Система целей и механизм денежно-кредитного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методологические основы денежно-кредитного регулирования 4
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования 4
1.2. Инструменты и методы денежно-кредитной политики 5
1.3. Основные типы денежно-кредитной политики 12
Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной 14 политики
2.1. Направления денежно-кредитной политики Банка России 14
2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики 15
Центрального Банка РФ
Глава 3. Основные направления единой государственной денежно- 19 кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 1 30
Приложение 2 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

  В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное  сворачивание антикризисных мер  будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в  снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

Преодоление острой фазы кризиса и  восстановление роста экономики  определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных  мер. Основную роль в денежно-кредитном  регулировании будут играть стандартные  инструменты.

Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное  влияние проблемы в финансовом секторе  оказывают на состояние практически  всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления  Банк России намерен содействовать  укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к  управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе. Усиление конкуренции потребует  изменения модели развития кредитных  организаций в направлении большей  диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению  ее конкурентоспособности на международной  арене.

  С целью повышения эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.

В целях обеспечения доверия  к проводимой денежно-кредитной  политике Банк России будет расширять  практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий  принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.

Инфляция  и экономический рост

В январе - сентябре 2010 года продолжалось восстановление российской экономики после глубокого  спада, вызванного мировым финансово-экономическим  кризисом. Постепенное оживление  мировой экономики и улучшение  условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию  роста производства. Сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инвестиционной активности. В январе - июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что может привести к  более низким, чем ожидалось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом  за 2010 год.

В условиях экономического роста численность  занятого населения в январе - сентябре 2010 года увеличилась по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года. С февраля общая численность  безработных начала сокращаться  и на конец сентября 2010 года составила 6,6% численности экономически активного  населения (7,6% годом ранее).

    Реальные  располагаемые денежные доходы  населения в январе - сентябре 2010 года возросли по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года  на 4,8%. Расходы населения на покупку  товаров и оплату услуг в  реальном выражении увеличились,  по оценке, на 4,3%. Улучшение финансового  положения организаций способствовало  росту инвестиций. В январе - сентябре 2010 года объем вложений в основной  капитал возрос на 3,8% (в январе - сентябре 2009 года он снизился  на 19,6%).

    В  условиях более высоких, чем  в 2009 году, мировых цен на энергоносители  увеличивались доходы бюджета.  Реализация мер государственной  политики, направленных на поддержание  внутреннего спроса, способствовала  росту расходов на конечное  потребление органов государственного  управления. Дефицит федерального бюджета в январе - сентябре 2010 года заметно снизился по сравнению с сопоставимым периодом 2009 года и составил 2,2% ВВП.

    В  январе - июле 2010 года отмечалось  существенное снижение инфляции. На замедление роста цен повлияли  низкий уровень спроса и сохранявшийся отрицательным разрыв выпуска, укрепление рубля. В июле 2010 года инфляция снизилась в годовом выражении до 5,5% - минимальное значение с 1991 года (Приложение 1).

В августе - октябре 2010 года рост цен ускорился. Потребительские цены в августе  в годовом выражении возросли на 6,1%, в сентябре - на 7,0%, в октябре - на 7,5%. В значительной мере ускорение  инфляции связано с действием  краткосрочных волатильных факторов, в частности с ускорением роста цен на продовольствие вследствие неблагоприятных погодных условий.

    Тем  не менее в целом за январь - октябрь 2010 года инфляция была ниже, чем за соответствующий период 2009 года. По сравнению с декабрем предыдущего года в октябре потребительские цены возросли на 6,8% (за десять месяцев 2009 года - на 8,1%). Товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали за январь - октябрь 2010 года на 5,1% против 7,6% годом ранее (в годовом выражении в октябре - на 5,8%).

    Темпы прироста цен на непродовольственные товары замедлились до 3,8% с 9,0% в январе - октябре 2009 года, на продовольственные товары без плодоовощной продукции ускорились до 7,0% с 6,3%. Услуги населению подорожали на 7,4%, что на 3,5 процентного пункта меньше соответствующего показателя в 2009 году.

    Рост  потребительских цен за IV квартал  2010 года (с учетом итогов октября)  ожидается выше, чем за соответствующий  квартал предыдущего года, и по  итогам года инфляция составит  примерно 8%.

Платежный баланс

В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных  факторов. Улучшение конъюнктуры  рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились.

    Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).

Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных  цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения  цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре  вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также  обусловлено преимущественно повышением цен.

