Система целей и механизм денежно-кредитного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методологические основы денежно-кредитного регулирования 4
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования 4
1.2. Инструменты и методы денежно-кредитной политики 5
1.3. Основные типы денежно-кредитной политики 12
Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной 14 политики
2.1. Направления денежно-кредитной политики Банка России 14
2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики 15
Центрального Банка РФ
Глава 3. Основные направления единой государственной денежно- 19 кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 1 30
Приложение 2 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

Операции на открытом рынке различаются  в зависимости от:

  • условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – операции РЕПО;
  • объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;
  • срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • способ установления ставок – определяемые центральным банком или рынком.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от предыдущих. Главное отличие - это  использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в  соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование  количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при  помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков[9].

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

 

    1. Основные типы денежно-кредитной политики

В данном разделе рассматриваются типы денежно-кредитной  политики.

В зависимости  от состояния хозяйственной конъюнктуры  выделяются два основных типа денежно-кредитной  политики, для каждого из которых  характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика дорогих денег) направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев — на оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок[7].

Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так  и рестрикционного типа может иметь либо тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

К селективной  политике прибегают при слабом развитии финансовых рынков, когда те не способны обеспечить достаточно эффективное  перераспределение денежных средств  и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика способствует существенному изменению  кредитных потоков в приоритетные сферы экономики, с другой — препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной  политики утверждаются законодательным  органом. При этом необходимо учитывать  временной лаг между проведением  того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением  эффекта от его реализации. Эффективность  применения различных типов денежно-кредитной  политики определяется тем, в какой  мере дестабилизация денежного оборота  вызвана «чисто» денежными, а  не общеэкономическими и политическими  факторами[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной           политики

2.1.    Направления денежно-кредитной  политики Банка России

Денежно-кредитная политика государства  осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:

  • проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
  • проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Главной задачей денежно-кредитной  политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения[13].

 

2.2.    Основные инструменты  денежно-кредитной политики Центрального   Банка РФ

 

В соответствии со ст. 35 ФЗ «О Центральном банке  РФ» к числу основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России относятся:

1) процентные  ставки по операциям Банка  России;

2) нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в Банке России  (резервные требования);

3) операции  на открытом рынке;

4) рефинансирование  кредитных организаций;

5) валютные  интервенции;

6) установление  ориентиров роста денежной массы;

7) прямые  количественные ограничения;

8) эмиссия  облигаций от своего имени[1].

Кратко  рассмотрим основные из них. Вначале обратим внимание на политику учетной ставки (дисконтная политика) или ставку рефинансирования. Ставка рефинансирования — это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими  банками увеличиваются резервы  коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И, наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы  невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заемные  резервы, пытаются возвратить их, т.к. они  становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики — политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых  странах является главным инструментом управления предложения денег) и  проводится обычно в сочетании с  деятельностью центрального банка  на открытом рынке.

Перейдем  к характеристике другого инструмента  денежно-кредитной политики Банка  России — изменению нормы обязательных резервов коммерческих банков. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной  политики заключается в следующем:

если  центральный банк увеличивает норму  обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег[3].

Помимо  экономических методов, посредством которых центральный банк проводит денежно-кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты, в первую очередь, своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности[15].

Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов

В ближайшие годы российской экономике  необходимо преодолеть последствия  мирового финансово-экономического кризиса  и выйти на траекторию устойчивого  роста. В этой связи главной целью  денежно-кредитной политики в предстоящий  трехлетний период является удержание  инфляции в границах 5 - 7% в годовом  выражении. Обеспечение контроля над  инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

Информация о работе Система целей и механизм денежно-кредитного регулирования