Система финансового контроля в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

С момента обретения независимости в республике постоянно совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям. В 200 году был принят бюджетный кодекс РК, он повлек собой отмену Закона "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля. Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Система финансового контроля в РК.docx

— 44.02 Кб (Скачать файл)

7) вправе представлять  информацию Счетному комитету  по контролю за исполнением республиканского бюджета о результатах контрольных мероприятий по использованию средств республиканского бюджета, выделенных местным бюджетам в виде целевых трансфертов, кредитов и займов;

9) осуществляет контроль за обеспечением полноты и своевременности поступлений в местный бюджет, а также за правильностью возврата и (или) зачета излишне (ошибочно) уплаченных сумм поступлений в местный бюджет;

10) вносит в маслихат представления по выявленным фактам несоблюдения должностными лицами нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также по результатам контроля эффективности;

11) запрашивает и получает  от государственных органов, объектов  контроля, физических и юридических  лиц, владеющих информацией относительно  объекта контроля с учетом  соблюдения режима секретности,  служебной, коммерческой или иной  охраняемой законом тайны; 

12) заслушивает отчеты  должностных лиц объектов контроля  по вопросам, связанным с проведением  внешнего государственного финансового  контроля;

13) привлекает к проведению  контроля соответствующих специалистов  государственных органов, а также  при необходимости аудиторские  организации, экспертов с оплатой  их услуг из местного бюджета; 

14) беспрепятственно получает  от объекта контроля соответствующие  материалы (доказательства), подтверждающие  заключение контроля с соблюдением  законодательства Республики Казахстан,  регулирующего вопросы документирования  и сохранности; 

15) принимает меры по  устранению выявленных (выявляемых) в ходе контрольных и аналитических  мероприятий нарушений; 

16) вправе принимать участие  в контрольных мероприятиях, проводимых  Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, по вопросам использования средств республиканского бюджета, выделенных местным бюджетам в виде целевых трансфертов, кредитов и займов;

17) проводит мониторинг  и контроль за исполнением рекомендаций и поручений, направленных местным исполнительным органам, государственным органам и объектам контроля;

18) в случае установления  нарушений по вине должностных  лиц вправе вносить предложения  о соответствии данных должностных  лиц занимаемым должностям в  соответствующие государственные  органы или лицам, назначившим  их;

19) осуществляет контроль  соблюдения законодательства Республики  Казахстан о государственных  закупках;

20) вправе запрашивать  акты, принятые по результатам  контроля, проведенного уполномоченным  Правительством Республики Казахстан  органом по внутреннему контролю, в части исполнения местного  бюджета; 

вносит рекомендации по совершенствованию  бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;

21) осуществляет иные  полномочия в соответствии с  законодательством Республики Казахстан.

 

 III. Полномочия уполномоченного Правительством РК органа по внутреннему контролю

 Уполномоченный Правительством  Республики Казахстан орган по  внутреннему контролю:

1) осуществляет контроль  на соответствие использования  средств республиканского и местных  бюджетов законодательству Республики  Казахстан; 

2) осуществляет контроль за достоверностью и правильностью ведения объектами контроля учета и отчетности;

 осуществляет контроль  эффективности по направлениям  своей деятельности;

3) осуществляет контроль  соблюдения законодательства Республики  Казахстан о государственных  закупках;

4) осуществляет контроль  соблюдения условий и процедур  предоставления бюджетных кредитов, софинансирования концессионных проектов, государственных гарантий и поручительств государства, связанных грантов и активов государства;

 5) в пределах своей компетенции осуществляет контроль за деятельностью объектов контроля по вопросам, касающимся полноты и своевременности внесения неналоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты;

6) осуществляет контроль за формированием и использованием государственными учреждениями денег от реализации товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении;

осуществляет в установленном  законодательством Республики Казахстан  порядке контроль за использованием субъектами квазигосударственного сектора бюджетных средств на соответствие финансово-экономическому обоснованию;

7) принимает меры по  выявлению, пресечению и недопущению  нарушений при использовании  средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

8) осуществляет контроль за исполнением представлений, направляемых объектам контроля, и решений, принятых по итогам результатов контроля;

9) запрашивает и получает  в установленный им срок от  объектов контроля необходимые  документы, справки, устные и  письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля;

10) беспрепятственно знакомится  с документацией объектов контроля, относящейся к вопросам контрольного  мероприятия, с учетом соблюдения  режима секретности, служебной,  коммерческой или иной охраняемой  законом тайны; 

11) привлекает к проведению  контроля соответствующих специалистов  государственных органов и при  необходимости аудиторские организации  и экспертов с оплатой их  услуг в пределах выделенных на эти цели средств из республиканского бюджета;

12) осуществляет контроль за соблюдением стандартов государственного финансового контроля службами внутреннего контроля;

 вправе получать от  служб внутреннего контроля отчеты  и информацию по проведенным  контрольным мероприятиям и принятым  по ним мерам; 

13) осуществляет методическую  помощь службам внутреннего контроля, координирует их деятельность, организует  подготовку и повышение квалификации  работников служб внутреннего  контроля;

14) разрабатывает и утверждает  типовые квалификационные требования  для работников служб внутреннего  контроля;

15) представляет в Правительство  Республики Казахстан отчеты  о результатах контрольных мероприятий,  в том числе проведенных службами  внутреннего контроля центральных  и местных государственных органов; 

16) направляет иски в  суд в целях обеспечения возмещения  в бюджет выявленных сумм нарушений  по результатам контроля;

17) осуществляет иные  полномочия в соответствии с  законами Республики Казахстан  и актами Президента Республики  Казахстан. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимодействие с другими органами власти

 

 В ходе выполнения  своих полномочий высшие органы  финансового контроля взаимодействуют  с парламентами, правительствами,  органами государственной власти  и органами управления административно-территориальных  единиц, с другими органами контроля.

