Финансовый контроль
распорядителей средств, осуществляемый
высшими органами финансового
контроля, включает в себя проверку
правильности документального отражения
финансовых операций по получению
государственных финансовых ресурсов
и распоряжению ими, ведению
финансовой отчетности и бухгалтерского
учета на предмет их законности,
полноты, своевременности и соответствия
установленным нормативам (стандартам),
движению государственных финансовых
ресурсов.
Контроль/аудит деятельности
распорядителей средств, осуществляемый
высшими органами финансового
контроля, включает в себя исследование
и проверку процесса управления
финансовыми ресурсами государства,
актов, принимаемых субъектами
управления и проводимых на
их основе распорядительных операций,
с точки зрения законности, целесообразности,
экономии и эффективности.
- Независимость высших органов финансового контроля
Независимость высших
органов финансового контроля
от других органов государственной
власти, а также проверяемых объектов,
является основополагающим принципом
их деятельности.
Независимость высших
органов финансового контроля
гарантируется на конституционном
уровне и обеспечивается их
особым статусом.
Высшие органы финансового
контроля в соответствии с
национальными законодательствами
самостоятельны в выборе системы
и методов проведения контроля,
в составлении и утверждении
своих планов работы, тематики
и программы контрольных мероприятий.
Независимость высших
органов финансового контроля
гарантируется надлежащим уровнем
бюджетно-финансового обеспечения,
величина которого устанавливается
независимо от исполнительной
власти.
Независимость, объективность
и непредвзятость членов высших
органов финансового контроля
обеспечивается специальной процедурой
их избрания (назначения) и освобождения
от должности, а также их
юридической защищенностью и
достаточным уровнем материального
обеспечения.
Недопустимо любое
вмешательство в закрепленные
Конституциями и законами государств
принципы независимости высших органов
финансового контроля:
- основы независимости высших органов финансового контроля. Независимость высших органов финансового контроля гарантируется государством и закрепляется Конституцией и другими законами государства. Подотчетность высших органов финансового контроля определяется Конституцией и иными законами государства. Высшие органы финансового контроля должны обладать функциональной, организационной и финансовой независимостью, необходимой для эффективного выполнения возложенных на них задач. Высшие органы финансового контроля должны иметь свободный доступ к информации и документации, касающейся управления государственными ресурсами, и обладать полномочиями, запрашивать у проверяемой организации любую необходимую информацию. Высшие органы финансового контроля осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими программами и самостоятельно выбранными методами контроля. Конкретная ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц высшего органа финансового контроля предусматривается законодательством государства;
- финансовая независимость высших органов финансового контроля. Высшие органы финансового контроля должны обладать финансовой независимостью для исключения влияния на их деятельность со стороны органов исполнительной власти и располагать достаточными финансовыми ресурсами. Финансирование деятельности высших органов финансового контроля осуществляется за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете отдельной строкой, которые, кроме текущих затрат, включают затраты, обеспечивающие социальные гарантии сотрудников высших органов финансового контроля. Проект сметы высшего органа финансового контроля разрабатывается и принимается этим органом и направляется в высший орган законодательной власти государства для утверждения в составе государственного бюджета;
- срок полномочий и гарантии независимости руководителей и членов высших органов финансового контроля. Срок полномочий руководителей и членов высших органов финансового контроля, профессиональные и социальные гарантии их независимости закрепляются законами государства. Досрочное освобождение от занимаемой должности руководителей и членов высших органов финансового контроля возможно только в случаях, прямо предусмотренных законодательством государства.
- Полномочия высших органов государственного финансового контроля
Основные полномочия высших
органов финансового контроля закрепляются
на конституционном уровне и конкретизируются
в законах.
Объектом контроля/аудита
высших органов финансового контроля
является весь процесс управления финансовыми
ресурсами и собственностью государства,
включая: формирование доходов и осуществление
расходов из государственного бюджета
и государственных фондов; управление
государственным долгом; управление финансами,
осуществляемыми органами управления
административно-территориальных единиц;
управление финансами предприятий, которые
имеют государственную собственность
в капитале, а также управление государственной
собственностью.