    Импорт  товаров в январе - сентябре 2010 года  возрос до 172,0 млрд. долларов США  (на 30,8%). Почти две трети прироста  получено за счет увеличения  ввоза в натуральном выражении.  Структура импорта, в которой  традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные  средства, продукция химической  промышленности, а также продовольственные  товары и сырье для их производства, почти не изменилась.

    Отрицательное  сальдо международной торговли  услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных  нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость  полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США,  в том числе расходы, связанные  с поездками резидентов за  рубеж, превысили на 6,5% докризисный  максимум января - сентября 2008 года.

    Дефицит  баланса оплаты труда изменился  незначительно и составил 6,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 6,5 млрд. долларов США).

    Отрицательное  сальдо инвестиционных доходов  выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов  США. Суммы, начисленные к выплате,  увеличились на 15,5%, к получению  - на 10,2%. Рост реинвестированных  доходов и дивидендов обусловил  увеличение совокупного объема  выплат частным сектором в  пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов США. Доходы, полученные банками и прочими секторами из-за рубежа, оценивались в 20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов.

Валютный  курс

В 2010 году ситуация на внутреннем валютном рынке  определялась состоянием внешних финансовых и товарных рынков и параметрами  проведения курсовой политики Банка  России, которая была направлена на обеспечение устойчивости курса  рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного  курса.

    В  2010 году при проведении операций  на внутреннем валютном рынке  Банк России продолжал использовать  в качестве операционного ориентира  стоимость бивалютной корзины (сумма 0,45 евро и 0,55 доллара США), устанавливая операционный плавающий интервал ее допустимых значений с корректировкой границ в зависимости от объема совершенных валютных интервенций.

    Помимо  интервенций, направленных на  ограничение волатильности курса рубля, Банк России в 2010 году осуществлял целевые покупки иностранной валюты для компенсации действия факторов систематического дисбаланса спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Параметры данных операций в настоящее время определяются с учетом основных внешних факторов формирования платежного баланса. Целевые интервенции направлены главным образом на нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменения обменного курса рубля, формирующихся под влиянием конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.

Со II квартала 2010 года в рамках совершенствования  механизмов курсовой политики Банк России дополнил порядок проведения интервенций, направленных на предотвращение резких колебаний валютного курса, возможностью осуществления покупок/продаж иностранной  валюты внутри плавающего операционного  интервала. В соответствии с действующими параметрами реализации курсовой политики при превышении объемом операций Банка России, совершенных внутри и на границах операционного интервала  значений бивалютной корзины, объема целевых интервенций на установленную величину производится соответствующая корректировка границ указанного интервала.

    В  целях дальнейшего повышения  гибкости курсообразования 13 октября 2010 года Банк России увеличил ширину операционного плавающего интервала с 3 до 4 рублей, а также снизил с 700 млн. долларов США до 650 млн. долларов США величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ интервала на 5 копеек.

    В первые месяцы 2010 года в условиях сохранения благоприятной внешней конъюнктуры увеличившийся приток средств от внешнеторговых операций перекрывал чистый отток частного капитала, определяя превышение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке над спросом на нее и, соответственно, тенденцию укрепления рубля.

Вместе  с тем в мае 2010 года на фоне снижения цен на нефть на мировых рынках и формирования негативных ожиданий инвесторов, вызванных нарастанием  проблем с обслуживанием суверенного  долга отдельных стран еврозоны, устойчивое укрепление рубля к бивалютной корзине сменилось некоторым его ослаблением при повышении волатильности курса. В летние месяцы 2010 года в условиях сохранения повышенной неопределенности на внешних рынках выраженные тенденции в динамике курса рубля отсутствовали, а объемы участия Банка России на внутреннем валютном рынке оставались невысокими.

    Во  второй половине сентября на  фоне повышения спроса на валюту, связанного, в частности, с выплатами  по корпоративному внешнему долгу,  снижение курса рубля возобновилось.  Однако ввиду отсутствия фундаментальных  факторов для устойчивого ослабления  рубля стоимость бивалютной корзины не вышла за рамки операционного коридора, и объемы интервенций Банка России остались относительно небольшими.

    Использование  указанной модели курсовой политики  позволяет выполнять задачу поддержания  приемлемых условий для адаптации  хозяйствующих субъектов к изменениям  курса с учетом уязвимости  российской экономики к внешним  конъюнктурным шокам. При этом, как было объявлено 13 октября  2010 года, в рамках действующего  режима Банк России не устанавливает  каких-либо фиксированных количественных  ограничений на уровень валютного  курса. 

Информация о работе Система целей и механизм денежно-кредитного регулирования