Система финансового контроля в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

С момента обретения независимости в республике постоянно совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям. В 200 году был принят бюджетный кодекс РК, он повлек собой отмену Закона "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля. Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Система финансового контроля в РК.docx

— 44.02 Кб (Скачать файл)

 Финансовый контроль  распорядителей средств, осуществляемый  высшими органами финансового  контроля, включает в себя проверку  правильности документального отражения  финансовых операций по получению  государственных финансовых ресурсов  и распоряжению ими, ведению  финансовой отчетности и бухгалтерского  учета на предмет их законности, полноты, своевременности и соответствия  установленным нормативам (стандартам), движению государственных финансовых  ресурсов.

 Контроль/аудит деятельности  распорядителей средств, осуществляемый  высшими органами финансового  контроля, включает в себя исследование  и проверку процесса управления  финансовыми ресурсами государства,  актов, принимаемых субъектами  управления и проводимых на  их основе распорядительных операций, с точки зрения законности, целесообразности, экономии и эффективности.

 

 

 

 

 

  1. Независимость высших органов финансового контроля

 

 Независимость высших  органов финансового контроля  от других органов государственной  власти, а также проверяемых объектов, является основополагающим принципом  их деятельности.

 Независимость высших  органов финансового контроля  гарантируется на конституционном  уровне и обеспечивается их  особым статусом.

 Высшие органы финансового  контроля в соответствии с  национальными законодательствами  самостоятельны в выборе системы  и методов проведения контроля, в составлении и утверждении  своих планов работы, тематики  и программы контрольных мероприятий.

 Независимость высших  органов финансового контроля  гарантируется надлежащим уровнем  бюджетно-финансового обеспечения,  величина которого устанавливается  независимо от исполнительной  власти.

 Независимость, объективность  и непредвзятость членов высших  органов финансового контроля  обеспечивается специальной процедурой  их избрания (назначения) и освобождения  от должности, а также их  юридической защищенностью и  достаточным уровнем материального  обеспечения.

 Недопустимо любое  вмешательство в закрепленные  Конституциями и законами государств принципы независимости высших органов финансового контроля:

  • основы независимости высших органов финансового контроля. Независимость высших органов финансового контроля гарантируется государством и закрепляется Конституцией и другими законами государства. Подотчетность высших органов финансового контроля определяется Конституцией и иными законами государства. Высшие органы финансового контроля должны обладать функциональной, организационной и финансовой независимостью, необходимой для эффективного выполнения возложенных на них задач. Высшие органы финансового контроля должны иметь свободный доступ к информации и документации, касающейся управления государственными ресурсами, и обладать полномочиями, запрашивать у проверяемой организации любую необходимую информацию. Высшие органы финансового контроля осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими программами и самостоятельно выбранными методами контроля. Конкретная ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц высшего органа финансового контроля предусматривается законодательством государства;
  • финансовая независимость высших органов финансового контроля. Высшие органы финансового контроля должны обладать финансовой независимостью для исключения влияния на их деятельность со стороны органов исполнительной власти и располагать достаточными финансовыми ресурсами. Финансирование деятельности высших органов финансового контроля осуществляется за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете отдельной строкой, которые, кроме текущих затрат, включают затраты, обеспечивающие социальные гарантии сотрудников высших органов финансового контроля. Проект сметы высшего органа финансового контроля разрабатывается и принимается этим органом и направляется в высший орган законодательной власти государства для утверждения в составе государственного бюджета;
  • срок полномочий и гарантии независимости руководителей и членов высших органов финансового контроля. Срок полномочий руководителей и членов высших органов финансового контроля, профессиональные и социальные гарантии их независимости закрепляются законами государства. Досрочное освобождение от занимаемой должности руководителей и членов высших органов финансового контроля возможно только в случаях, прямо предусмотренных законодательством государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полномочия высших органов государственного финансового контроля

 

Основные полномочия высших органов финансового контроля закрепляются на конституционном уровне и конкретизируются в законах.

 Объектом контроля/аудита высших органов финансового контроля является весь процесс управления финансовыми ресурсами и собственностью государства, включая: формирование доходов и осуществление расходов из государственного бюджета и государственных фондов; управление государственным долгом; управление финансами, осуществляемыми органами управления административно-территориальных единиц; управление финансами предприятий, которые имеют государственную собственность в капитале, а также управление государственной собственностью.

 Высшие органы финансового  контроля для тщательного выполнения  обязанностей должны иметь законодательно  закрепленный доступ к источникам  информации и данных, средствам  их получения, накопления и  обработки, а также к должностным  и иным лицам органа, в отношении  которого осуществляется контроль.

 Высшие органы финансового  контроля должны иметь право  доступа ко всем материалам  проверок, совершенных любым органом  контроля, а также независимого  аудита и внутреннего контроля  в отношении государственных  финансовых ресурсов и государственной  собственности.

 Сроки предоставления  материалов или обеспечения доступа  к ним определяются национальным  законодательством.

 С целью предупреждения, предотвращения нарушений, их  устранения и привлечения виновных  к ответственности, высший орган  финансового контроля должен  быть законодательно наделен  комплексом административно-исполнительных  полномочий для реализации собственных  решений, принимаемых по результатам  контрольных мероприятий, а также  правом обращаться в любой  орган государственной власти, правоохранительные  органы, суд или прокуратуру.

 Право высших органов  финансового контроля на освещение  результатов своей деятельности  в прессе может быть ограничено  только опасностью разглашения  государственной тайны.