Высшие органы финансового
контроля для тщательного выполнения
обязанностей должны иметь законодательно
закрепленный доступ к источникам
информации и данных, средствам
их получения, накопления и
обработки, а также к должностным
и иным лицам органа, в отношении
которого осуществляется контроль.
Высшие органы финансового
контроля должны иметь право
доступа ко всем материалам
проверок, совершенных любым органом
контроля, а также независимого
аудита и внутреннего контроля
в отношении государственных
финансовых ресурсов и государственной
собственности.
Сроки предоставления
материалов или обеспечения доступа
к ним определяются национальным
законодательством.
С целью предупреждения,
предотвращения нарушений, их
устранения и привлечения виновных
к ответственности, высший орган
финансового контроля должен
быть законодательно наделен
комплексом административно-исполнительных
полномочий для реализации собственных
решений, принимаемых по результатам
контрольных мероприятий, а также
правом обращаться в любой
орган государственной власти, правоохранительные
органы, суд или прокуратуру.
Право высших органов
финансового контроля на освещение
результатов своей деятельности
в прессе может быть ограничено
только опасностью разглашения
государственной тайны.
- Полномочия Счетного комитета
Счетный комитет по
контролю за исполнением республиканского
бюджета:
1) осуществляет оценку
исполнения республиканского бюджета,
в том числе в соответствии
с принципами бюджетной системы
Республики Казахстан;
2) осуществляет контроль
эффективности по направлениям
своей деятельности;
3) осуществляет контроль
за достоверностью и правильностью ведения
объектами контроля учета и отчетности;
4) осуществляет оценку
реализации стратегических планов
центральных государственных органов,
государственных и бюджетных
программ;
5) осуществляет контроль
на соответствие использования
средств республиканского бюджета,
в том числе целевых трансфертов
и кредитов, связанных грантов,
государственных и гарантированных
государством займов, софинансирования
из бюджета концессионных проектов, а
также поручительств и активов государства
законодательству Республики Казахстан;
6) представляет для рассмотрения
и утверждения в Парламент
Республики Казахстан и информации
в Правительство Республики Казахстан
не позднее 15 мая текущего года
отчет об исполнении республиканского
бюджета за отчетный финансовый
год, который по своему содержанию
является заключением к соответствующему
отчету Правительства Республики
Казахстан;
7) выполняет поручения
Президента Республики Казахстан
по вопросам, связанным с осуществлением
государственного финансового контроля,
а также иные отдельные поручения
Президента Республики Казахстан;
8) вносит Президенту Республики
Казахстан представления по выявленным
фактам несоблюдения должностными
лицами объектов государственного
финансового контроля нормативных
правовых актов Республики Казахстан,
в том числе по результатам
контроля эффективности, а также
предложения о привлечении должностных
лиц к дисциплинарной ответственности
в соответствующие государственные
органы или назначившим их
лицам;
9) осуществляет контроль
за полнотой и своевременностью поступлений
в республиканский бюджет, а также за возвратом
сумм поступлений из республиканского
бюджета, эффективности налогового и таможенного
администрирования;
10) осуществляет контроль
за исполнением государственного чрезвычайного
бюджета;
11) осуществляет контроль
соблюдения законодательства Республики
Казахстан о государственных
закупках при использовании средств
республиканского бюджета и активов
государства;
осуществляет контроль
за использованием средств Национального
фонда Республики Казахстан;
12) осуществляет контроль
на соответствие использования
активов Национального Банка
Республики Казахстан законодательству
Республики Казахстан только
с согласия или по поручению
Президента Республики Казахстан;
13) запрашивает и получает
в установленные им сроки от Правительства
Республики Казахстан, Национального
Банка Республики Казахстан, государственных
органов, физических и юридических лиц
необходимую документацию и информацию
