своими доходами или расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

         Государственные внебюджетные фонды имеют строго-целевое назначение - расширять социальные услуги населения и включают Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность управления финансами, цели и задачи.

 

        Управление  финансами  является   составной   частью   общей   системы управления   социально-экономическими   процессами. Оно   направлено  на совершенствование системы  отношений,  призванных  нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

        Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют  финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый

аппарат.

         Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно

бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты управления

 

              Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

1)Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

2)Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъекты управления

 

           Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ,  Федеральное  Собрание  РФ, Правительство РФ.

           Президент  РФ  –  регламентирует  деятельность   финансовой   системы, подписывает   бюджетный   план,   имеет   право   «вето»    на    финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

      Федеральное Собрание РФ (состоит из  двух  палат:  Совет  Федерации  и

Государственная Дума) – устанавливает налоги,  сборы,  неналоговые  платежи, утверждает  федеральный  бюджет,   принимает   финансовое   законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

      Правительство РФ – рассматривает  федеральный  бюджет,  выступает  как единый  центр  управления  финансами.  Центральным  органом,  осуществляющим реализацию финансовой  политики,  является  Министерство  финансов  РФ.  Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и  валютной  политики  в РФ, координирует  деятельность  других  федеральных  органов  исполнительной власти.

      Министерство финансов РФ (МФ РФ):

    -  осуществляет  методическое   руководство   в   сфере   финансового

        планирования и финансирования отраслей хозяйства;

   - развивает бюджетный федерализм;

    - разрабатывает проект федерального бюджета;

   - составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

    - составляет консолидированный бюджет;

      На Министерство финансов возложены следующие функции:

    - участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ

        на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

   -   подготавливает   предложения   и   реализует    мероприятия    по совершенствованию  бюджетной  системы  и   механизма   межбюджетных отношений

    -  участвует  в  подготовке  предложений  по  основным   направлениям

        кредитно-денежной политики;

    -  проведение  мероприятий  по  контролю   за   целевым   исполнением

        федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Министерство по налогам и сборам РФ  (МНС  РФ)  и  Федеральная  служба

налоговой  полиции  (ФСНП  РФ)  осуществляют   контроль   за   правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения  в  соответствующий  бюджет государственных  налогов  и  других   платежей,   установленных   Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

      Федеральная  комиссия  по  ценным  бумагам  контролирует  деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению  поступлений  в бюджетный фонд.

      Система Центрального  банка  Российской  Федерации  (ЦБ  РФ)  является важным      органом       реализации       денежно-кредитной       политики.

         ЦБ РФ осуществляет  наряду  с  Федеральным  казначейством  кассовое

исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

      Счетная палата Российской  Федерации  –  это  специальный  контрольный орган,   который   осуществляет   контроль   за    состоянием    федеральной  собственности и контроль  за  расходованием  федеральных  денежных  средств.

       Счетная  палата  независима  от  Правительства  и  подотчетна   Федеральному собранию.

      Субъектом  оперативного  управления  финансами   является   финансовый аппарат: МФ РФ,  Счетная  палата,  финансовые  органы  субъектов  Федерации, налоговые  органы  и  таможенная  служба,  страховые  организации,  дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий,  организаций  и учреждений, а также банки.

Информация о работе Система управления финансами и её характеристика