 Высшие органы финансового  контроля отчитываются перед  главами государств и/или парламентами  о результатах контроля. Такие  отчеты подлежат опубликованию  в прессе и освещению в средствах  массовой информации.

 Высшие органы финансового  контроля могут получать от  глав государств, парламентов отдельные  поручения по проверкам, при  проведении которых они действуют  независимо и объективно.

 Высшие органы финансового  контроля могут выступать экспертами  по вопросам совершенствования  финансового и бюджетного законодательства. При этом они не несут ответственности  за принятие или отклонение  парламентом, правительством, другими  государственными органами экспертных  заключений, равно как реализация  этой функции не должна предопределять  результаты проверок, запланированных  высшим органом финансового контроля  на будущее.

 Высшие органы финансового  контроля информируют глав государств, парламенты, правительства и другие  государственные органы о результатах  проверок и других контрольных  мероприятий.

 Все органы государственной  власти, независимо от подчиненности,  должны содействовать высшим  органам финансового контроля  в осуществлении их деятельности.

 Взаимодействие высших  органов финансового контроля  с другими государственными органами  не должно влиять на независимость  и объективность при осуществлении  их полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рекомендации по совершенствованию системы государственного контроля

 

 Ни одно государство  и правительство не сможет  обеспечить решение стоящих перед  ним социально-экономических программ, преодолеть коррупцию, теневую  экономику, и, в конечном итоге,  повысить уровень жизни своих  народов, если не будет обеспечено  законное целевое и эффективное  использование государственных  интересов и государственной  собственности. Роль органов финансового  контроля в решении этих проблем  - первостепенная. Государственный  финансовый контроль был, есть  и будет неотъемлемой частью  бюджетного процесса, и от качества  его организации будет в основном  зависеть эффективность бюджетной  политики государств. Функционирование  таких органов является не  самоцелью, а неотъемлемой частью  общегосударственной системы регулирования  общественных отношений. Руководители  высших органов финансового контроля  развитых государств подчеркивают, что их деятельность должна  основываться на принципах законности, независимости, объективности, компетентности, оперативности, доказательности  и гласности, соблюдения профессиональной  этики.

 Анализ организационно-правовых  моделей функционирования органов  государственного внешнего контроля  в системе государственной власти  развитых стран позволяет выделить  тенденции развития и сформулировать  основные рекомендации по совершенствованию  системы органов государственного  финансового контроля.

1. Высшим органам финансового контроля при осуществлении задач в рамках своей компетенции с учетом действующего национального законодательства следует стремиться, по возможности, к созданию единой системы государственного финансового контроля за формированием и исполнением государственного бюджета, интегрированной в основные составляющие бюджетного процесса и предполагающей непрерывный трехлетний контрольный цикл за формированием и исполнением бюджета каждого финансового года, реализуемого на трех последовательных стадиях - на стадии предварительного контроля за формированием и анализом проекта бюджета будущего года, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета текущего года и стадии последующего контроля уже исполненного бюджета. При реализации единой системы контроля в течение каждого календарного года высший орган финансового контроля одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится на одном из этапов трехлетнего контрольного цикла. Результаты предварительного, оперативного и последующего контроля взаимно дополняют друг друга.

2. Предварительный контроль за формированием государственного бюджета может осуществляться по мере создания в каждом государстве необходимых и достаточных условий либо путем проведения экспертизы и анализа проекта государственного бюджета на очередной финансовый год после его представления Правительством в Парламент, либо путем поэтапного в течение года осуществления комплекса экспертно-аналитических мероприятий по оценке обоснованности параметров проекта государственного бюджета в процессе их подготовки Правительством. Результаты предварительного контроля высшего органа финансового контроля целесообразно доводить до сведения Парламента в виде Заключения на проект закона о государственном бюджете. При этом на стадии рассмотрения проекта бюджета в комитетах и комиссиях Парламента желательно обеспечить участие специалистов высших органов финансового контроля в качестве экспертов и консультантов.

3. Целесообразно осуществлять  оперативный контроль за исполнением государственного бюджета путем анализа информации о ходе его исполнения, поступающей от государственных органов в виде платежных документов, данных существующей финансовой отчетности и вводимой высшим органом финансового контроля обязательной отчетности для участников бюджетного процесса. Результаты оперативного контроля могут оформляться в виде информации об исполнении государственного бюджета и направляться Парламенту, Президенту и Правительству.

Информация о работе Система финансового контроля в РК