по вопросам, касающимся планирования
и проведения внешнего государственного
финансового контроля на республиканском
уровне с учетом соблюдения режима секретности,
служебной, коммерческой или иной охраняемой
законом тайны;
14) заслушивает соответствующие
отчеты должностных лиц объектов
контроля по вопросам, связанным
с проведением внешнего государственного
финансового контроля;
15) привлекает к проведению
внешнего государственного финансового
контроля соответствующих специалистов
государственных органов и ревизионных
комиссий областей, городов республиканского
значения, столицы (по согласованию
с ними), а также при необходимости
аудиторские организации, экспертов
с оплатой их услуг из республиканского
бюджета;
16) принимает меры по
устранению выявленных (выявляемых)
в ходе контрольных и аналитических
мероприятий нарушений;
17) беспрепятственно получает
от объекта контроля соответствующие
материалы (доказательства), подтверждающие
заключение контроля с соблюдением
законодательства Республики Казахстан,
регулирующего вопросы документирования
и сохранности;
18) анализирует акты контроля
органов государственного финансового
контроля и дает рекомендации
по повышению качества государственного
финансового контроля;
вправе запрашивать акты,
принятые по результатам контроля,
проведенного уполномоченным Правительством
Республики Казахстан органом по
внутреннему контролю, в части
исполнения республиканского бюджета;
19) определяет порядок
проведения внешнего государственного
финансового контроля, разрабатывает
стандартыгосударственного финансового
контроля, проводит контроль за их соблюдением;
20) проводит анализ и
исследования, осуществляет методологическое
руководство в сфере государственного
финансового контроля, реализует
программы обучения в области
государственного финансового контроля;
21) вносит рекомендации
по совершенствованию бюджетного
и иного законодательства Республики
Казахстан, разрабатывает, согласовывает
и принимает нормативные правовые
акты по вопросам внешнего
государственного финансового контроля;
22) проводит мониторинг,
а также контроль за исполнением
рекомендаций и поручений, направленных
в Правительство Республики Казахстан,
государственным органам и объектам контроля;
23) оказывает методическую
помощь ревизионным комиссиям
областей, городов республиканского
значения, столицы;
разрабатывает и утверждает
типовое положение о ревизионных
комиссиях областей, городов республиканского
значения, столицы;
23-2) организует переподготовку
и повышение квалификации работников
государственного финансового контроля;
24) осуществляет контроль
за использованием субъектами квазигосударственного
сектора выделенных им средств республиканского
бюджета на соответствие финансово-экономическому
обоснованию, оценку эффективности бюджетных
инвестиций, а также контроль эффективности
управления активами субъектов квазигосударственного
сектора, акции (доли участия) которых
принадлежат государству;
25) осуществляет иные
полномочия в соответствии с
законами Республики Казахстан
и актами Президента Республики
Казахстан.
- Полномочия ревизионной комиссии
Ревизионная комиссия
области, города республиканского
значения, столицы:
1) осуществляет оценку
исполнения местного бюджета,
в том числе в соответствии
с принципами бюджетной системы
Республики Казахстан;
2) осуществляет контроль
эффективности по направлениям
своей деятельности;
3) осуществляет контроль
за достоверностью и правильностью ведения
объектами контроля учета и отчетности;
4) осуществляет оценку
реализации стратегических планов
местных государственных органов,
программ развития территорий
и бюджетных программ;
5) осуществляет контроль
на соответствие использования средств
местного бюджета, в том числе выделенных
из вышестоящего в нижестоящий бюджет
в виде целевых трансфертов и бюджетных
кредитов, связанных грантов, займов местных
исполнительных органов, активов государства
законодательству Республики Казахстан;
6) представляет в маслихат
в установленный срок отчет об исполнении
местного бюджета, который по своему содержанию
является заключением к соответствующему
отчету местного исполнительного органа;