    1. Полномочия Счетного комитета

  Счетный комитет по  контролю за исполнением республиканского бюджета:

1) осуществляет оценку  исполнения республиканского бюджета,  в том числе в соответствии  с принципами бюджетной системы  Республики Казахстан; 

2) осуществляет контроль  эффективности по направлениям  своей деятельности;

3) осуществляет контроль за достоверностью и правильностью ведения объектами контроля учета и отчетности;

4) осуществляет оценку  реализации стратегических планов  центральных государственных органов,  государственных и бюджетных  программ;

5) осуществляет контроль  на соответствие использования  средств республиканского бюджета,  в том числе целевых трансфертов  и кредитов, связанных грантов,  государственных и гарантированных  государством займов, софинансирования из бюджета концессионных проектов, а также поручительств и активов государства законодательству Республики Казахстан;

6) представляет для рассмотрения  и утверждения в Парламент  Республики Казахстан и информации  в Правительство Республики Казахстан  не позднее 15 мая текущего года  отчет об исполнении республиканского  бюджета за отчетный финансовый  год, который по своему содержанию  является заключением к соответствующему  отчету Правительства Республики  Казахстан; 

7) выполняет поручения  Президента Республики Казахстан  по вопросам, связанным с осуществлением  государственного финансового контроля, а также иные отдельные поручения  Президента Республики Казахстан; 

8) вносит Президенту Республики  Казахстан представления по выявленным  фактам несоблюдения должностными  лицами объектов государственного  финансового контроля нормативных  правовых актов Республики Казахстан,  в том числе по результатам  контроля эффективности, а также  предложения о привлечении должностных  лиц к дисциплинарной ответственности  в соответствующие государственные  органы или назначившим их  лицам; 

9) осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета, эффективности налогового и таможенного администрирования;

   10) осуществляет контроль за исполнением государственного чрезвычайного бюджета;

11) осуществляет контроль  соблюдения законодательства Республики  Казахстан о государственных  закупках при использовании средств  республиканского бюджета и активов  государства; 

 осуществляет контроль за использованием средств Национального фонда Республики Казахстан;

12) осуществляет контроль  на соответствие использования  активов Национального Банка  Республики Казахстан законодательству  Республики Казахстан только  с согласия или по поручению  Президента Республики Казахстан; 

 13) запрашивает и получает в установленные им сроки от Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан, государственных органов, физических и юридических лиц необходимую документацию и информацию по вопросам, касающимся планирования и проведения внешнего государственного финансового контроля на республиканском уровне с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

14) заслушивает соответствующие  отчеты должностных лиц объектов  контроля по вопросам, связанным  с проведением внешнего государственного  финансового контроля;

15) привлекает к проведению  внешнего государственного финансового  контроля соответствующих специалистов  государственных органов и ревизионных  комиссий областей, городов республиканского  значения, столицы (по согласованию  с ними), а также при необходимости  аудиторские организации, экспертов  с оплатой их услуг из республиканского  бюджета; 

16) принимает меры по  устранению выявленных (выявляемых) в ходе контрольных и аналитических  мероприятий нарушений; 

17) беспрепятственно получает  от объекта контроля соответствующие  материалы (доказательства), подтверждающие  заключение контроля с соблюдением  законодательства Республики Казахстан,  регулирующего вопросы документирования  и сохранности; 

18) анализирует акты контроля  органов государственного финансового  контроля и дает рекомендации  по повышению качества государственного  финансового контроля;

вправе запрашивать акты, принятые по результатам контроля, проведенного уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю, в части  исполнения республиканского бюджета;

19) определяет порядок  проведения внешнего государственного  финансового контроля, разрабатывает  стандартыгосударственного финансового контроля, проводит контроль за их соблюдением;

20) проводит анализ и  исследования, осуществляет методологическое  руководство в сфере государственного  финансового контроля, реализует  программы обучения в области  государственного финансового контроля;

21) вносит рекомендации  по совершенствованию бюджетного  и иного законодательства Республики  Казахстан, разрабатывает, согласовывает  и принимает нормативные правовые  акты по вопросам внешнего  государственного финансового контроля;

22) проводит мониторинг, а также контроль за исполнением рекомендаций и поручений, направленных в Правительство Республики Казахстан, государственным органам и объектам контроля;

23) оказывает методическую  помощь ревизионным комиссиям  областей, городов республиканского  значения, столицы; 

разрабатывает и утверждает типовое положение о ревизионных  комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы;

23-2) организует переподготовку  и повышение квалификации работников  государственного финансового контроля;

24) осуществляет контроль за использованием субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств республиканского бюджета на соответствие финансово-экономическому обоснованию, оценку эффективности бюджетных инвестиций, а также контроль эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора, акции (доли участия) которых принадлежат государству;

25) осуществляет иные  полномочия в соответствии с  законами Республики Казахстан  и актами Президента Республики  Казахстан. 

 

    1. Полномочия ревизионной комиссии

 Ревизионная комиссия  области, города республиканского  значения, столицы: 

1) осуществляет оценку  исполнения местного бюджета,  в том числе в соответствии  с принципами бюджетной системы  Республики Казахстан; 

2) осуществляет контроль  эффективности по направлениям  своей деятельности;

3) осуществляет контроль за достоверностью и правильностью ведения объектами контроля учета и отчетности;

4) осуществляет оценку  реализации стратегических планов  местных государственных органов,  программ развития территорий  и бюджетных программ;

 5) осуществляет контроль на соответствие использования средств местного бюджета, в том числе выделенных из вышестоящего в нижестоящий бюджет в виде целевых трансфертов и бюджетных кредитов, связанных грантов, займов местных исполнительных органов, активов государства законодательству Республики Казахстан;

6) представляет в маслихат в установленный срок отчет об исполнении местного бюджета, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа;

Информация о работе Система финансового контроля в РК